Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зима»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зима»
Воспитатель: Сафронова Елена Анатольевна Цели – обобщить и систематизировать знания детей о зиме; учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей; учить подбирать родственные (однокоренные) слова; учить пересказывать текст, используя метод моделирования; воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Словарь:снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок. Оборудование: сундучок с заданиями; снежок Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках Ход занятия Организационный момент: Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты - мой друг
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся. Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию. Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина? (ответ-зима) я тоже так думаю! (Волшебница Зима). Пришла к нам зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он! Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок). Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? На дворе зима. А как же называются зимние месяцы? Закрепить признаки зимы. Посмотри, какое чудо:
Снег ковром лежит повсюду!
Соткала его сама
Рукодельница сама.
Зимушка-зима хочет знать – знаете ли вы ее приметы? Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте. Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная); что бывает зимой? (вьюга, метель, ветер, река замерзла); что можно сказать о снеге? Какой он? (холодный, пушистый, мягкий, укрыл всю землю); Молодцы, хорошо описали зиму! 3. Развитие связной речи
Рассказ воспитателя «Гостья зима»«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.
Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем:- Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?
4. Физкультминутка «Снежок».
Мы с тобой снежок лепили – лепят
Круглый, крепкий, очень гладкий – показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной рукой другую
Но совсем-совсем не сладкий – грозят пальчиком
Раз – подбросим – подбрасывают
Два – поймаем – приседают, ловят
Три – уроним – встают, роняют
И сломаем – топают.
5. Пересказ рассказа о зиме по мнемотаблице:
Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме. (Пересказывают 2-3 человека)
Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».
6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок:
Хоть сама - и снег и лёд, А уходит - слезы льет. (Зима)
Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять - так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)
Что за нелепый человек Пробрался к нам В двадцатый век? Морковкой нос, В руке метла, Боится солнца И тепла? (Снеговик)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
Их треплют, катают, А зиму таскают. (Валенки)
Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)
С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые... (Снежинки)
Белый дед, белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму - Никто не поднимет. Весна придет - Он сам уйдет. (Сугроб)
Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)
Я снежная, я белая, Меня ребята сделали, Днём они всегда со мной, Вечером идут домой. Ну, а ночью под луной Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
Кручу, урчу, Знать никого не хочу. (Метель)
Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова. 7. Игра «доскажи словечко»: Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег! С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки! На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок! Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………снегопад! Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки! Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик! Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка! На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири! Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег! Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…) На какое слово они все похожи? (на слово «снег») Итог занятия- Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось
|