|
||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторное занятие «Разнообразие биологических методов: возможности и ограничения применения в студенческих проектах»Лабораторное занятие «Разнообразие биологических методов: возможности и ограничения применения в студенческих проектах» Задание 1 Система биологических наук очень разветвлённая, спектр используемых методов в различных направлениях очень широк. Для знакомства с разнообразием методов подготовьте доклады о современных методах по отраслям биологии. Биологические науки можно подразделить по направлениям исследований. В каждом направлении охарактеризуйте свои методы. 1. Науки, изучающие систематические группы живых организмов: o вирусология – наука о вирусах; o микробиология – наука о микроорганизмах; o микология – наука о грибах; o ботаника (фитология) – наука о растениях; o зоология – наука о животных; o антропология – наука о человеке. 2. Науки, изучающие разные уровни организации всего живого: o молекулярная биология – наука о свойствах и проявлении жизни на молекулярном уровне; o цитология – наука о клетках; o гистология – наука о тканях. 3. Науки, изучающие структуру, свойства и проявления жизни отдельных организмов: o анатомия – наука о внутреннем строении; o морфология – наука о внешнем строении; o физиология – наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей; o генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. 4. Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни и сообществ живых организмов: o экология – наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей их средой; o биогеография – наука о закономерностях географического распространения живых организмов. 5. Науки о развитии живой материи: o биология индивидуального развития – наука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти; o эволюционное учение – наука об историческом развитии живой природы; o палеонтология – наука о развитии жизни в прошлые геологические времена. 6. Науки, использующие различные методы исследований: o биохимия (на стыке биологии и химии) – наука о химических веществах и процессах в живых организмах; o биофизика (на стыке биологии и физики) – наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах. 7. Прикладные науки: o биотехнология – совокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов; o бионика – разработка технических устройств по подобию живых систем, растениеводство, животноводство, ветеринария и др.
При выполнении данного задания можно разделить темы между группами или парами студентов, а по ходу всех докладов необходимо сформировать развёрнутую таблицу с характеристикой разнообразных методов. Выступите с докладами-презентациями по разнообразию биологических методов. После каждого доклада коллективно проанализируйте презентацию выступающего на предмет достоинств и недостатков.
Задание 2 По ходу выступлений составьте в рабочей тетради-портфолио сводную таблицу по краткой характеристике биологических методов.
Таблица – Характеристика основных биологических методов
* направление совпадает с формулировкой темы доклада в задании.
Задание 3 После формирования таблицы сделайте общий вывод, ответив на вопросы: ü Дайте определение следующим понятиям: метод, методика, методология. ü В чём сходства и отличия в методах изучения объектов разных иерархических уровней жизни? ü В чём, на Ваш взгляд, сложность изучения наземных экосистем? ü В чём, на Ваш взгляд, особенности работы биологов при изучении различных аспектов водных экосистем?
Задание 4 Просмотрите видео фрагмент «О профессии Биолог» на YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=K7J-zEWTgOE) Письменно ответьте на вопросы «Почему я решил (а) стать биологом?», «Какие у меня есть перспективы карьерного роста в выбранной профессии?», «Какая отрасль биологического знания мне ближе всего?» «Что мне необходимо для успешной карьеры биолога?», «Как, кем и где я вижу себя в 2026 году?». Домашнее задание: ü продолжите работу над теоретической частью своего проекта. ü определите для своего проекта тему нулевой гипотезы, объект и предмет исследования. ü сдайте лист с пошаговым планом своего проекта и указанием предполагаемых сроков и времени реализации каждого шага (в OpenProj или любой другой похожей программе). Внимание! Данный план в виде секторной схемы можно извлечь из программы кнопочкой на клавиатуре «PrtSc». Он должен войти в проект в виде приложения. Ссылку на это приложение необходимо сделать в описании методики. ü самостоятельно и индивидуально разработайте дизайн титульного листа к Вашему отчётному портфолио по «Проектам в биологии». ü подготовьте к сдаче на проверку оформленное портфолио. Оно должно включать: титульный лист, содержание, таблицы с выводами, все раздаточные материалы, тексты собственных докладов, ответы на вопросы задания 4, план проекта.
.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|