Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КУРСОВАЯ РАБОТА. К защите допускается. ЗАДАНИЕ. на курсовую работу



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Тенденции особенности развития строительного рынка на примере Самарской области»

Студентки Макаровой Натальи Владимировны

группы 391-4 СИС

 

Работа выполнена: « __ » _____________ 2022 г.

 

 

К защите допускается

Заведующий отделением

 

Н.Л. Никулина

 

«___» __________20____г.

 

2022 г.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«СОГЛАСОВАНО» Заведующий отделением __________Никулина Н.Л. «___»_________20__г. «УТВЕРЖДАЮ» Председатель ПЦК ____________Хохлова Н.П. «___»_________20__г.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

Студенту (ке) Макаровой Натальи Владимировны

курса  4  группы 391-4 СИС

специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

Тема курсовой работы: «Тенденции особенности развития строительного рынка на примере Самарской области»

Исходные данные: изучить особенности развития строительного рынка на примере Самарской области

Руководитель КР ___________ Руднева Ю.В.

                                           (подпись) (ФИО)  

             

         Дата выдачи задания КР «20» сентября 2021г.

         Срок окончания КР «20» декабря 2021г.

 

Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений « » __________ 2021г. Протокол №7

        

 

           Председатель ПЦК ___________    Хохлова Н.П.

                                                (подпись)  (ФИО)       

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1  ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Экономическая классификация рынков

1.2 Факторы организации структуры рынков строительных услуг Российской Федерации

1.3 Основные проблемы и пути их решения на рынке строительных услуг

ГЛАВА 2  АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Анализ организации рынка строительных услуг

2.2 Мероприятия и способы по повышению эффективной организации структуры рынка строительных услуг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний момент строительство является одной из важнейших отраслей экономики. Её состояние, как правило, определяет уровень развития общества и его производственных сил. Строительная отрасль постоянно обновляется на основе производственных фондов, развития, совершенствования социальной сферы, реконструкции, модернизация, техническом перевооружении производства материальных благ. Состояние строительной отрасли отражаться на экономике и развитии региона, и обеспечивает приток финансовых средств в регион.

В настоящее время, в период экономического кризиса, строительный рынок занимает жёсткую экономическую позицию. Кризисное состояние экономики отразилось и на состоянии предприятий строительной отрасли. Предприятия экономят свои инвестиции, оставляя инвестиции в резерве, что произошло из-за ухудшения финансового положения предприятий. Это ухудшение вызвано объективными факторами. Стали недоступны среднесрочные и долгосрочные кредиты. А также высокий уровень налогов, введение предоплаты за продукцию строительной индустрии, задолженность предприятий по платежам - эти факторы, в целом, затруднили нормальную хозяйственную деятельность предприятий строительной индустрии области.

Экономическая структура определяется следующими факторами: структурой товаропроизводителей, формами собственности, уровнем приватизации структурных подразделений, особенностями сферы товарного обращения, видами торговли. Существуют три фактора структуры рынка: размер предприятия, инновационные барьеры, административные барьеры в строительной отрасли.

На любом конкурентном рынке, как и на рынке строительных услуг, установление равновесной цены происходит под влиянием спроса и предложения. Спрос рождает предложение, а предложение рождает спрос на строительные услуги. Результат деятельности предприятий, зависит от типа рынка, на котором приходится продавать товары и от условий конкуренции, в которых производится процесс реализации товаров. Эти вопросы сейчас наиболее актуальны.

Объект исследования - финансово экономическая деятельность строительных услуг области.

Предмет исследования - анализ организации структуры рынка строительных услуг Самарской области за 2018-2020 гг.

Целью курсовой работы является теоретическое и практическое исследование анализа структуры рынка строительных услуг Самарской области в 2018-2020 гг.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть экономическую классификацию структуры рынка, определить факторы, влияющие на рыночную структуру;

- дать оценку конкурентной среды на рынке строительных услуг Самарской области;

- проанализировать структуру рынка строительных услуг в целом по Самарской области за период 2018-2020гг;

- предложить мероприятия и способы по повышению экономической эффективности организации структуры рынка строительных услуг.

 


ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

1.1 Экономическая классификация рынков

рынок строительный услуга экономический

Чтобы теоретически изучить структуру рынка, необходимо раскрыть понятие рынка. Определение «рынок» наиболее сложное и многогранное. В зарубежной и литературе «рынок» рассматривают как совокупность товарного обмена или обмена, организованного путём товарного производства и обращения.

Рынок, как правило, действует в социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Роль рынка важна во всех фазах общественного производства: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Некоторые понимают под «рынком» - базар, место где можно купить товар, рыночную площадь. Это самое узкое понимание рынка.

Так, Ф.Котлер рассматривать «рынок»: со стороны субъектов рыночных отношений, как совокупность покупателей. А А.Маршалл рассматривать «рынок» как: группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара

Яковец Ю. дал определение «рынка» как совокупности «экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно – денежной форме». Машин М.В. Б.А. Райзберг дал определение «рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей».

А. В. Орлов считает, что рынок - это «сложная система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, хозяйственных связей, прямые многозвенные контакты с участием посредников».

Однако, у рынка существуют пять важнейших функций.

1. Саморегулирование товарного производства, когда при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться.

2. Стимулирующая, когда при понижении цен производители сокращают производство, снижают издержки путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда. Здесь рынок определяет каким образом будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и с помощью какой технологии.

3. Установление общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Это установление происходит в условиях бездефицитного производства, когда покупатель имеет выбор, нет монопольного положения в производстве, нескольких производителей и конкуренции между ними.

4. Регулирующая функция, когда через рынок происходит приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, а также распределение факторов производства между отраслями, решаются вопросы, что и в каком объёме производить, для кого производить, и каким образом должен распределяться национальный доход между слоями населения, обладающими разными доходами.

5. Демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления, когда осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Рассмотрим существующие классификации видов рынка в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Классификация видов рынка

Классификации

Виды рынков

по экономическому назначению объектов рыночных отношений

рынок благ и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок
по товарным группам

рынки товаров производственного назначения; товаров народного потребления; продовольственных товаров; рынки сырья и материалов

по географическому положению

местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок

по субъектам рыночных отношений

рынки оптовой торговли; рынки розничной торговли; рынки государственных закупок

с учетом соблюдения законности в экономике

легальные (официальные); нелегальные (не официальные)

по степени конкуренции

монополия; олигополия; монополистическая конкуренция; совершенная конкуренция.

     

 

По экономическому назначению объектов рыночных отношений классифицируются на следующие виды:

- рынки благ и услуг;

- рынки средств производства;

- рынки рабочей силы;

- рынки научно-технических разработок;

- рынки ценных бумаг.

Рынки интеллектуального продукта - это инновации, информационные услуги, изобретения, произведения искусства.

Рынки рабочей силы - это совокупность трудовых ресурсов.

По товарным группам рынки классифицируются:

- рынки товаров производственного назначения;

- товаров народного потребления; продовольственных товаров;

- рынки сырья и материалов.

По пространственному признаку делятся на:

- местный рынок;

- региональный рынок;

- национальный рынок;

- мировой рынок.

По субъектам рыночных отношений рынки классифицируются на:

- рынки оптовой торговли, где покупателями и продавцами выступают предприятия и организации;

- рынки розничной торговли, где покупают граждане;

- рынки государственных закупок сельхозпродукции, покупатель - государство, а продавец - производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры.

Оптовая торговля существует в двух видах. Первый - установление непосредственных связей между поставщиками и потребителями. Второй - коммерческие центры, биржи.

По видам рынка - с учетом соблюдения законности рынки классифицируются на:

- легальные или официальные;

- нелегальные или «теневые».

По степени конкуренции различают виды рынков:

- совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция;

- олигополия;

- монополия.

Совершенная конкуренция - это идеализированное состояние рынка, когда покупатели и продавцы не влияют на цену, а формируют её путём спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и характеризующаяся свободным входом и выходом фирм. Однако фирма может влиять на цену, по которой продаются товары.

Олигополия – это рыночная структура, для которой характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных конкурирующих фирм. Здесь каждая фирма может существенно влиять на цены, по которым продаются её товары.

 

 

1.2 Факторы организации структуры рынка строительных услуг

Существуют различные факторы, определяющие структуру рынка. Рынок имеет сложную структуру и охватывает все сферы экономики.

Определение экономической структуры происходит на основе:

- формы собственности (частная, коллективная, государственная, смешанная);

- структуры товаропроизводителей (кооперативные, арендные, частные предприятия, государственные, предприятия индивидуальной трудовой деятельности);

- особенности сферы товарного обращения;

- уровня приватизации и разгосударствления структурных подразделений предприятия;

- видов торговли.

Чтобы правильно выбрать стратегию конкуренции каждой строительной организации, нужно правильно осуществлять методику оценки своей конкурентоспособности, учитывая отличительные факторы, свойственные рынку строительных услуг. К таким факторам относятся:

- рынок недвижимости и рынок строительных услуг, структурной занятости населения, законодательной базы, а также конкуренция отечественных строительных услуг на внешнем и внутреннем рынках;

- услуги в строительстве и в инжиниринге, связанные с разработкой проектов по строительству и с контролем строительства.

Как правило, строительные фирмы могут основывать свою конкурентную стратегию на основе диверсифицикации деятельности, и на основе концентрации и специализации.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и услуг, обычно разделяют на внутренние и внешние.

Внешние факторы - это маркетинг, предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей строительной и ремонтно-строительной продукции, проведение маркетинговых исследований по получению заказов на выполнение строительных работ.

Обычно строители должны оценить свою конкурентоспособность, изучив все критерии: цены на товары и услуги, ограниченный рост объемов строительных работ, а также фактор риска и фактор времени.

Внутренне факторы - это техника, организация строительного производства, технология, и экономические факторы.

При организации строительного производства необходимо рационально использовать оборудование, трудовые ресурсы, предметы труда, и с наименьшими затратами. Важное значение имеет ускорение оборота времени производственных фондов. Именно поэтому ритмичность, непрерывность производства, пропорциональное использование средств труда, рассматриваются как основные измерители эффективной деятельности строительного производства.

Классификация факторов структуры рынка по трем критериям.

Первый фактор - это размер предприятия, его величина, степень развития. Величина предприятия оказывает существенное влияние на деятельность предприятия в целом, поэтому учитываются организационно-экономические преимущества и недостатки различных по размеру предприятий, а также взаимосвязь развития предпринимательства и выработки эффективной рыночной стратегии по масштабам функционирования.

С экономической точки зрения крупные предприятия наиболее сильные, так как имеют огромный имущественный, финансовый и экономический потенциал, низкие издержки обращения и высокий уровень конкурентоспособности. Такие предприятия проводят различные рекламные кампании, акции, маркетинговые исследования, осуществляют собственную ценовую политику, имеют большую торговую сеть по реализации товаров и услуг. К сожалению, такие фирмы не всегда динамичны в предпринимательской среде, они инертны по развитию экономической стратегии и имеют громоздкую управленческую структуру.

В отличие от крупных предприятий, средние предприятия действуют в пределах узкого сегмента рынка, удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Средние предприятия имеют отличительные особенности в торгово-технологическом процессе. Товары таких предприятий имеют уникальные характеристики и ориентированы на постоянных потребителей. Так предприятия защищаются от конкурентов и обеспечивают финансовую стабильность. Средние предприятия имеют высокую предпринимательскую активность за счет совершенствования торгово-технологического процесса, поиска новых идей. Однако, существенным минусом у них является отсутствие широкого ассортимента продукции, возможность потери ноу-хау и зависимость от одного поставщика и контингента покупателей.

Малое предприятие, как правило, характеризуется численностью работающих до 100 человек, а микро предприятия – до 15 человек. Субъектами малого предпринимательства выступают физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Такие предприятия наиболее приспособлены к быстро изменяющимся условиям рынка, поскольку имеют простую организацию товародвижения и учета, высокую гибкость, могут легко поменять вид деятельности, профиль, ассортимент товаров, а также наиболее экономично используют имеющиеся у них ресурсы. Низкие управленческие расходы, высокая скорость оборота капитала, и все ранее перечисленные факторы обеспечивают высокую конкурентоспособность. Однако, небольшие предприятия не в полной мере защищены от внешних факторов. Им требуется больше средств на изучение рынка, получение коммерческой и научно-технической информации, поэтому и сложнее получить кредит. Такие предприятия не смогут существовать и конкурировать с крупными торговыми фирмами без помощи государства. Сейчас в законодательстве РФ формируется законодательная база по развитию и поддержке малых предприятий, предоставлению им налоговых льгот.

Второй фактор - это инновационные барьеры в мировой стройиндустрии.

Некоторые считают что, строительство - это неповоротливая отрасль, это подтверждают крайне низкий удельный вес инновационной составляющей в общей структуре расходов строительных компаний. Однако, значительная доля новых технологических разработок, внедряемых в строительстве, приходит из других промышленных отраслей (лесной и деревообрабатывающей промышленности, металлургии, химпрома). Инновационный потенциал жилищного строительства оценивается специалистами как более низкий, по сравнению с торгово-промышленной составляющей отрасли (офисное строительство). Маркетологи считают, что основной причиной этого служит отсутствие в жилищном строительстве системного аппарата, ответственного за внедрение новых технологий. Такую роль в торгово-промышленном сегменте выполняют одновременно подрядчик и архитектор.

Основными инновационными барьерами в домостроении являются:

- зависимость от субподрядчиков, низкий уровень интеграции в отрасли;

- множество региональных особенностей в правовом аспекте, строительные стандарты и нормативы;

- отсутствие унифицированной системы сертификации новых продуктов;

- циклический характер строительства;

- отсутствие свободного доступа к информации о новых продуктах;

- средний уровень технических знаний и профессиональной подготовки в отрасли;

- необходимость в одобрении инноваций финансовым и страховым секторами;

- ограниченное финансирование исследований в инновационной сфере;

- преобладание мелких фирм;

- отсутствие схем продвижения новых технологий из исследовательских лабораторий для испытаний в эксплуатационных условиях;

- низкий уровень государственной поддержки развития технологий;

- сопротивление инновациям со стороны покупателей;

- неприятное отношение проектировщиков и строителей к контрактам с фиксированными ценами;

- высокая себестоимость ввода в эксплуатацию объектов;

- низкая корреляция между внедрением технологических инноваций и доходностью.

Вышеперечисленные факторы проявляется именно в секторе жилищного строительства. Происходит замедленное внедрение инноваций в жилищную стройиндустрию, по сравнению с торгово-промышленным сегментом отрасли, причем нередко инновации, поступившие в торгово-промышленный сегмент отрасли, так и не поступили в жилстроительство.

Третий фактор – это административные барьеры в строительном комплексе. Данные социологических опросов, показали, что около 50% предпринимателей, занятых в отрасли, сталкиваются с непреодолимыми административными барьерами по реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам РФ». Проблемами, тормозящими развитие рынка земли и недвижимости в РФ, являются громоздкость процедуры по предоставлению земельных участков для строительства с возможностью согласования места размещения объекта, допуск ограниченного числа компаний к участкам под застройку. Кроме этого, во многих муниципальных образованиях отсутствует необходимая документация по планированию развития территорий и правил землепользования и застройки. Иногда необходимые документы даже отсутствуют, или устарели.

Мы определили, что, экономическая структура определяется: структурой товаропроизводителей, формами собственности, уровнем приватизации структурных подразделений, особенностями сферы товарного обращения, видами торговли. Существуют три фактора структуры рынка: размер предприятия, инновационные барьеры, административные барьеры в строительной отрасли.

 

1.3 Основные проблемы и пути их решения на рынке строительных услуг Российской Федерации

 

Существуют определённые проблемы на рынке строительных услуг РФ. Большими экономическими проблемами строительных услуг России были проблемы, появившиеся ещё задолго до наступления кризиса – в конце 2007 года. Специалисты в области экономики считают, что если бы не произошел глобальный экономический кризис, то кризис в строительстве все равно бы наступил.

Сейчас, строительная отрасль Российской Федерации имеет семь основных проблем:

1.спад потребительского спроса на рынке жилья;

2. нехватка источников финансирования строительства;

3.нехватка кадров для строительства - специалистов и квалифицированных рабочих;

4.cтандартизация;

5.лицензирование;

6.низкая производительность;

7.отрасль относится к категории низкооплачиваемых отраслей.

Спад в строительной отрасли, произошедший во всех субъектах Российской Федерации под воздействием последствий кризисных явлений, в наибольшей степени отразился на экономике данных регионов.

Первая проблема - это сокращение потребительского спроса на рынке жилья. Однако, при этом потенциальный спрос на жилье остается высоким. А также в большей степени возможность граждан приобрести жилье ограничена снижением доходов населения снижением объемов предоставляемых ипотечных кредитов. Был сокращен потребительский спрос на жилье и ужесточение условий банковского кредитования, что было также вызвано недостаточностью оборотных средств строительных организаций.

Сейчас актуальной становится проблема наличия недостроенного жилья. Например, объем общей площади жилых домов, введенной в эксплуатацию, в 2009 году, обеспечивался созданным в предыдущие годы значительным заделом. Основной объем реализации на рынке жилья в 2009 году приходился на дома с высокой степенью готовности.

Вторая проблема - это сокращение основных источников финансирования. В последние годы, строительная отрасль претерпела серьезные изменения. Например, это упразднение Госстроя России и принятие закона № 214-ФЗ о долевом строительстве, когда государство сняло с себя обязанности по строительству жилья. Затем это изменение, когда строительная отрасль перенаправляется в сторону саморегулирования. Законодательная база и инфраструктура отрасли до кризиса были настроены на постоянный спекулятивный рост цен на рынке. Однако, с началом кризисных явлений в экономике 2008 года, предприятия строительной отрасли почувствовали все последствия.

Большим препятствием нормального развития строительного рынка в России было трансформационное сокращение основных источников инвестирования в строительство жилья. Была массовая остановка продаж жилья, связанная с ожиданием покупателей падения цен на недвижимость, сокращением объемов ипотечного жилищного кредитования, снижением реальных заработных плат и сокращением рабочих мест. Одновременно с этим, реальный сектор экономики столкнулся с падением платежеспособного спроса, в результате нехватки ликвидности во всех основных отраслях экономики.

Таким образом, девелоперы замораживали множество строительных проектов, находящихся на стадии получения документации, кроме этого замедлялись темпы начатого строительства, и даже полностью останавливались, из-за нехватки средств для расчетов с подрядными организациями. Главным образом, рынок жилищного строительства, в основном, был спекулятивным, когда покупался актив или производились инвестиции без заключения контракта сбыта.

В настоящее время инвесторы и девелоперы теряют интерес к отрасли. Однако проблема предприятия строительной отрасли для владельца – это длительность жизненного цикла каждого продукта. Обычно, каждый объект реализуется не менее, чем за 3-4 года вместе с согласованиям и проектированием.

Таким образом, необходимо решать проблемы «изнутри»: т.е. к примеру, внедрять в строительный комплекс РФ «Долгосрочную стратегию массового строительства жилья». Для этого необходимо отменить плату за аукционы земли, отменить плату за подключение к сетям, внедрение в ипотеку и долевое строительство накопительных схем по привлечению средств от населения. Необходима организация массового некоммерческого строительства жилья в России, а также опыт применения накопительных кооперативных схем.

Чтобы защитить инвестиционный рынок строительства от недобросовестных зарубежных и отечественных подрядчиков, необходимо проводить тендерные торги и сертификацию поставщиков товаров и услуг, а также повышать безопасность, качество и востребованность услуг, изделий и материалов. Всё это в целом, будет важным инструментом по повышению конкурентоспособности.

Третья проблема - это нехватка специалистов и квалифицированных рабочих. К сожалению, сегодня сфера строительства не имеет ресурсы для самостоятельного управления отраслью, для решения региональных и общенациональных задач. В основном это связано с отсутствием финансирования, когда профессиональные объединения работают практически на общественных началах. Отсутствуют специализированные комитеты, сертификационные органы, страховые и компенсационные фонды, стандарты и система взаимодействия. А чтобы всем этим заниматься, нужны квалифицированные кадры, которых нет. Непростая ситуация сложилась с подготовкой рабочих и специалистов среднего звена для строительства и в области промышленного сервиса зданий и сооружений, с формированием кадров.

Необходимо обучение специалистов в соответствующих программах и ориентация на новую модель специалиста, усваивающего материал на уровне знаний, и на уровне навыков и умений. Необходима подготовка специалистов среднего звена на практической стороне.

Четвертая проблема – это отсутствие единых федеральных (национальных) стандартов, которые могут создать дискриминационные условия для строительной деятельности не только для участников строительного рынка, но и для производителей стройматериалов.

Поэтому, необходимо проведение работ по унификации, стандартизации, повышению уровня технических решений на оборудование, материалы, технологии, применяемые в строительстве и промышленном сервисе зданий и сооружений. Просто необходимо также внести предложения по изменению налогового законодательства по отнесению расходов, связанных с разработкой стандартов, на себестоимость продукции.

Пятая проблема – это лицензирование. На сегодняшний момент, лицензирование является единственным, но недостаточным средством по предотвращению нарушений в сфере строительства. Отсюда следует, что тот, кто выдал лицензию, по логике, должен отвечать за действия тех, кому ее выдал. Но регулирование по форме государственного лицензирования не может обеспечить необходимый уровень ответственности строительных компаний за то, что происходит на рынке. Таким образом, лицензия перестала защищать рынок от недобросовестных участников.

Было отменено лицензирование в строительной деятельности без введения альтернативной системы регулирования и контроля, что создает условия для проникновения на рынок непрофессионалов, что также ухудшает качество строительства.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1 Анализ организации рынка строительных услуг

 

В данной главе курсовой работы рассмотрим организацию рынка строительных услуг нашего региона.

В последнее время из-за условий финансового кризиса в развивающей отрасли строительства Самарской области, как и в других отраслях, сложилась негативная ситуация. Способность преодолеть такую ситуацию всё зависит от организации рынка региона. Роль строительства в Самарской области определяется огромными масштабами, заметным числом занятых по своей стоимости основных фондов. Успех развития организации рынка строительных услуг в регионе определяется экономическим потенциалом.

Малое предпринимательство, которое задействовано в регионе по строительным услугам, имеет целый ряд конкурентных преимуществ перед крупным бизнесом, так как в нём отсутствуют долгие процессы согласования управленческих решений, тем самым обеспечивает высокую приспособляемость к постоянным изменениям в организации рынка строительных услуг, гибкость, позволяет быстрым образом занимать широко востребованный потребителем данный рынок.

Выделим основные характеристики организации рынка строительных услуг в регионе:

1.это особый сектор экономической деятельности, который образуется совокупностью малых предприятий в условиях данного рынка;

2.это особый вид деятельности, который основан на инициативе, инновациях, риске с целью получения предпринимательского дохода.

Обобщая оценку организации рынка строительных услуг в регионе можно дать следующую оценку состояния данной отрасли:

1.Число малых предприятий;

2.Число занятых человек;

3.Объём работ, который выполнен собственными силами.

В таблице 2.1. отразим основные показатели, характеризующие рынок строительных услуг в нашем регионе.

 

Таблица 2.1.

Основные показатели рынка строительных услуг в Самарской области за 2015-2017 гг.

№№ Наименование показателя
Число малых строительных организаций, ед.
Число крупных и средних предприятий (СО), ед.
Объём подрядных работ, выполненных малыми СО,млн.руб 27666,1 34567,2 48979,1
Общий объём подрядных работ, млн. руб. 48976,5 55456,8 57345,0
Удельный вес работ малых СО в общем объёме, % 55,9 57,5 52,0

 

В таблице 2.1. приведены основные показатели, характеризующие о стабильности числа крупных и мелких строительных компаний в регионе. Учитывая то, что объём подрядных работ, которые были выполнены малыми предприятиями, с каждым годом увеличивается.

Из представленного анализа показателей рынка строительных услуг региона видно, что число малых строительных организаций с каждым годом увеличивается, а вот, что касается, числа крупных и средних предприятий строительной отрасли, тут идёт незначительное снижение.

В таблице 2.2. отразим показатели рынка строительных услуг по среднегодовой численности строительных организации региона за 2018-2020 гг.


Таблица 2.2.

Основные показатели рынка строительных услуг по среднегодовой численности строительных организаций за 2018-2020 гг.

№№ Наименование показателя
Среднегодовая численность работников малых строительных организаций, чел.
Среднегодовая численность крупных и средних строительных организаций, чел.
Удельный вес числа работников МСП в общей численности работников СО, % 63,6 60,2 60,2

 

Численность работников малых строительных предприятий, пусть в незначительном количестве, но каждый год сокращается. Количество самих организаций в течение рассматриваемых лет, не изменялось.

Малые предприятия очень прибыльны в регионе, чем крупные и средние предприятия. Конечно, обеспечивая огромный вклад малых предприятий в регионе, они испытывают большие трудности при ведении строительного бизнеса.

Одним из негативных факторов ведения малого бизнеса в регионе является проблема наличия финансов. Среди факторов, которые мешают малому строительному бизнесу в регионе можно выделить два основные фактора: фактор экономической среды и фактор законодательно-правового характера. Также можно отнести высокую конкуренцию и низкую платёжеспособность.

Малые предприятия строительных фирм являются главными носителями конкуренции в экономике региона. Конкурентная среда имеет своё формирование за их счёт, стимулируя каждое отдельное предприятие к поддержке конкурентоспособности на освоенном рынке строительных услуг

В таблице 2.3. отразим распределение строительных работ, выполненных организациями различных форм собственности по Самарскому региону за 2019 г.


Таблица 2.3.

Распределение строительных работ, выполненных организациями различных форм собственности по Самарскому региону за 2019 гг.

№№ Наименование показателя
Государственная 3,5
Муниципальная 0,4
Частная 89,0
Смешанная 2,4
Другие 4,7
  Итого

 

Из представленной таблицы 2.3. видно, что распределение строительных услуг, выполненными различными организациями различных форм собственности по Самарскому региону на первом месте находятся –частные компании, они составляют 89,0%, на втором месте другие компании – 4,7%, на третьем месте – государственные компании, их процент доли на рынке строительных услуг в регионе составляет 3,5%. Самые малые доли рынка строительных услуг занимают смешанные и муниципальные строительные организации, по 2,4% и 0,4%.

Особый момент заслуживает тот факт, что среди занятых людей в строительной отрасли региона, в основном работают на малых строительных предприятиях. Это подтверждается тем, что в нашем регионе малый бизнес очень успешно справляется с функцией обеспечения занятости населения.

Одним из негативных факторов малого бизнеса строительных услуг региона можно выделить недобросовестную конкуренцию. Малый бизнес обладает максимальными возможностями к адаптации к современным условиям рыночной организационной среды, так как он динамичный и гибкий.

Рынок организации строительных услуг в регионе, что касается малых строительных предприятий, то тут они существуют весьма успешно и имеют очень положительные перспективы и тенденции к дальнейшему развитию региона.

Аналитические деятели считают, что в строительной отрасли Самарской области имеется высокий потенциал, так как на случайно столичные инвесторы имеют к нему особый интерес. У различных инвесторов имеются значительные конкурентные преимущества – они обладают огромными оборотными средствами, которые име



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.