Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА Виды профессиональной информационной деятельности человека



ТЕМА Виды профессиональной информационной деятельности человека

ПЛАН

1. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.

2. Стоимостные характеристики информационной деятельности

 

1. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.

Информационная деятельность человека - это деятельность, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.

Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.); для многих она является профессиональной.

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, жрецы, летописцы, затем — ученые и т.д.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуковой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационных процессах — обработка и целенаправленное преобразование информации — осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

Во второй половине XX века выпуск научно-технической печатной продукции стал подобен нарастающей лавине. Назрел информационный кризис, т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время.

Первое удвоение общего количества знаний на Земле произошло за период от рубежа нашей эры до 1750 года, то второе удвоение случилось уже за 150 лет, к началу двадцатого столетия, а третье — за 50 лет - к 1950 году.

В дальнейшем объемы знаний удваивались еще более стремительными темпами: до 1970 года — на протяжении 10 лет, после 1970 года — каждые 5 лет, а с 1991 года — ежегодно!

Выходом из создавшейся ситуации явилось изобретение электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и персональных компьютеров, создание телекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).

Но к современным техническим средствам работы с информацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение:

• сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры;

• цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны;

• записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.);

• полиграфическое оборудование;

• медицинское оборудование для УЗИ и томографии;

• сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках;

• плоттеры и различные принтеры;

• флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах;

• мобильные телефоны.

Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных научно-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей (Интернет).

Все перечисленные технические средства и системы предназначены для работы с информационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики. В настоящее время компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий. Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.

 

Область деятельности Профессия Технические средства Информационные ресурсы
Средства массовой информации Журналисты Телевидение, радио, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Интернет, электронная почта, библиотеки, архивы
Почта, телеграф, телефония Служащие, инженеры Телеграф, телефон, компьютерные сети Базы данных
Наука Ученые Телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Библиотеки, архивы, базы данных, экспертные системы, Интернет
Техника Инженеры Телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Системы автоматизированного проектирования (САПР), библиотеки, патенты, базы данных, экспертные системы, Интернет
Управление Менеджеры Информационные системы, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Базы данных, экспертные системы
Образование Преподаватели Информационные системы, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Библиотеки, Интернет
Искусство Писатели, художники, музыканты, дизайнеры Компьютеры и устройства ввод/вывода информации, аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Библиотеки, музеи, Интернет

 

1. Стоимостные характеристики информационной деятельности.

Под эффективностью автоматизированного преобразования информации понимают целесообразность применения средств вычислительной и организационной техники при формировании, передаче и обработке данных. Различают расчетную и фактическую эффективность.

Расчетная эффективность определяется на стадии проектирования автоматизации информационных работ. Фактическая эффективность рассчитывается по результатам внедрения автоматизированных информационных технологий.

Обобщенным критерием экономической эффективности является минимум затрат живого и овеществленного труда. При этом установлено, что чем больше участков прикладных работ автоматизировано, тем эффективнее используется техническое и программное обеспечение. Экономический эффект от внедрения вычислительной и организационной техники подразделяют на прямой и косвенный.

Под прямой экономической эффективностью информационных технологий понимают экономию материально-трудовых ресурсов и денежных средств, полученную в результате сокращения численности персонала, связанного с реализацией информационных задач (управленческий персонал, инженерно-технический персонал и т. д.), уменьшения фонда заработной платы, расхода основных и вспомогательных материалов вследствие автоматизации конкретных видов информационных работ.

Косвенная эффективность проявляется в конечных результатах деятельности организаций. Например, в управленческой деятельности ее локальными критериями могут быть: сокращение сроков составления сводок, повышение качества планово-учетных и аналитических работ, сокращение документооборота, повышение культуры и производительности труда и т. д. При анализе косвенной эффективности основным показателем является повышение качества управления, которое, как и при прямой экономической эффективности, ведет к экономии живого и овеществленного труда. Оба вида рассмотренной экономической эффективности взаимоувязаны.

Экономическую эффективность определяют с помощью трудовых и стоимостных показателей. Основным при расчетах является метод сопоставления данных базисного и отчетного периодов. В качестве базисного периода при переводе отдельных работ на автоматизацию принимают затраты на обработку информации до внедрения информационной технологии (при ручной обработке), а при совершенствовании действующей системы автоматизации информационных работ - затраты на обработку информации при достигнутом уровне автоматизации. При этом пользуются абсолютными и относительными показателями.

Например, на ручную обработку документов следует затратить 100 чел./час. (Т0), а при использовании информационных технологий - 10 чел./час. (Л).

Абсолютный показатель экономической эффективности ТЭК составляет:

ТЭК = Т0 - Т1 = 100 -10 = 90 (чел./час.)

Относительный индекс производительности труда

ТИТ = Т10 = 10/100 = 0,10

означает, что для обработки документов при автоматизации требуется по сравнению с ручной обработкой только 10 % времени. Используя индекс производительности труда ТИТ, можно определить относительный показатель экономии трудовых затрат. В примере, при обработке документов в результате применения информационной технологии экономия составит 90 %.

Наряду с трудовыми показателями, рассчитываются и стоимостные показатели, т. е. определяются затраты (в денежном выражении) на обработку информации при базисном (С0) и отчетном (С1) вариантах.

Абсолютный показатель стоимости СЭК определяется соотношением:

СЭК = С1 - С0.

Индекс стоимости затрат рассчитывается по формуле

Тст. зат = С1 / С0.

Срок окупаемости затрат Ток устанавливается по формуле:

Ток = ((ЗО + ПО) Кэф ) / (C0 - С1), где

ЗО - затраты на техническое обеспечение;

ПО - затраты на программное обеспечение;

Кэф - коэффициент эффективности.

Технологические стадии разработки автоматизированных информационных технологий и систем регламентируются российскими и международными стандартами.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что такое информационные ресурсы?

2. Чем характеризуются национальные ресурсы общества?

3. Что понимают под эффективностью автоматизированного преобразования информации

4. Что такое фактическая эффективность?

5. Что такое косвенная эффективность?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.