Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Современные западные цивилизационные концепции-2».



 

Теории цивилизаций, 3-й курс бакалавриата, лекция

«Современные западные цивилизационные концепции-2».

1. Методология науки по К. Куигли.

2. Определение локальной цивилизации.

3. Структура и динамика локальных цивилизаций.

Американский ученый К. Куигли (1910–1977) сделал значительный вклад в теорию цивилизаций. Его идеи существенно повлияли на мировоззрение С. Хантингтона. В 1961 г. был опубликован главный труд Куигли – «Эволюция цивилизаций». Рассмотрим его основные положения.

Ученый придавал большое значение методологическим вопросам. Он считал, что традиционный подход к изучению истории не позволяет выделить из всего многообразия фактов наиболее важные и правильно соотнести их между собой. Многие специалисты понимают ограниченность и недостатки существующих теорий, но не верят в возможность подлинно научной интерпретации истории. Куигли видел свою главную задачу в том, чтобы переубедить таких скептиков. Законы исторического развития имеют одинаковую природу с теми, которые формулируются в естественных науках. В обоих случаях применяется один и тот же научный метод и строятся идеализированные модели, оставляющие за скобками воздействие посторонних факторов на изучаемый объект.

Наука – это не совокупность знаний и не картина мира, а определенный метод, подразумевающий сбор данных, выдвижение гипотезы, объясняющей их, и ее проверку. Последнее можно сделать одним из трех способов. Исследователь может проверить гипотезу на соответствие всем имеющимся данным, предсказать новые данные или провести эксперимент с контрольной группой. Естественные науки отличаются от общественных тем, что они изучают явления, на которые не могут повлиять человеческие мысли. Историк же должен учитывать субъективный фактор в своих построениях.

Все человеческие коллективы можно разделить на несколько категорий. Толпа – это ситуационное явление: входящих в нее людей не связывают устойчивые отношения. Члены группы уже достаточно сплочены, чтобы отличать своих от чужих, но они все еще прочнее связаны с последними, чем с первыми. В обществе, напротив, большинство отношений носят внутренний характер. Общества делятся на паразитирующие и производящие. Первые присваивают уже существующие в природе материальные блага, занимаясь охотой, рыбалкой и собирательством, вторые же создают новые благодаря земледелию и скотоводству. Производящие общества, имеющие письменность и городскую жизнь, называются цивилизациями. Всего в мировой истории было, возможно, 24 цивилизации, из которых только семь дожили до настоящего времени. Все их можно классифицировать в зависимости от господствующей сельскохозяйственной культуры – кукурузы, риса или зерновых.

Время, пространство и протекающие в них исторические процессы не являются дискретными. Они представляют собой континуумы. Любое общество или цивилизация существует в трех пространственных и одном временном измерении, а также в измерении абстракции, которое заполняют идеи. Последнее, в свою очередь, делится на шесть уровней: интеллектуальный, религиозный, общественный, экономический, политический и военный. Они соответствуют спектру человеческих потребностей. Люди нуждаются в групповой безопасности, организации межличностных властных отношений, материальном достатке, товариществе, психологической уверенности и понимании. Для достижения этих целей общество создает основанные на личных отношениях «инструменты». Последние со временем превращаются в самоподдерживающиеся «институты», преследующие свои собственные интересы и цели, отличные от вышеупомянутых, что снижает эффективность общественных механизмов. История являет множество примеров тому, как закостеневшие, институализированные силы терпели поражение от более молодых и гибких.

Основной движущей силой исторического развития является «напряжение эволюции», возникающее между «консерваторами», стремящимися сохранить неэффективные институты в неизменном виде, и «реформаторами», требующими перемен. Упомянутое напряжение может разрешиться реформой, действиями в обход института или реакцией. В первом и втором случае на рассматриваемом уровне снова возникает инструмент, который, в свою очередь, не избегнет общей судьбы и со временем институализируется. Именно поэтому цивилизации развиваются неравномерно: за расцветом неизбежно следует упадок, и наоборот.

Историческое развитие, протекающее на разных уровнях общественной жизни, дополняется исторической морфологией – влиянием данных уровней друг на друга. Историческая эволюция является равнодействующей развития и морфологии, которые влияют не только на нее, но и друг на друга.

Упомянутые шесть сфер общественной жизни должны развиваться согласованно, иначе внутри цивилизации возникнет напряжение. Так, Запад достиг впечатляющих успехов в интеллектуальной, экономической и военной сферах, но сильно отстал в социальной и религиозной.

Цивилизации возникают, растут и развиваются, достигают расцвета, а потом приходят в упадок и исчезают. Основные вехи их пути можно датировать лишь приблизительно. Все периодизации жизненного цикла цивилизаций, предложенные учеными, произвольны. Их авторы не соотносят выделяемые культурные эпохи с причинами, вызывающими культурные изменения. Аналогия между цивилизациями и живыми организмами не проливает свет на исследуемую проблему. Нельзя ограничиться заявлением, что цивилизация входит в жизнь полной энергии, а потом постепенно дряхлеет. В лучшем случае это простая констатация факта, в худшем – неверно.

Целесообразно выдвинуть новую периодизацию развития цивилизации, в которой выделяются семь этапов. Она основана на таком факте. У каждой цивилизации есть свой инструмент экспансии. Пока он верен своему предназначению, она процветает, когда он становится самодовлеющим институтом, она приходит в упадок. Понятие «инструмент экспансии» подразумевает выполнение трех условий. У общества должен быть стимул изобретать новые способы действия. Некоторые его члены должны накапливать излишек материальных благ. Последний должен использоваться для оплаты или использования новых изобретений. С течением времени люди, владеющие излишком материальных благ, как правило, перестают инвестировать его в инновации, и экономический рост замедляется. Это вызывает недовольство народных масс и ведет к конфликтам.

Возможны три варианта реакции на кризис. Можно реформировать институт и снова превратить его в инструмент. Альтернативой является создание нового инструмента, который будет существовать параллельно со старым институтом и постепенно присваивать себе его функции. В обоих случаях кризис будет преодолен, и скорость экспансии снова вырастет. Если восторжествует реакция и старый порядок вещей сохранится в неизменном виде, кризис станет хроническим. Теперь можно дать новое, лучшее определение цивилизации. Цивилизация – это производящее общество с инструментом экспансии.

Предложенная схема позволяет разделить историю цивилизации на семь периодов: смешение, созревание, экспансия, эпоха конфликта, всеобщая империя, упадок, вторжение. Сначала смешение двух культур должно породить третью, отличную от них обоих. Новая цивилизация не может сразу перейти к экспансии, сначала она должна созреть. Экспансия принимает четыре основных формы: увеличение производства товаров, вызывающее, в конце концов, повышение уровня жизни; увеличение численности населения – как правило, из-за снижения смертности; территориальная экспансия и накопление знаний. Потом скорость экспансии снижается сначала в центре, а позже и на периферии цивилизации. Начинается эпоха конфликтов, имеющая четыре основных характеристики. Ее отличают замедление экспансии и обострение классовых конфликтов, особенно заметное в «ядре» цивилизации. Также для нее характерны империалистические войны, в которых более периферийные государства побеждают менее периферийные, и распространение пессимизма, иррационализма, суеверий и эскапизма. На данном этапе развития цивилизация может либо создать новый инструмент экспансии и вернуться в третий период, либо, потерпев в этом неудачу, перейти к пятому. В последнем случае империалистические войны продолжаются до тех пор, пока одно государство не захватит сначала центр цивилизации, а потом и ее всю, создав, таким образом, всеобщую империю. Западная цивилизация несколько раз обновлялась. Феодализм сменился торговым капитализмом, последний был вытеснен капитализмом промышленным, который сам, в свою очередь, успел институализироваться и утратить эффективность. Сейчас Запад находится в «полосе свободы». Он может либо пережить еще одно обновление, либо увидеть превращение США во всеобщую империю.

Эпоха всеобщей империи может показаться «золотым веком», но это впечатление обманчиво. В обществе нет подлинного инструмента экспансии. Люди используют и растрачивают накопленное в предыдущие эпохи, почти не двигаясь вперед. Цивилизация неизбежно приходит в упадок. Начинаются гражданские войны и экономическая депрессия, уровень жизни населения падает, распространяется невежество. В конце концов, цивилизация, не желающая и, как следствие, неспособная себя защищать, становится жертвой внешнего вторжения. Побежденные могут смешаться с победителями, что в редких случаях может породить новую цивилизацию.

Литература:

1. Алалыкин-Извеков В. Н. Стоя на плечах гигантов: новые горизонты научного изучения социокультурной вселенной / В. Н. Алалыкин-Извеков // Biocosmology – Neo-Aristotelism. – 2015. – № 2. – Т. 5. – С. 277–290.

2. Королева Л. Г. Цивилизационный подход в современной философии истории / Л. Г. Королева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2019. – № 3 (51). – Т. 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsivilizatsionnyy-podhod-v-sovremennoy-filosofii-istorii/viewer (дата обращения: 02.01.2020).

3. Переслегин С. Б. Послесловие. О спектроскопии цивилизаций, или Россия на геополитической карте мира / С. Б. Переслегин // Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова // Philosophy. – М.: АСТ, 2003. – 603, [5] с. – С. 579–603.

4. Quigley C. The Evolution of Civilizations: An Introduction to Historical Analysis / C. Quigley. – Indianapolis: Liberty Press/Liberty Fund, 1979. – 444 p.

 

Задание: законспектировать тему (3 страницы 14-м шрифтом, полуторным интервалом) с использованием предложенных и иных научных источников.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.