Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Для детей старшей группы). Ход занятия



 

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

(Для детей старшей группы)

Программное содержание:

— углублять знания детей об условиях, необходимых для ро­ста и развития растений, об особенностях почвенного со­става, их воздействии на развитие растения;

— развивать знания детей об экологических связях между живой и неживой природой, растениями и деятельностью человека;

— учить классифицировать предметы по двум признакам (съе­добные и несъедобные части растения, живая и неживая природа);

— учить решать задачи на нахождение суммы.

Материал к занятию:

— овощи: капуста, лук, свекла, морковь, огурец, горох, пет­рушка, помидор;

— дневник наблюдений за развитием и ростом гороха в раз­личных условиях (песок, глина, почва);

— карточки для определения стадий и условий роста расте­ния от семени до семени (семена — посадка — всходы — появление листьев — большие листья — образование пло­да — рост плода — большой корнеплод — его посадка — цветение — семена);

— набор геометрических фигур на группу и лист с изображени­ем двух кругов (черного и голубого) для каждого ребенка;

— набор цифр со знаками «+», «-«, «=».

Ход занятия

Воспитатель подходит к растениям (опыт с проращиванием семян гороха в песке, глине и почве), здоровается. Обращает внимание де­тей на то, что не все растения одинаково развиваются. Беседует с деть­ми (работа с дневником наблюдений).

— Посадили семена гороха в один день. Поливали одновременно, солнце светило растениям одинаково. Почему же растения разные? Как вы думаете? (Растут в разных условиях: песок, земля, глина.)

— Где лучше растут растения? (В почве.)

— Почему? (Там много питательных веществ, которые необхо­димы для роста растений.)

— Чем растения забирают питательные вещества из почвы? (Кор­нями.)

— Где можно встретить почву? (В поле, в лесу, на лугу, в огороде, на даче.)

— Что такое огород? (Дом для растений, овощей, на огороде рас­тут овощи.)

— Где на огороде растут овощи? (На грядках, в теплицах.)

— Какие овощи вы знаете? (Дети перечисляют.)

— Зачем выращивают овощи? (Салаты, суп, солить.)

— Кому еще нужны овощи? (Домашним животным. Дети пере­числяют, какие животные питаются овощами.)

— Интересно, что помогает расти овощам?

Идет работа по карточкам: ребенок выбирает определенную кар­точку и рассказывает: солнце согревает землю, растения, дает им свет; растениям необходима почва: она их кормит питательными веще­ствами, в почве находятся корни растений; воздух нужен растениям для дыхания; из тучи дождик поливает растения, они пьют воду, омывают свои листочки — «умываются»; дождевой червь рыхлит землю для того, чтобы к растениям лучше проникали воздух и вода; божья коровка уничтожает тлей.

— Что делают птицы на огороде? (Уничтожают тлю, гусениц.)

— Как вы думаете: птицы могут принести вред на огороде? (Скле­вывают семена подсолнуха, клюют вишни, яблоки.)

— Каких птиц вы видели на огороде? (Синицу, воробья, ворону, сороку, грачей, скворцов.)

— Как жаба помогает овощам? (Она уничтожает слизней, насе­комых, гусениц.)

— Что делают на огороде пчелы, шмели? (Собирают пыльцу, пе­реносят ее с цветка на цветок, опыляют растения, и затем на мес­те цветка образуется плод. Если бы не было пчел и шмелей, мы не смогли бы собирать большой урожай овощей.)

— Вот сколько помощников у овощей. Сколько их? (Каждый ре­бенок считает, и выставляет определенную цифру — 9.)

— Интересно, а человек помогает овощам расти? Как он это дела­ет? (Ребенок по карточкам рассказывает о деятельности человека по выращиванию овощей; карточки выкладывает в определенной последовательности.)

— Вот еще один помощник — человек. (Цифра 10.)

— Сколько стало помощников? (10.)

— Сколько было помощников? (9.)

— Помощников стало больше или меньше?

—  На сколько стало больше помощников? (На одного помощни­ка стало больше.)

— А теперь разделим всех помощников: на относящихся к живой и неживой природе. (Дети делят карточки на две группы.)

— А это что такое? Письмо. Интересно, от кого же это письмо?

Воспитатель читает адрес на конверте, распечатывает его. В кон­верте записка от медведя, которого обманул мужик. Он просит ра­зобраться, что идет в пищу, а что есть нельзя.

Игра «Вершки и корешки»: в обруч черного цвета надо положить овощи, у которых идет в пищу только корешок, в голубой обруч — только вершки, а в середину пересечения обручей — те овощи, у ко­торых употребляются в пищу и корешки, и вершки.

— Сколько всего овощей? (8.)

— Сколько всего овощей, у которых можно есть корешки? (4.)

— Сколько овощей, у которых можно есть вершки? ( 7.)

— Сколько получилось овощей? (4+7=11.)

—  Почему всего овощей 8, а сумма вершков и корешков рав­на 11? (Есть овощи, у которых можно есть и вершки, и кореш­ки — их 3.)

Далее выбираются геометрические фигуры, соответствующие оп­ределенному овощу: капусте — белый круг, огурцу — зеленый овал, свекле — большой бордовый круг, гороху — маленький зеленый круг, моркови — оранжевый треугольник, луку — маленький желтый круг. Дети «пишут» письмо медведю геометрическими фигурами, распределяя их в соответствии с игрой « Вершки и корешки ».

Далее детям предлагают найти цифру, соответствующую числу корешков, затем — вершков, затем — корешков и вершков вместе.

— Как узнать, сколько всего овощей? (Их нужно сложить.)

— Поставьте нужные знаки. (1+3+4.)

— Сколько всего овощей? (8.)

—  Расположите цифры в правильном порядке и поставьте соот­ветствующий знак. (1+3+4=8.)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.