Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КУРСОВАЯ РАБОТА



 

Курсовая работа

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

 «Вологодский государственный университет»

Институт социальных и гуманитарных наук

 

 Кафедра всеобщей истории и мировой политики

(наименование кафедры)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: «Мировая экономика»

Наименование темы: «Мировой рынок информационных услуг»

 

 

____________. код направления подготовки/ специальности _____. код выпускающей кафедры _____________ регистрационный номер по журналу __________ код формы обучения __________ год

 

 

Руководитель Орлова Эльвира Олеговна кандидат экономических наук, доцент (уч. степень, звание, должность. Ф.И.О)
Выполнил (а) студент Плетнева Полина Алексеевна  (Ф.И.О)
Группа, курс 4 курс ПИЭ-41
Дата сдачи 15 ноября
Дата защиты   Оценка по защите   ___________________________________________ ___________________________________________ (подпись преподавателя)

 

Вологда

2021 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………………...

Глава 1 Теоретические основы в мировом рынке информационных услуг…………………

1.1 Понятие и сущность мирового хозяйства…………………………………………………...

1.2 Услуги в контексте мировой экономики...…………………………………………………..

1.3 Информационные услуги и их характеристика……………………………………………..

Глава 2 Сущность рынка информационных услуг……………………………………………...

1.1 Цифры………………………………………………………………………………………….

1.2 Факты…………………………………………………………………………………………..

1.3 Структура………………………………………………………………………………………

Глава 3 Предложение решения проблем в мировом рынке информационных услуг……….

Заключение………………………………………………………………………………………...

Использованные источники и литература………………………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования заключается в том, что рынок информационных услуг начал увеличиваться не только из-за перехода к информационному обществу и развития сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также из-за изоляционных ограничений населения мира в условиях появления пандемии Сovid-19. Это повлекло за собой создание новых сервисов для обучения, здравоохранения, продажи и т.д. В свою очередь эти изменения требуют нового пересмотра и анализа состояния рынка информационных услуг и продуктов, которые значительно будут отличаться от ситуации начала двухтысячных годов. Научная новизна будет в том, что мы сравним рынок информационных услуг до и после 2020, когда появления Covid-19 и последовавших карантинов и локдаунов заставило людей активнее развивать интернет коммуникацию. Практическая значимость заключается в сведеньях полезных для создания нового бизнеса для своего продукта или услуги, мониторинга экономических процессов, управлением развития регионов, изучения уклада населения. Для обычного пользователя Интернетом данные сведенья могут быть полезны, потому что именно он является конечным потребителем информационных услуг, которые когда-то и появились благодаря формированию информационно-коммуникационных систем и обменом информации на разных уровнях этих систем.

Объект исследования – мировой рынок информационных услуг и его составляющие в наше время с небольшими сравнениями до пандемии.

Предмет исследования – научные статьи в книгах, учебниках и журналах, а также различные статистические данные из Интернета.

Цель – рассмотреть мировой рынок информационных услуг с общими тенденциями изменения, исследовав его отрасли, сектора, формации и технологических уклад с привлечением статистических данных.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих исследовательских задач:

1. Изучить теорию по мировому рынку информационных услуг, чтобы сформировать общее представление, что он собой представляет в наше время.

2. Рассмотреть различные статистические данные по разным отраслям, секторам и формациям мирового рынка информационных услуг для составления дальнейших выводов.

3. Предложить свои варианты для дальнейшего развития мирового рынка информационных услуг, выявить современные проблемы и пути их решения.

Работа состоит из введения, трех глав с несколькими параграфами, заключения и списка использованных источников и литературы.

Источниковая база – это сведения из сети Интернет и различных сайтов, которые можно найти в списке использованных источников и литературы.

Эту проблему изучают многие ученые в мире. В дальнейшем они и их работы будут упоминаться в курсовой работе.

Работа построена …

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В МИРОВОМ РЫНКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

 

1.1 Понятие и сущность мирового хозяйства

 

В Большой Российской Энциклопедии дается следующие определение мирового хозяйства. Это совокупность национальных народно-хозяйственных комплексов (экономик), связанных друг с другом в рамках системы международного разделения труда разнообразными экономическими, политическими, социально-культурными и иными отношениями[1]. Там же отмечено, что на 2012 год мировое хозяйство объединяет около 270 стран и зависимых территорий. Общая численность населения этих стран вместе 6,8 млрд. человек и суммарный ВВП в 58, 2 трлн. долларов по рыночному обменному курсу. Таким образом, мы видим, что мировое хозяйство состоит из национальных экономик стран, которые взаимодействуют между собой. Под мировым хозяйством как синоним используется понятие «мировая экономика», «всемирное хозяйство».

В экономической статье И.Н. Буценко и Н.С. Бездушного «Сущность и концепции развития мирового хозяйства» можно найти разные подходы к понятию мирового хозяйства. С научной точки зрения мировое хозяйство – это раздел экономической теории, изучающий закономерности взаимодействия национальны экономик и международных экономических организаций в сфере внешней торговли, межстранового перемещения рабочей силы, финансирования и формирования международной экономической политики. Но в научном сообществе отсутствует единый подход в данном понятии, потому что в мире существует многообразие форм проявления, есть свои сложности и противоречивости. В статье выделено несколько трактовок мирового хозяйства.

Е.Ф. Авдокушин подходит к современному мировому хозяйству как глобальному экономическому организму, работа которого построена на тесном экономическом взаимодействии и взаимозависимости национальных экономик друг от друга. Это организм, подчиняющийся объективным законам рыночной экономики.[2]

Е.Г. Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев описывают мировое хозяйство как совокупность национально-государственных и негосударственных структур, основанных на взаимодействии международного разделения труда и политических контрактов.

П. Кругман, М. Обстфельд, М. Мелитц под мировой экономикой понимают суверенные государства в системе экономических взаимоотношений.

З.К. Раджабовой в мировой экономике важна конкретно сама динамика, развитие, рост взаимосвязи и взаимовлияния из которых и складывается целостная мировая экономическая система из совокупных национальных хозяйств.

Ю.В.Шишков трактует понятие, как экономическую систему, самопроизводящейся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных надстроечных отношений в той мере, в какой входящие в нее национальные хозяйства обладают определенной совместимостью на каждом из трех названных уровней.

В статье видно, что общее в подходах заключается использовании понятий экономическая система, национальное хозяйство, международные экономические отношения и другие.

Наиболее полно понять мировое хозяйство может помочь представление о нем, как о едином экономическом пространстве или мегаэкономике, в которой действуют различные группы субъектов. Это могут быть как мировые финансовые центра, мировые города, отдельные регионы стран.

В учебнике Е.Л. Александрова и В.Н. Круглова «Мировая экономика и международные экономические отношения» выделяются следующие субъекты мирового хозяйства. Это отдельные государства, международные организации, транснациональные корпорации, региональные интеграционные объединения, физические и юридические лица, как участников международных экономических отношений. В экономической теории принято делить субъекты мировой экономики на резидентов (хозяйствующие лица, дислоцирующиеся на территории данной страны) и нерезидентов (лица, постоянно находящиеся на иностранной территории)[3].

Государство, как один из ведущих субъектов отвечает разработку законов и программ развития, создавая условия для функционирования национальной экономики. Международные экономические организации на основе межправительственных договоров участвуют в регулировании мирового хозяйства. В мире их насчитывается более 100 международных экономических и финансовых организаций. Для примера можно назвать Организация Объединеных Наций, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк. Транснациональные корпорации становятся активными участниками мировых экономических отношений со второй половины XX века. Они разрабатывают новейшие виды экономической продукции, способствуют иностранному инвестированию в различные отрасли, налаживают конвейерное производство и реализацию значительной доли продукции в других странах. Всего в мире их более 80 тысяч и на них приходится 50% мирового производства и торговли.

Для изучения показателей развития мирового хозяйства, используется по территориальному признаку: валовой региональный продукт (ВРП), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальное богатство (НБ), валовой мировой продукт (ВМП).

После рассмотрения понятия, субъектов и показателей по территориальному признаку мирового хозяйства необходимо обратиться типологии стран. В учебнике Е.Л. Александрова и В.Н. Круглова «Мировая экономика и международные экономические отношения» упоминается типологии, разработанные в крупнейших международных организациях: ВБ, МВФ и ООН. Всемирный банк по объему ВВП на душу населения делит страны на три группы: 1) страны с низким доходом, преимущественно Африки и Азии, 2) со средним доходом, Латинская Америка, ряд стран зарубежной Европы и СНГ, включая Россию, 3) страны с высоким доходом, Северная Америка, Азия, зарубежная Европа. Международный валютный фонд на основе экономического роста и уровня социально-экономического развития, классифицирует страны на две группы: 1) промышленно развитые, 2) страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны. ОНН на основе совокупностей показателей: ВВП, объема доходов на душу населения, отраслевой структуры экономики и ее участия в международном разделения труда выделяет две классификации стран. Первая делит страны на три типа: 1) высокоразвитые страны; 2) развивающиеся страны; 3) страны с переходной экономикой. Во второй классификации есть разграничение на: 1) экономически развитые страны; 2) развивающиеся страны.

В категорию развитые ООН включает около 60 стран. Из них 34 страны – члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на которые приходится значительная часть ВМП. Главные страны по объему ВВП возглавляет США, Китая, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Россия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция, Австралия, Зеландия, Турция, ЮАР. В этих странах на производстве и вне него используются достижения научно-технического прогресса, растет производительность труда через осуществление инновационной политики, поэтому они наиболее конкурентоспособные и социально привлекаемые.

Страны с переходной экономикой занимают промежуточное положение между экономически развитыми и развивающимися государствами. К ним относят группу европейских, центрально- и восточноазиатских стран. В них наблюдается индустриальная экономика и научно-технический и ресурсный потенциал. К ним можно отнести Россию, Беларусь, Казахстан, Китай, Армения, Вьетнам, Молдавия, Киргизия, Таджикистан и другие.

К развивающимся странам относятся более 130 государств из Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. В этих странах развита многоукладность, аграрно-сырьевая направленность, зависимость от иностранных капиталовложений. Среди них ведущие позиции занимают новые индустриальные страны Гонконг, Индия, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Филиппины (все Юго-Восточная Азия), Аргентина, Бразилия, Чили (Латинская Америка). Азиатские НИС развиваются вследствие создания свободных экономических зон с привлечением иностранных инвестиций и ставки на отрасли, связанные с наукой и экспортом. Ближневосточные страны-нефтеэкспортеры – это Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. Продажа нефтью оказала влияние на развитие обрабатывающих отраслей, торговли, туристических и финансовых услуг.

К странам со средним уровнем экономического развития относятся: Венессуэла, Колумбия, Уругвая (Латинская Америка), Алжир, Египет, Тунис (Северная Африка), Иордания, Иран (Азия) и другие страны. Здесь структура хозяйства традиционная с преобладанием сельского хозяйства.

На самой низкой ступени группы развивающихся стран стоят 48 беднейших африканских и азиатских стран. ВВП в них не превышает 750 долларов. Это 33 страны на африканском континенте (Ангола, Конго, Лесото, Малави, Нигер, Судан, Чад, Эфиопия и другие). Ещё 14 – в Азии и Океании (Афганистан, Бангладеш, Мьянма, Непао, Самоа, Тувалу и др.) и ещё одна в Латинской Америке (Гаити). Страны характеризуются узкой, моноструктурной структурой хозяйства, отсталостью, высокой зависимостью от внешних источников финансирования.

После рассмотрения стран, из которых состоит мировое хозяйство необходимо найти его основные тенденции развития. В учебнике Е.В. Чучулиной «Мировая экономика и международные экономические отношения» есть пункт по данной теме. В книге акцентировано внимание на том, что современные тенденции мировой экономики являются не только многоплановыми, но и противоречивыми. Отмечается, что новые условия развития в XXI веке невозможны без процессов глобализации, особенно в постиндустриальной и инновационной экономике стран. Глобализация стран проявляется в наличии транснациональных корпораций и международных финансовых рынков. Повсеместно проходит интернационализация – процесс экономического сближения стран, основанный на углублении связей в производстве, на быстром росте международной торговли и повышения роли внешнего рынка, росте международной миграции капитала и его интернационализации, расширения международных связей в банковской и страховой сферах, интернационализации финансовых и фондовых рынков, развитии международной рабочей силы и т.д.[4] Данная тенденция оказывает влияние на международные политические процессы, находит отражение в интернационализации науки, образования, культуры. Также интернационализация способствует появлению транснациональных корпораций (ТНК) за счет создания филиалов и дочерних компаний крупнейших корпораций зарубежом.

Ускорение интернационализации производства тесно связано с влиянием научно-технической революции, которое требует крупных затрат на научные исследования, автоматизированное или высокомеханизированное производство и огромные первоначальные капиталовложения на создание новых производств и продукции.

Развитие ТНК создает отдельную тенденцию в мировом хозяйстве – транснационализацию. Под ним следует понимать процесс усиления роли ТНК в мировой экономике. В настоящее время ТНК контролируют 1/5-1/4 часть мирового ВВП, а на торговлю между родительскими компаниями и 15 их зарубежными филиалами приходится 1/3 мировой торговли. Такое огромное влияние на экономику способствует диктовке собственных интересов ТНК, иногда даже в разрез с интересами национальных экономик, интеграционных объединений, международных организаций.

Таким образом, мы познакомились с понятием и сущностью мирового хозяйства. Изученная теория поможет нам в исследовании мирового рынка информационных услуг, потому что дала представление о субъектах мирового хозяйства, основных используемых экономических показателей, классификации большинства стран мировой экономики, а также общих тенденций развития в XXI веке.

 

1.2 Услуги в контексте мировой экономики

 

На современном этапе услуги не только развивают мировую экономику, но и преобразуют наше общество в новую систему постиндустриального мира. На первое место становится экономика услуг и с каждым годом обмен ими увеличивается. В учебнике под общей редакцией Е.Д. Флоровой «Мировая экономика и международные экономические отношения: современное состояние, проблемы и основные тенденции развития» приводится факт, что к началу второго десятилетия XXI века до 70-80% ВВП развитых стран сосредоточено в секторе услуг. Для развивающихся стран показатель будет ниже, но превышает 50%. США, Германия, Великобритания, Китай и Япония формируют треть всей мировой торговли услугами. Таким образом, мы видим, что услуги в контексте мировой экономики занимают важное место, поэтому их необходимо изучать и исследовать.

Под термином «услуга» подразумевается не один десяток видов деятельности, результатом которых выступает предоставление или потребление наук. Под услугами понимается финансовая деятельность, транспортировка людей и грузов, юридические, медицинские, образовательные и многие другие виды деятельности. В отчетах международных институтов (ВТО, Всемирный банк, ЮНКАД, МВФ и др.) торговле ими уделяется пристальное внимание.

ВТО контролирует все виды услуг, так и трансграничную и внутреннюю торговлю ими. На Уругвайском раунде переговоров ВТО приняты новые подходы к оценке характера международного обмена услугами. Общепринято делить услуги на торгуемые и неторгуемые (не трансграничного обмена). Трансграничный обмен – это ситуация, когда потребитель и производитель услуги находятся по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга пересекает ее (например, почтовая служба). Однако существуют и другие пути реализации услуги, например по И.И. Дюмулену выделяются следующие. Перемещение иностранного производителя услуги на территорию потребителя; перемещение потребителя услуги на территорию, где данная услуга производится и перемещение иностранного производителя услуги и перемещение иностранного производителя услуги на территорию третьей страны, где данная услуга будет употреблена.

Современная черта сферы услуг – переход услуг из разряда неторгуемых в разряд торгуемых. Основная предпосылка явления – развитие международного обмена. Чтобы услуга стала предметом международной торговли, необходимо, чтобы покупатель и продавец являлись резидентами разных стран. Данный подход был закреплен в Генеральном соглашении по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, GATS, ГАТС). Он же - пакет соглашений, принципов и правил, регулирующих торговлю услугами.

Особенность международной торговли услугами – разноплановость, разнонаправленность, неоднородность, сложность регулирования и учета импорта, экспорта услуг, применение общепринятых норм торговли. Эти факты служат предпосылкой того, что данная сфера тяжело поддается регулированию и администрированию, особенно при укрупненном и несистематичном учете ее статистическими и аналитическими службами за последнее десятилетие.

Необходимость строго ограничить, что является услугой, а что нет, стало важной практической задачей для мирового сообщества. Поэтому на Уругвайском раунде в результате многосторонних переговоров Секретариатом ГАТС был подготовлен «Классификационный перечень секторов услуг» (Services sectorial classification list, классификатор ГАТС или ВТО), который используется и сегодня.

Классификатор ВТО включает около 160 секторов услуг, которые подразделяются на 12 крупных разделов. Деловые услуги (46 групп); телекоммуникационные услуги (25 групп); строительные и инжиниринговые услуги (5 групп); дистрибьютерские услуги (5 групп); образовательные услуги (5 групп); финансовые услуги, в том числе страховые (17 групп); услуги по защите окружающей среды (4 группы), туризм (4 группы), услуги по охране здоровья и здравоохранения (4 группы),спорт (5 групп), транспорт (33 группы), прочие услуги (реклама, консалтинговые, ремонтные и т.д.) (10 групп).

Это самая авторитетная классификация услуг на данный момент. Он краток и его задача не описание услуг, а их перечисление. В результате некоторые услуги можно отнести к нескольким группам, что показывает сложность и размытость рамок комплекса услуг. Национальные классификации услуг не совпадают с международными классификациями, потому что в 80-90-х гг. XX века в этом не было необходимости, что значительно усложняет проведение исследований в области статистики и аналитики.

На современном этапе производство услуг проходят новые изменения, они становятся комплексными. Представляют собой целый пакет смежных услуг, сложных, наукоемких. Их неосязаемость стимулирует государства усиливать контроль над деятельностью компаний сектора услуг. В их рамках «импорт» и «экспорт» приобретает новое значение. Так, например, туристический оператор одно страны может импортировать услуги (туристы отправляющиеся за рубеж), а принимающая сторона экспортировать; экспорт товаров на отфрахтованном иностранном судне означает экспорт товаров, но импорт транспортных услуг.[5]

Таким образом, мы познакомились с контекстом услуг в контексте мировой экономики. Нам стала понятно, что они имеют большое значение в ВВП развитых и развивающихся стран. Взглянули на подходы к пониманию услуг, их классификацию, уточнили их особенности на современном этапе, что позволяет перейти конкретно к рассмотрению информационных услуг.

 

1.3 Информационные услуги и их характеристика

 

Развитие компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий определило формирование мирового информационного пространства. Современный мир невозможно представить без доступа к информационным ресурсам, удовлетворения социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

Определение понятия и содержания информационной услуги является дискуссионным вопросом. Известный российский ученый И.Н. Корабейников после критического анализа взглядов многочисленных исследователей определяет ее, как «согласованный процесс создания потребительской стоимости, сформированной в результате целевого использования информационных продуктов, ориентированный на удовлетворение информационных потребностей экономических субъектов». Он же расшифровывает и понятие «информационного продукта». Это используемая в информационно-экономическом процессе совокупность методов и способов в исторически обусловленных формах при производстве, реализации и потреблении информационной услуги. … Представляет себя в материальной (книги, каталоги, журналы и пр.), программной (программы, информационные оболочки, интерфесы и пр.), технической (компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и пр.), инфраструктурной (интернет, проводные и беспроводные сети и пр.) формах, в том числе и в товарной.

В русскоязычной научной литературе выделяют целый ряд специфических видов информационных услуг: доступ к автоматизированным базам данных; обработка информации на вычислительных центрах (или облачных серверах); электронные коммуникации (бесплатное программное обеспечение, электронная почта, теледоступ, электронные доски объявлений); в сфере электронных сделок и банковских операций; электронные деньги.

За рубежом, международные организации, например, ЮНКТАД, ведут статистический учет, объединяя в единое целое telecommunications, computer, and information services (телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги). В ВТО этот термин предполагает: telecommunications, computer, and information services (also referred to as information and communication technology – ICT services). Всемирный банк тоже использует в своей статистике понятие ICT).

Данный подход к понятию «информационные услуги» позволяет использовать равнозначно ему синонимы «информационно-коммуникационные услуги», «ИКТ-услуги», «услуги в сфере ИКТ»[6].

Понятие информационные услуги тесно связано с информационным рынком. В учебнике «Экономика информационных продуктов и услуг» ему дается следующее определение. Это система экономических (купля-продажа), правовых (авторские и смежные права) и организационных (логистика и роль производителя и потребителя) отношений по торговле информационными продуктами, услугами и технологиями.

В том же учебнике для характеристики информационных услуг имеет смысл ознакомиться с их свойствами. К ее специфическим свойствам в отличие от материальных благ относят восемь моментов:

 1) Информация не уничтожается при употреблении; 2) субъективность информации; 3) ценность познается только на опыте; 4) издержки испытываются при создании первой копии, а с последующей составляют незначительную долю общих издержек; 5) необходимость защиты интеллектуальной собственности от свободного распространения; 6) ценовая дискриминация; 7) обеспечение доступа через техническую систему; 8) положительное влияние сети.[7]

Таким образом, мы познакомились понятиями информационной услуги и продукции, ее видами, а на основе специфических свойств можем прийти к выводу, что информационный рынок работает на отличном от традиционных отраслей рыночном поведении.

 

ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

 

2.1 Структура рынка информационных услуг

 

Инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги. Инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами: в виде научно-технической продукции, объектов художественной культуры, услуг образования, управленческих данных и сообщений, бытовой информации. Однако данный подход исключает три основных аспекта, характеризующих информационное общество. Это аспекты технический, программный и коммуникационный, в которые в совокупности, и входят те самые важные аппаратно-технические базы информатики, программные продукты и всевозможные способы связи от телефона до компьютера.

Существует отдельно и свое разделение рынка дистанционных услуг. В нем выделяют три составляющих. Во-первых, высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности. Во-вторых, услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем. В-третьих, домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например, для электронных платежных операций и покупок.

В учебнике В.Е. Филаткиной «Экономико-правовые основы рынка» выделяется 5 сегментов информационных продуктов и услуг. 1–й сектор – деловая информация. Она состоит из биржевой и финансовой информации; статистической информации; коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; информации по коммерческим предложениям (от торговых посредников); политических, экономических, военных и т.п. новостей, интересующих представителей различных социальных групп, в частности, предпринимателей.

2-й сектор -  информация для специалистов. Она состоит из трех частей: профессиональная информация (для врачей, юристов и т.д.); научно-технической информации; доступ к первоисточникам.

3-й сектор - потребительская информация. Тоже состоит из трех частей.  Новостей и литературы – информации служб новостей и агентств прессы, электронных журналов, справочников, энциклопедий. Потребительской информации – это расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п. Развлекательной информации – это игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор – услуги образования. Он включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Услуги могут быть представлены в компьютерном и некомпьютерном виде.

5-ый сектор - обеспечивающие информационные системы и средства. В него входят пять частей. Программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера. Технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие. Разработка и сопровождение информационных систем и технологий. Консультирование по различным аспектам информационной индустрии. Подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п. [8]

В учебнике также приводится схема представление рынка информационной продукции и услуг.

Таким образом, изучив структуру информационного рынка на основе его деления на сектора, мы можем сделать вывод, что он достаточно обширный. Это значительно усложняет анализ его развития, его сравнения по периодам и странам.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Сутырин С. Ф., Погорлецкий А. И. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО // Большая российская энциклопедия. Том 20. Москва, 2012, стр. 435-437

 

2. Сущность и концепции мирового хозяйства URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-kontseptsii-razvitiya-mirovogo-hozyaystva

 

3. https://docviewer.yandex.ru/view/931628496/?page=9&*=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&lang=ru

 

4. Мировая экономика и международные экономические отношения [Электронный ресурс] : учебное пособие. – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Е. В. Чучулина ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020. – 2,2 Мб; 171 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/chuchulina-mirovaya-ekonomika-i-mezhdunarodnyeekonomicheskie-otnosheniya.pdf.

 

5. Мировая экономика и международные экономические отношения: современное состояние, проблемы и основные тенденции развития: учебное пособие/ Е.Д. Флорова [и др.] под общ. Ред. Е.Д.Флоровой, С.А.Лукьянова. – Екатеринбург: УрФУ, 2016 – 184 с.

 

6. Головенчик Международный рынок информационных услуг: состояние и тенденции развития

 

7. Скрипкин К.Г Экономика информационных продуктов и услуг: Учебник. – М.: Экономический факултет МГУ имени М.В.Ломоносова, 2019. – 192 с.

 

8. Учебник https://www.ulsu.ru/media/documents/Экономико_правовые_основы_рынка_ПО.PDF

 


[1] Большая Российская Энциклопедия

[2] https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-kontseptsii-razvitiya-mirovogo-hozyaystva

[3] Е.Л. Александрова и В.Н. Круглова «Мировая экономика и международные экономические отношения» 

[4] Мировая экономика и международные экономические отношения [Электронный ресурс] : учебное пособие. – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Е. В. Чучулина ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020.

[5] Мировая экономика и международные экономические отношения: современное состояние, проблемы и основные тенденции развития

[6] Международный рынок информационных услуг: состояние и тенденции развития

[7] «Экономика информационных продуктов и услуг»

[8] https://www.ulsu.ru/media/documents/Экономико_правовые_основы_рынка_ПО.PDF



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.