|
|||
Для детей старшей группы). Ход занятия
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ» (Для детей старшей группы) Программное содержание: — углублять знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений, об особенностях почвенного состава, их воздействии на развитие растения; — развивать знания детей об экологических связях между живой и неживой природой, растениями и деятельностью человека; — учить классифицировать предметы по двум признакам (съедобные и несъедобные части растения, живая и неживая природа); — учить решать задачи на нахождение суммы. Материал к занятию: — овощи: капуста, лук, свекла, морковь, огурец, горох, петрушка, помидор; — дневник наблюдений за развитием и ростом гороха в различных условиях (песок, глина, почва); — карточки для определения стадий и условий роста растения от семени до семени (семена — посадка — всходы — появление листьев — большие листья — образование плода — рост плода — большой корнеплод — его посадка — цветение — семена); — набор геометрических фигур на группу и лист с изображением двух кругов (черного и голубого) для каждого ребенка; — набор цифр со знаками «+», «-«, «=». Ход занятия Воспитатель подходит к растениям (опыт с проращиванием семян гороха в песке, глине и почве), здоровается. Обращает внимание детей на то, что не все растения одинаково развиваются. Беседует с детьми (работа с дневником наблюдений). — Посадили семена гороха в один день. Поливали одновременно, солнце светило растениям одинаково. Почему же растения разные? Как вы думаете? (Растут в разных условиях: песок, земля, глина.) — Где лучше растут растения? (В почве.) — Почему? (Там много питательных веществ, которые необходимы для роста растений.) — Чем растения забирают питательные вещества из почвы? (Корнями.) — Где можно встретить почву? (В поле, в лесу, на лугу, в огороде, на даче.) — Что такое огород? (Дом для растений, овощей, на огороде растут овощи.) — Где на огороде растут овощи? (На грядках, в теплицах.) — Какие овощи вы знаете? (Дети перечисляют.) — Зачем выращивают овощи? (Салаты, суп, солить.) — Кому еще нужны овощи? (Домашним животным. Дети перечисляют, какие животные питаются овощами.) — Интересно, что помогает расти овощам? Идет работа по карточкам: ребенок выбирает определенную карточку и рассказывает: солнце согревает землю, растения, дает им свет; растениям необходима почва: она их кормит питательными веществами, в почве находятся корни растений; воздух нужен растениям для дыхания; из тучи дождик поливает растения, они пьют воду, омывают свои листочки — «умываются»; дождевой червь рыхлит землю для того, чтобы к растениям лучше проникали воздух и вода; божья коровка уничтожает тлей. — Что делают птицы на огороде? (Уничтожают тлю, гусениц.) — Как вы думаете: птицы могут принести вред на огороде? (Склевывают семена подсолнуха, клюют вишни, яблоки.) — Каких птиц вы видели на огороде? (Синицу, воробья, ворону, сороку, грачей, скворцов.) — Как жаба помогает овощам? (Она уничтожает слизней, насекомых, гусениц.) — Что делают на огороде пчелы, шмели? (Собирают пыльцу, переносят ее с цветка на цветок, опыляют растения, и затем на месте цветка образуется плод. Если бы не было пчел и шмелей, мы не смогли бы собирать большой урожай овощей.) — Вот сколько помощников у овощей. Сколько их? (Каждый ребенок считает, и выставляет определенную цифру — 9.) — Интересно, а человек помогает овощам расти? Как он это делает? (Ребенок по карточкам рассказывает о деятельности человека по выращиванию овощей; карточки выкладывает в определенной последовательности.) — Вот еще один помощник — человек. (Цифра 10.) — Сколько стало помощников? (10.) — Сколько было помощников? (9.) — Помощников стало больше или меньше? — На сколько стало больше помощников? (На одного помощника стало больше.) — А теперь разделим всех помощников: на относящихся к живой и неживой природе. (Дети делят карточки на две группы.) — А это что такое? Письмо. Интересно, от кого же это письмо? Воспитатель читает адрес на конверте, распечатывает его. В конверте записка от медведя, которого обманул мужик. Он просит разобраться, что идет в пищу, а что есть нельзя. Игра «Вершки и корешки»: в обруч черного цвета надо положить овощи, у которых идет в пищу только корешок, в голубой обруч — только вершки, а в середину пересечения обручей — те овощи, у которых употребляются в пищу и корешки, и вершки. — Сколько всего овощей? (8.) — Сколько всего овощей, у которых можно есть корешки? (4.) — Сколько овощей, у которых можно есть вершки? ( 7.) — Сколько получилось овощей? (4+7=11.) — Почему всего овощей 8, а сумма вершков и корешков равна 11? (Есть овощи, у которых можно есть и вершки, и корешки — их 3.) Далее выбираются геометрические фигуры, соответствующие определенному овощу: капусте — белый круг, огурцу — зеленый овал, свекле — большой бордовый круг, гороху — маленький зеленый круг, моркови — оранжевый треугольник, луку — маленький желтый круг. Дети «пишут» письмо медведю геометрическими фигурами, распределяя их в соответствии с игрой « Вершки и корешки ». Далее детям предлагают найти цифру, соответствующую числу корешков, затем — вершков, затем — корешков и вершков вместе. — Как узнать, сколько всего овощей? (Их нужно сложить.) — Поставьте нужные знаки. (1+3+4.) — Сколько всего овощей? (8.) — Расположите цифры в правильном порядке и поставьте соответствующий знак. (1+3+4=8.)
|
|||
|