Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лабораторное занятие «Разнообразие биологических методов: возможности и ограничения применения в студенческих проектах»



Лабораторное занятие «Разнообразие биологических методов: возможности и ограничения применения в студенческих проектах»

Задание 1

Система биологических наук очень разветвлённая, спектр используемых методов в различных направлениях очень широк. Для знакомства с разнообразием методов подготовьте доклады о современных методах по отраслям биологии. Биологические науки можно подразделить по направлениям исследований. В каждом направлении охарактеризуйте свои методы.

1. Науки, изучающие систематические группы живых организмов:

o вирусология – наука о вирусах;

o микробиология – наука о микроорганизмах;

o микология – наука о грибах;

o ботаника (фитология) – наука о растениях;

o зоология – наука о животных;

o антропология – наука о человеке.

2. Науки, изучающие разные уровни организации всего живого:

o молекулярная биология – наука о свойствах и проявлении жизни на молекулярном уровне;

o цитология – наука о клетках;

o гистология – наука о тканях.

3. Науки, изучающие структуру, свойства и проявления жизни отдельных организмов:

o анатомия – наука о внутреннем строении;

o морфология – наука о внешнем строении;

o физиология – наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей;

o генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов.

4. Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни и сообществ живых организмов:

o экология – наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей их средой;

o биогеография – наука о закономерностях географического распространения живых организмов.

5. Науки о развитии живой материи:

o биология индивидуального развития – наука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти;

o эволюционное учение – наука об историческом развитии живой природы;

o палеонтология – наука о развитии жизни в прошлые геологические времена.

6. Науки, использующие различные методы исследований:

o биохимия (на стыке биологии и химии) – наука о химических веществах и процессах в живых организмах;

o биофизика (на стыке биологии и физики) – наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах.

7. Прикладные науки:

o биотехнология – совокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов;

o бионика – разработка технических устройств по подобию живых систем, растениеводство, животноводство, ветеринария и др.

 

При выполнении данного задания можно разделить темы между группами или парами студентов, а по ходу всех докладов необходимо сформировать развёрнутую таблицу с характеристикой разнообразных методов.

Выступите с докладами-презентациями по разнообразию биологических методов.

После каждого доклада коллективно проанализируйте презентацию выступающего на предмет достоинств и недостатков.

 

Задание 2

По ходу выступлений составьте в рабочей тетради-портфолио сводную таблицу по краткой характеристике биологических методов.

 

Таблица – Характеристика основных биологических методов

 

Направление* Основные методы направления Суть метода Примеры, примечания
       
       
       
       
       
     

* направление совпадает с формулировкой темы доклада в задании.

 

Задание 3

После формирования таблицы сделайте общий вывод, ответив на вопросы:

ü Дайте определение следующим понятиям: метод, методика, методология.

ü В чём сходства и отличия в методах изучения объектов разных иерархических уровней жизни?

ü В чём, на Ваш взгляд, сложность изучения наземных экосистем?

ü В чём, на Ваш взгляд, особенности работы биологов при изучении различных аспектов водных экосистем?

 

Задание 4

Просмотрите видео фрагмент «О профессии Биолог» на YouTube

(https://www.youtube.com/watch?v=K7J-zEWTgOE)

Письменно ответьте на вопросы «Почему я решил (а) стать биологом?», «Какие у меня есть перспективы карьерного роста в выбранной профессии?», «Какая отрасль биологического знания мне ближе всего?» «Что мне необходимо для успешной карьеры биолога?», «Как, кем и где я вижу себя в 2026 году?».

Домашнее задание:

ü продолжите работу над теоретической частью своего проекта.

ü определите для своего проекта тему нулевой гипотезы, объект и предмет исследования.

ü сдайте лист с пошаговым планом своего проекта и указанием предполагаемых сроков и времени реализации  каждого шага (в OpenProj или любой другой похожей программе). Внимание! Данный план в виде секторной схемы можно извлечь из программы кнопочкой на клавиатуре «PrtSc». Он должен войти в проект в виде приложения. Ссылку на это приложение необходимо сделать в описании методики.

ü самостоятельно и индивидуально разработайте дизайн титульного листа к Вашему отчётному портфолио по «Проектам в биологии».

ü подготовьте к сдаче на проверку оформленное портфолио. Оно должно включать: титульный лист, содержание, таблицы с выводами, все раздаточные материалы, тексты собственных докладов, ответы на вопросы задания 4, план проекта.

 

.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.