УМК «Школа России»
УМК «Школа России»
Класс 1
Тема: «Музыкальный размер».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: формирование условий для знакомства с основными музыкальными понятиями.
Задачи:
Образовательные: сформировать условия для знакомства учащихся с основными музыкальными понятиями.
Развивающие: развивать музыкальное мышление детей, интерес к исполнительской деятельности, музыкальные и творческие способности учащихся.
Воспитывающие: формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке, воспитание понимания детьми красоты и смысла музыки.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с основными музыкальными понятиями.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения анализировать музыкальное произведение; формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность.
Регулятивные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формирование умения использовать речь для регуляции своего действия; формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные: формирование умения вести диалог с учителем; формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности.
Оборудование:фортепиано, нотный материал, презентация, раздаточный материл, тексты песен.
Ход урока
Этапы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| 1. Организационный этап.
| Ребята, здравствуйте. Работа предстоит серьезная и непростая. Мы с Вами окунемся в удивительных мир красоты и волшебных звуков.
Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Нам понадобиться: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Лишнее убираем!
Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И сегодня мы отправляемся с вами в очередное музыкальное путешествие в «Мир Музыки»
| Приветствие учителя!
Проверка готовности к уроку.
Слушают учителя.
|
| 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
| - Новый урок — значит новые знания и новые открытия и, что важно, интересные.
- Ребята темой сегодняшнего урока « Музыкальный размер»
- Какие перед собой поставим зодчий?
|
- Узнать что такое музыкальный размер и для чего он нужен.
| Р: целеполагание;.
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения выделенной проблемы.
К:участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли.
| 3.Актуализация знаний.
| - Ребята, о чем Вы говорили на прошлом уроке?
- Верно.
- А что такое нота?
- Давайте проверим, насколько Вы запомнили их названия.
- Какое количество нот у нас получилось?
- Правильно. А давайте попробуем записать ноты на доске в обратном порядке.
- Теперь, ребята, мы попробуем назвать слова, в которых есть названия нот.
- Молодцы!
- Ребята, когда ноты выстраиваются в ряд, как можно назвать такое положение нот? Ребята, если мы с Вами поем (до-ре-ми-фа-соль-ля-си), то как это называется?
- Давайте пропоем все вместе. Далее исполнение звукоряда по рядам.
- Ребята, а знаете ли Вы из каких частей состоит нота?
- Давайте с Вами повторим эти части.
- Ребята, но ноты бывают разные: ноты с одежкой, но без штиля, с одежкой и штилем, без одежки со штилем. - - Посмотрите внимательно на доску.
- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями.
| О нотах и их обозначениях.
- Нота-это графическое обозначение звука в музыкальном произведении.
Один ученик выходит к доске и записывает названия нот в правильном порядке. Семь нот.
Ученик выходит к доске и записывает ноты в обратном порядке.
Доска, река, лягушка, фантик, миска, синица.
-Звукоряд
- Да.
- Дети выходят к доске и подписывают части ноты: 1. головка; 2. штиль; 3. флажок.
| П: классификация средств выразительности; структурирование знаний.
Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
| 4. Первичное усвоение новых знаний.
| - Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Для чего нужен музыкальный размер?»
- Чтобы понять, что такое музыкальный размер, нужно хорошо знать… математику. Да, математику. Потому что музыкант должен уметь правильно считать. Потому что музыкант тоже должен правильно считать. Но прежде мы с вами разберёмся, что такое акцент. Может кто-то из вас знает, что такое «акцент»?
- Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке. А обозначается акцент в нотной записи следующим знаком >
- А теперь обратимся к понятию такт. Такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями.
- Ребята, обратите внимание на цифры возле скрипичного ключа: 3 и 4. Так обозначают музыкальный размер.
- Верхняя цифра показывает сколько нот в такте (в нашем такте их 4), а нижняя цифра показывает какая длительность (четвертная)
- Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые.
Запомните основные музыкальные размеры:
1. Размер 2/2 состоит из двух долей величиной равных половинной длительности;
2. Размер 3/4 состоит из трёх долей величиной равных четвертной длительности;
3. Размер 4/4 состоит из четырёх долей величиной равных четвертной длительности;
4. Размер 7/8 состоит из семи долей величиной равных восьмой длительности;
5. Размер C эквивалентен 4/4;
6. Размер () эквивалентен 2/2 (Alla Breve)
- Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием сильных, слабых и относительно сильных долей. А как вы думаете - почему?
- Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры.
- Ну а сейчас ребята познакомимся с новыми понятиями!
Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.
Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.
| Слушают учителя.
Ответы учащихся.
Слушают учителя.
Слушают учителя
Музыку так легко услышать.
| Р: понимать смысл творческих заданий;
Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-творческой деятельности.
П: выявлять и анализировать выразительные и изобразительные особенности музыки;
определять
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
К: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
| 5. Первичная проверка понимания.
| Работа с учебником. Чтение рассказа.
- Сейчас вы услышите стихотворение «Вальс собачек». А после ответьте мне на вопрос: «Почему собачки закружились не так, как было бы нужно?»
Можно прослушать собачий вальс!
Мишка, Трезор, и Полкан, и Армишка
Затеяли вместе все вальс танцевать, -
Но не в лад, невпопад закружились, упали
И начали лапки друг другу кусать!
Какой танец затеяли звери.
- А что такое вальс? Как его надо танцевать?
А еще слово вальс в переводе с немецкого языка обозначает «кружиться» Все вальсы имеют размер ¾. Вот поэтому з ... не знали музыкальный размер и не смогли......
- А вы знаете какие бывают вальсы?
- Сейчас прослушаем вальс, а вы подумайте и скажите какой из перечисленных вальсов звучит!
Слушание всех вальсов (праздничный вальс; торжественные вальс; благодарный вальс)
Беседа после слушания
- Как изменяется музыка, какую картинку вы видите перед глазами, когда слушаете праздничный вальс; торжественные вальс; благодарный вальс
- Так же существуют народные танцы в котором музыкальный размер 2/4
А что такое народные танцы, как вы думаете?
- Сейчас поговорим что такое «трепак и полька» и послушаете
Трепа́к — старинный русский народный танец с сильным притопыванием.
«Тропотать» - значит «топать ногами». Исполнять весело, задорно, быстро.......................
Перед тем как начать слушание, задам вам вопрос, на который вы ответите после прослушивания!
- Какое настроение у мелодии?
Полька - старинный чешский народный танец. Исполняется по кругу. И так же имеет размер 2/4
- А какой характер у польки?
Физ. Минутка (игра):
1. Все ребята дружно встали (Выпрямится.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)
Исполнительство – разучивание песни.
- Ребята, а теперь мы с Вами должны разучить новую песню «Я стараюсь», послушайте её и определите, о чём поётся в песне?
Беседа по содержанию песни
- Песенку будем учить по частям. Я буду говорить Вам слова, а Вы повторять за мной.
А теперь мы исполним эту песню, будьте внимательны. При исполнении песни чётко произносите слова.
Молодцы, ребята!
|
Слушают.
- Вальс это - плавный кружащийся танец, который исполняется парами.
- Вальсы бывают:
- торжественные
- праздничные
- благодарные
Слушают вальс.
1- праздничный
2- торжественный
3- благодарный
Ответы учащихся.
- Народный танец - танец определенной национальности, народности или региона.
Слушают учителя.
- Весело, быстрое, хочется танцевать.
- веселый, праздничный.
Выполняют физминутку.
Разучивают песню.
| Р: контроль, коррекция, оценка.
П: структурирование знаний.
| 6. Первичное закрепление.
| А сейчас мы выполним творческое задание.
Разделимся на 3 группы, каждая группа возьмет по одному из изученных терминов на сегодняшнем уроке и придумает интересный сказочный рассказ.
| Выполняют творческое задание.
| Р: осуществлять контроль своего участия в пении.
К: выразительно исполнять хоровые произведения.
| 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
|
|
| 8. Рефлексия (подведение итогов занятия).
| - Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?
- Как называлась тема нашего урока?
- Так для чего же нужен музыкальный размер?
- С какими новыми терминами вы сегодня познакомились?
- А что такое доля?
- Какую песню мы сегодня разучили?
- Оцените свою работу на уроке.
- ничего не получилось
- были затруднения;
- Все получилось;
Мне очень понравилось, как Вы работали сегодня на уроке. Вы все активно работали и были внимательны при разучивании песен и изучении новой темы. Я надеюсь, что Вам понравился урок?
| О музыкальном размере
«Для чего нужен музыкальный размер?»
Ответы учащихся.
Такт, акцент, метр, доля, трепак, полька
Это один, как бы, удар невидимого метронома — метр
«Я стараюсь»
Да!
| Р: оценка
Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|