Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица. Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в России и развитых странах



 

Лакизюк В.Н. ИЦм-11

Ответы по сентябрьским лекциям

Вопросы для обсуждения.

1. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений современной науки в современную систему образования: проблемы и пути их решения.

2. Критерии педагогических инноваций

3. Трудности и риски инновационной деятельности в образовании

4. Традиционное и инновационное образование, как две стороны единого образовательного процесса

 

1. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений современной науки в современную систему образования: проблемы и пути их решения.

 

Передовой педагогический опыт - это деятельность педагога, которая обеспечивает устойчивую эффективность учебно-воспитательного процесса путем использования оригинальных форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания, новых систем обучения и воспитания или уже известных форм, методов, приемов, средств работы на основе их усовершенствования .

 

Передовой педагогический опыт различают по объему и уровню творческой самостоятельности его автора. По объему выделяют такие виды опыта: система работы учреждения (школы, отдела народного образования, методического кабинета и под.); система работы работника (учителя, директора, инспектора-методиста и т.д.); решения важной педагогической проблемы в учебном заведении (нравственное воспитание учащихся); решения важной педагогической проблемы в деятельности отдельных педагогов (индивидуализация обучения в процессе преподавания математики); определенные формы, методы и приемы, которые применяются в учебном заведении; формы, методы и приемы, которыми пользуются отдельные педагоги.

 

По уровню творческой самостоятельности выделяют такие виды передового педагогического опыта: инновационный и новаторский.

 

Новаторский опыт - это опыт, созданный в рамках известных форм, методов и приемов педагогической деятельности, отличается новым оригинальным подходом к их использования, что приводит к повышению качества обучения, воспитания и управления.

 

Примером новаторского опыта есть опыт работы учительницы начальных классов из г.. Кировограда С. П. Логачевськои, сконцентрирован на умелую реализацию в практической деятельности идей педагогической науки по вопросам дифференциации обучения. На основе разработанных структурно-логических схем С. П. Логачевська осуществляет дифференцированный подход к учащимся на всех этапах усвоения знаний. Этому способствуют дифференцированные задания, подобранные по степени сложности и степени самостоятельности. Так, например, на этапе закрепления учебного материала дифференциация учебной работы имеет такую последовательность: на первом этапе сильные ученики выполняют основную задачу самостоятельно, средним предоставляются вспомогательные материалы (указание на образец выполнения, достопримечательности, дополнительная конкретизация, вопросы и т.д.), а слабые ученики работают с учителем; на втором этапе сильные ученики выполняют творческое задание, средние - основной, более слабые - задача, сопровождаются вспомогательными материалами. На третьем этапе сильные ученики работают над выполнением интересного задания, средние - творческого задания, а более слабые ученики выполняют основную задачу. На четвертом этапе все учащиеся выполняют общую задачу.

 

Новаторским является опыт донецкого учителя физики В. Ф. Шаталова. В основе опыта - изложение нового материала укрупненными блоками, вызывает значительное сокращение сроков изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно меняет технологию обучения.

 

Новую систему изучения учебного материала предложил также одесский учитель химии М. П. Гузик. Материал подается "большими порциями", поэтому планирование учителем каждой учебной темы предусматривает такую систему уроков: 1) уроки - лекции 2) уроки - семинарские занятия; 3) уроки обобщения и систематизации знаний; 4) уроки защиты творческих задач; 5) уроки - практикумы.

 

Педагогом-новатором является петербургский учитель литературы Е. М. Ильин. Суть опыта - "обучающее воспитание", целью которого является нравственное формирование личности средствами литературы, а не литературоведческие знания. Основной метод нравственного-публицистическая интерпретация текста, сближение литературы с жизнью ученика. Метод реализуется с помощью приемов: анализа яркой конструктивной детали, сложного морального вопрос, нравственного монолога, микродиспуту и под. Новизна опыта - в совокупности приемов, которые развивают самосознание, аналитические художественные способности ученика 1.

 

Настоящее открытие сделал педагог - новатор с подмосковного Реутова И. П. Волков. Он разработал систему развития разноплановых способностей ученика путем решения оригинальных задач, выполнение задач и изготовление различных предметов без опоры на образцы. При этом вместо уроков труда, рисования, внеклассной работы используются "блоки знаний и умений", а на смену традиционным урокам приходят уроки обучения творчеству. В результате у учащихся развиваются познавательные, трудовые, эвристические, изобретательские способности и прежде всего в тех видах деятельности, которые соответствуют природной одаренности; достоверно определяется профессиональная направленность.

 

По инициативе И. П. Волкова в школе для каждого ученика было принято разработанной "Творческую книгу ученика" -небольшой, отпечатанный типографским способом тетрадь, в котором ведется учет и оценивается любая творческая работа ученика, выполненная по его инициативе (модель, инструмент , вышивка и под.), участие в предметных олимпиадах, проведение занятий с младшими учениками, спортивные достижения и прочее. Все это позже отражается в характеристике ученика. И самое главное - организован таким образом точный учет творческих дел сделал определения наклонностей и вызвал развитие способностей каждого.

 

2. Критерии педагогических инноваций:

1. актуальность - критерий, который означает, что опыт направлен на решение важнейших проблем обучения, воспитания и развития учащихся;

 

2. оригинальность - значит, что в практике работы данного педагога, педагогического коллектива используются формы, методы, приемы, средства или их системы, которые еще не применялись в условиях современной школы;

 

3. высокая эффективность - опыт можно считать передовым только тогда, когда педагогом достигнуто высших сравнению с массовой практикой результатов обучения, воспитания и развития;

 

4. стабильность результатов - обнаружен передовой педагогический опыт характеризуется устойчивой эффективностью и стабильностью результатов в течение длительного времени;

 

5. оптимальность - это затраты времени, усилий учителей и учащихся на достижение результатов; оптимальными являются те инновации, достигают высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах;

 

6. возможность творческого применения передового педагогического опыта в массовой практике.

 

3. Трудности и риски инновационной деятельности в образовании

 

Сложности с внедрением инновационных процессов в образование связаны, прежде всего, с психологическими барьерами. С.Д. Поляков выделяет среди причин, помогающих - мешающих нововведению, внешние (по отношению к педагогу) и внутренние, личностные. Внешние причины включают в себя такие факторы, как требования вышестоящих органов образования, администрации образовательного учреждения, общественное мнение педколлектива и др. Внешние причины - это и условия жизни и быта педагога, состояние его здоровья и др. Однако влияние на поведение педагога в инновационной ситуации оказывают не только внешние причины: в определенной степени оно определяется сформировавшимися у него на данный момент личностными и личностно-профессиональными характеристиками.

Существуют и другие внутренние причины, связанные с психологическими барьерами сопротивления новому. Среди них можно назвать страх как боязнь обнаружения собственной некомпетентности, личностной несостоятельности, тревоги по поводу своей самооценки. Одной из причин невосприятия инноваций является неразвитая достижительная мотивация, когда у педагога преобладает ориентация на избегание неудач, что влечет за собой уклонение от нововведений, в которых видится риск и непредвиденные трудности.

К указанным выше инновационным барьерам можно отнести и барьеры творчества:

 

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть походим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

 

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться им глупым и смешным в своих суждениях.

 

Обе указанные тенденции могут возникнуть у педагога, если первые его попытки самостоятельного инновационного поведения, первые творческие суждения не находят должной поддержки у педагогов, родителей, детей, вызывают смех или осуждение.

 

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее суждение: критиковать человека – значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение.

 

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

 

5. Личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие («Я-концепция»), характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи.

 

6. Ригидность («вязкость») мышления, которую С.И. Архангельский рассматривает как свойство использовать приобретенные знания «в их окончательном понимании без возможности разнообразия».

 

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления деятельности, сопряжена с риском, так как практически отсутствует полная гарантия благополучного результата. Трудности принятия решений по инновационным проектам обусловлены, во-первых, значительной степенью неопределённости будущих условий, в которых будет осуществляться проект, и, во-вторых, возможной противоречивостью сравнительных оценок проектов по различным критериям.

К внешним (неуправляемым)относятся факторы инновационного риска, не связанные с деятельностью организации или компании (специфические риски для России):

 

- финансово-экономические риски(например, риски, связанные с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуацией; внешне­экономические риски и т.д.);

 

- социально-экономические и политические риски(например, неопределённость политической ситуации и нестабильность политической власти; риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе, а именно опасность свёртывания экономических и политических реформ; региональные конфликты (например, наличие беженцев и вынужденных переселенцев); существенное различие уровней безработицы и реальных доходов населения; социально-политическая ориентация администрации; нерыночный тип поведения населения и т.д.);

 

- форс-мажорные обстоятельства и т.д.

 

Инновационный риск организации или компании, реализующей инновационный проект, является в принципе управляемым. При этом внутренние (управляемые)факторы инновационного риска включают, например, производственные факторы риска: нарушение персоналом трудовой дисциплины, низкая профессиональная компетенция педагогов и прочее.

 

Активность субъекта, заданная в неопределенных условиях, влияет на управление рисками. Под субъектами риска, как правило, понимаются все акторы социальной жизни: индивиды, малые и большие группы, организации и социальные институты, общество в целом. В современную эпоху взаимозависимости и глобализации общественных процессов риск становится все более коллективным.

 

Активность субъекта риска чаще всего получает выражение через деятельность, действия, которые имманентно или ситуативно включают в себя элементы неопределенности, проблемности, опасности, но риск появляется лишь в осознанном поведении человека, реагирующего на конкретно складывающуюся ситуацию.

 

Управлять рисками, связанными с внедрением и продвижением инноваций на рынок, достаточно сложно, особенно принимая во внимание высокую долю неопределённости. Тем не менее, анализ инновационных рисков и их систематизация могут дать инструменты управления рисками.

4. Традиционное и инновационное образование как две стороны единого образовательного процесса

Сравнительно-сопоставительный анализ традиционного «поддерживающего» и инновационного образования указывает на их взаимосвязь. Знаниево-просветительская парадигма образования, ставшая доминирующей в образовании (т.е. ставшая традицией), выступает основой и предпосылкой возникновения инновационной педагогической деятельности. Традиционное и инновационное генетически взаимосвязаны. Без первого нет второго. От объема и характера традиций в большой степени зависят объем и характер образовательных инноваций. Они представляют собой две противоположные стороны единого образовательного процесса, взаимодействие и противоречие между которыми выступает внутренним источником самодвижения, т.е. перехода к более высокому и качественному уровню развития образования. Традиция и инновация – это два качественно различных состояния одного и того же образовательного процесса, где действуют генетические связи, связи порождения и развития. «Она включает в себя как консервативную, стабилизирующую функцию, так и творчество, критику, новаторство и прочие стимулирующие прогресс общества и его культуры тенденции человеческой деятельности. Таким образом, новаторство является одной из диалектически противоречивых сторон традиции как механизма регуляции человеческой деятельности», – пишет В.Б. Власова.

 

Инновация, вытеснившая традицию, стереотипизируется и со временем сама превращается в традицию. Внедрение инновационных идей в педагогическую практику приводит к тому, что они, не успев окончательно стать традицией, испытывают воздействие новых инноваций, которые как бы торопят, выталкивают первые из образовательной практики.

 

Соотношение (удельный вес) традиционного и инновационного образования на разных этапах педагогического процесса бывает неодинаковым. В реальной педагогической практике происходит сближение этих двух моделей образования, а затем доминирующей становится та (главным образом инновационная), которая будет востребована жизнью и к освоению которой готово педагогическое сообщество. Однако эта общая закономерность в условиях современной России приобретает определенную специфику. «В высокоразвитых странах этот процесс (отмирания старой парадигмы образования.) сопровождается параллельным становлением новой, жизнеспособной и обращенной в будущее образовательной парадигмы. В России же ситуация много острее, ибо параллельный процесс становления новой школьной парадигмы пока не очень заметен»

 

Современное отечественное образование представляет собой мозаичное полотно. Сегодняшнее отечественное образование можно охарактеризовать как стратегически неопределенное, несложившееся, неустойчивое, внутренне противоречивое. В нем сохраняются пласты советской школы, наблюдаются восстанавливаемые черты образования в дореволюционной России, проявляются совершенно новые тенденции в связи с социальным переустройством государства, признаки функционирования западной школы и сопутствующий всему этому субъективизм.

 

Изучение мирового образовательного процесса показывает, что на всех его этапах присутствовали традиции и инновации. Процесс накопления нового знания и нового инновационного опыта хоть и медленно, но шел всегда. Формирование новой педагогической практики осуществлялось путем синтеза традиций и инноваций. Из педагогических традиций, которые когда-то были инновацией, и инноваций, которые затем станут традицией, соткано образование. Поэтому мы не разделяем весьма распространенное в педагогическом сообществе представление о традиционном воспитании и обучении как архаическом, устаревшем, с современностью не связанном, что, в частности, проявилось в недооценке роли знаний в школьной жизни ребенка в рамках новой модели образования.

 

 

Таблица. Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в России и развитых странах

Вызовы времени

Россия

Европа

США

  Школьное образование Профессиональное образование Школьное образование Профессиональное образование Школьное образование Профессиональное образование
Изменения в законодательстве, связанные с внедрением инновационных технологий в образование

Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 – 2030 годы». В принятом документе отражены меры в области применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на формирование информационного общества. В образовательной сфере рекомендуется «использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение при реализации образовательных программ».

В 2018 году был утвержден План действий в области цифрового образо‐ вания (Digital Education Action Plan), в котором определены три приоритета: более эффективное использование цифровых технологий для преподавания и обучения; развитие соответствующих цифровых компетенций и навыков для цифровой трансформации; улучшение образования за счет лучшего анализа и прогнозирования данных.

Пандемия коронавируса вызвала всплеск инициатив со стороны профильных органов власти, крупнейших технологических компаний, волонтеров и бизнеса во всем мире. Европейский союз (ЕС) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) наряду с другими странами, вовлеченными в цифровую трансформацию, были вынуждены скорректировать свои планы относительно дальнейших перспектив цифрового развития. В частности, изменения коснулись проекта решений Совета ЕС по формированию цифрового будущего Европы, инициатив в области цифровизации промышленности, искусственного интеллекта, условий защиты конфиденциальности данных при использовании онлайн-приложений.

Штаты являются первопроходцем в области цифровизизации, применяющим новые технологии в образовании более 60 лет. Большая часть современных образовательных инноваций (онлайн-образование, открытые образовательные ресурсы, открытые курсы, МООК и др.) были созданы именно в США.

Изменения в оснащении классов и аудиторий

Происходит оснащение школ инфраструктурой (компьютерами, доступом в интернет, интерактивными панелями и пр.)

В Западной Европе (Германия, Франция, Великобритания) создаются специальные учебные классы, оснащенные новейшей техникой, национальные центры дистанционного обучения с помощью электронных средств.

В учебном процессе преподаватели и студенты американских вузов охотно прибегают к продвинутым новым информационным технологиям: мобильная связь, портативные компьютерные комплексы, видеоконференции, использование Интернета и пр. Так, университет Карнеги-Меллон систематически практикует «открытое обучение» в виде онлайн-курсов, когда студенты высылают преподавателям выполненные на компьютере учебные задания, готовят, демонстрируют видео-презентации.

Цифровизация процесса обучения

Разработаны и успешно функционируют образовательные платформы: Российская электронная школа (РЭШ), ЯКласс, Учи.ру, Фоксфорд, Яндекс.Учебник и др.

Современные уроки сопровождаются показом интерактивных материалов, презентаций, видеоматериалов. Тестирование возможно теперь и в электронном формате с автоматической проверкой ответов и выдачей итогового результата (Напр., Coogle формы).

Учителя осваивают программы Zoom (сервис для проведения видеоконференций и онлайн-встреч) и Google Classroom (веб-сервис для обмена файлами между преподавателями и учениками с использованием программных разработок Google). Осуществляется переход на единую базу рабочих программ учебных дисциплин, внедряются электронные журналы и электронные дневники. Для связи и коммуникации с обучающимися используются электронная почта, сайт преподавателей и социальные сети.

Специалисты создают учебные компьютерные программы, мотивирующие творческую мысль учащихся.

Дистанционные технологии привели к созданию новых экономических моделей образования: массовому обучению на основе электронных ресурсов, групповому обучению с онлайн-взаимодействием, а также их комбинации.

Новации в системе оценивания

Введение в большинстве ВУЗов балльной системы оценивания, где 100 баллов – максимальный показатель и, соответственно, 0 баллов - минимальный

Для оценки успеваемости в европейских вузах используется система кредитов ECTS. Кредит — это балл, который соответствует 25 часам занятий. За каждый предмет начисляется определенное количество кредитов, оно зависит от количества пар в неделю. За один учебный год студент должен набрать 60 кредитов. Причем если он завалил экзамен, то баллов за предмет он не получит. За бакалаврскую программу учащийся набирает 180-240 кредитов в зависимости от длительности обучения.

В США действует буквенная система оценок. У буквенных оценок есть цифровой эквивалент:

А+ — 4.0;

А – 4.0;

А- — 3.67;

В+ — 3.33;

В – 3.0;

В- — 2.67;

С+ — 2.33;

С – 2.0;

С- — 1.67;

D+ — 1.33;

D – 1.0

D- — 0.67;

F – 0.

             

2. Какие еще инновации социально – образовательной сферы (помимо школьного и профессионального образования) вы могли бы назвать? В каком секторе социально – образовательной сферы наблюдается наибольшая интенсивность инновационных процессов? С чем это связано?

Создаются научно-образовательные центры цифровых технологий, занимающиеся вопросами цифровизации в образовании.

Наибольшая интенсивность цифровизации, на мой взгляд, наблюдается в школьном образовании. Создаются образовательные платформы, большое внимание уделяется техническому оснащению классов, введению цифровых дневников и журналов. В профессиональном и высшем образовании данные тенденции не столь ярко выражены, внедрение информационных технологий происходит в более медленных темпах. (Например, цифровые образовательные платформы для обучения в ВУЗах не разработаны. Для школьного же образования их существует большое количество (ЯКласс, Учи.ру, Фоксфорд, Яндекс.Учебник и др.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.