Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема магистерской диссертации:



 Тема магистерской диссертации:

«АФК для лиц с расстройством аутистического спектра (РАС)»

Актуальность выбранной темы:

Людей с аутизмом в мире становится больше с каждым днем. Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал в 2020 году новую статистику – расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у каждого 54-го ребенка, что на 10% больше, чем в 2018 году, и с каждым годом таких детей становится на 13,5% больше. Страшно предположить, что через пять лет каждый второй ребенок в мире будет страдать данным недугом.

Многим людям с РАС по достижении ими совершеннолетия меняют установленный диагноз на ту или иную форму шизофрении, причём далеко не всегда с их согласия, так как многие психиатры считают РАС патологией сугубо детского возраста, что опять же является устаревшим и отвергнутым предположением. К сожалению, в настоящее время доступно небольшое количество исследований положения подростков и молодежи с РАС в различных аспектах, но анализ представленных в них данных показывает крайне неблагоприятную картину.

Кроме того, что новых современных программ по реабилитации не так много, чаще всего в работе с данной категорией лиц используются обобщенные методы, которые не всегда подходят для работы с РАС. Аутизм – сложное заболевание, требующее комплексного подхода, а также определенных методов коррекции поведения. Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с данной категорией лиц является подготовка ко «взрослой» и, по возможности, самостоятельной жизни, к наиболее успешной и всесторонней интеграции во все сферы жизни современного общества В такой реабилитации нужна постоянная система, особый подход, применяющийся во всех сферах данной реабилитации: социальной, физической, психологической и т.д.

В реабилитации детей с РАС эффективными считаются такие программы, которые включают в себя комплекс мер, направленных на поведенческую коррекцию, на предотвращение нежелательного поведения ребенка; методики, развивающие вербальные навыки коммуникации, обучающие социальному взаимодействию; методики, позволяющие также развить физические способности, особенно координацию и пространственную ориентацию. Чтобы программа реабилитации для ребенка с РАС действовала эффективно, наряду с другими проблемами данного диагноза важно уделять особое внимание физическому воспитанию.

Таким образом, просматривается проблема, характеризующаяся наличием  противоречия между потребностью повышения уровня жизненно необходимых социально-бытовых навыков и компетенций лиц с РАС и невозможностью реализации данной задачи в силу отсутствия научно-обоснованных эффективных комплексных методик коррекционно-педагогического воздействия на сенсомоторную, психоэмоциональную и социально-поведенческую сферы детей и молодѐжи, диагностированных в спектре аутистических расстройств, а значит существует необходимость исследования опыта применения различных средств адаптивной физической культуры для воздействия на сенсомоторную, психоэмоциональную и социально-поведенческую сферы развития подростков и молодѐжи, диагностированных в спектре аутистических нарушений.

В соответствии с изложенным, становится очевидным, что разработка такой методики является актуальной задачей, чему и посвящено это настоящее исследование, а значит позволило сформулировать тему: «АФК для лиц с расстройством аутистического спектра (РАС)»

Цель исследования - теоретически определить и обосновать методику проведения занятий по адаптивной физической культуре в различных условиях структурно-организованного пространства для лиц с расстройством аутистического спектра и доказать на практике ее эффективность.

Объект исследования:процесс занятий АФК подростков и молодежи с РАС и нарушениями интеллекта

 Предмет исследования: методики применения средств АФК для лиц с РАС и нарушениями интеллекта

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности психического и физического развития детей и молодежи с РАС и нарушениями интеллекта.

2. Изучить современное состояние вопроса адаптивного физического воспитания детей и молодежи с расстройством аутистического спектра и нарушениями интеллекта

3. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы реабилитации детей с РАС

4. Разработать комплекс специальных упражнений АФК для детей и молодежи с РАС и нарушениями интеллекта в различных условиях структурно-организованного пространства и экспериментально доказать эффективность по результатам педагогического эксперимента.

Гипотеза исследования:предполагается, что разработка и реализация методики проведения занятий адаптивной физической культуры в различных условиях структурно-организованного пространства будут способствовать:

 - повышению эффективности процесса коррекции основных нарушенных функций у детей и молодежи с РАС и нарушениями интеллекта,

- повысит эффективность процесса обучения базовым и социально-бытовым умениям и навыкам самообслуживания, то есть обеспечит решение задач бытовой и социально-трудовой абилитации,

- оптимизирует процесс интеграции в активную жизнь общества данную категорию лиц.

Методы исследования.Для реализации цели работы и решения поставленных задач будет использован следующий комплекс методов исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы; опросные методы (анкетирование); педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

 выделить основополагающие факторы, определяющие особенности методики адаптивного физического воспитания подростков и молодежи с расстройствами аутистического спектра, такие как:

- обеспечение системной диагностики и оценки общей двигательной функциональности подростков с расстройствами аутистического спектра для целенаправленного выбора средств и определения методических подходов к их использованию на занятиях адаптивной физической культурой;

- разработка и внедрение методики оценки общей двигательной функциональности подростков и молодежи с расстройством аутистического спектра, адаптированной к специфическим особенностям и клиническим проявлениям, направленной не на оценку техники выполнения определенного движения, а на отражение общей двигательной компетентности, позитивного психоэмоционального настроя и мотивации к выполнению у занимающегося;

- комплексное применение занятий аэробной направленности на кардиотренажерах и физических упражнений общеразвивающей и оздоровительной направленности;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- теория адаптивного физического воспитания дополняется знаниями, позволяющими применять идеи деятельностного подхода для повышения эффективности коррекционно-педагогического воздействия на сенсомоторную, психоэмоциональную и социально-поведенческую сферы индивидуального развития подростков и молодёжи, диагностированных в спектре аутистических расстройств;

- теория адаптивного физического воспитания дополняется знаниями о ведущей роли физических упражнений в коррекционно-абилитационном процессе подростков и молодежи с РАС, в уменьшении клинических проявлений сенсомоторных нарушений, в качественном повышении уровня социально -коммуникативной адаптации;

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в разработке и внедрении в практику работы образовательных, социальных и медицинских учреждений методики проведения занятий с подростками и молодежью с расстройствами аутистического спектра на основе комплексного использования средств адаптивной физической культуры. Это дает возможность существенно повысить эффективность организованной коррекционно-педагогической работы в системе бытовой, социальной и трудовой абилитации занимающихся и интеграции их в общество за счет компенсации асинхронии развития и расширения межличностных контактов подростков и молодежи, диагностированных в спектре аутистических расстройств. Методика может целенаправленно использоваться:

- при разработке и реализации программ адаптивного физического воспитания для подростков и молодежи с РАС как варианта досугового и нормативного времяпрепровождения данной категории лиц;

- в педагогической деятельности инструкторов, учителей и преподавателей адаптивного физического воспитания, а также в процессе коррекционно-абилитационного сопровождения подростков и молодежи с РАС.

 Опытно-экспериментальная база исследования -факультет физической культуры и спорта ГОУ ВО «Приднестровский государственный университет им. Т.Г.Шевченко», кафедра физической реабилитации и оздоровительных технологий.

Направление подготовки «7.49.04.02 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

Профиль подготовки: Физическая реабилитация

 Магистрантка Коноп Е.П.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.