Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОНСПЕКТ УРОКА



КОНСПЕКТ УРОКА

На тему«ЗОЛОТАЯ ОРДА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ, НАСЕЛЕНИЕ, ЭКОНОМИКА, КУЛЬТУРА»

6 класс

Целевая установка урока:сформировать у обучающихся представление о владычестве Золотой Орды над русскими землями

Образовательные:

– познакомить с политическим и экономическим устройством Золотой Орды;

– охарактеризовать состав этого государства, его культуру, религию;

– познакомить с борьбой русского народа против Орды;

– оценить последствия ордынского владычества на Руси.

Воспитательные:

– воспитывать у учащихся интерес к истории страны;

– способствовать воспитанию чувства уважения к различным народам.

Развивающие:

– развивать умения поиска нужного текста, его анализа и формулирование вывода;

– развивать коммуникативные навыки.

Методическое оборудование:учебник, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеофрагмент https://youtu.be/aJfiTmkfwoc (минуты с 7:30 по 9:01)

Методическая литература:

– История России. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций В2 ч. Ч.1/[Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Стефанович, А.Я. Токарева] ; под ред. А.В. Торкунова. – М. ; Просвещение,2016. – 127 с.

Тип урока:комбинированный

Новые понятия:агрессия, владычество, царь, баскак, ярлык, дань

 

 

План урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
Орг. момент Приветствие учащихся: Здравствуйте, присаживайтесь. Проверка отсутствующих Учащиеся молча приветствуют учителя, садятся.  
Актуализация знаний учащихся Учитель: Ребята, какую тему мы проходили на прошлом уроке? Учитель: Правильно. А сейчас мы вспомним материал из прошлого урока с помощью таблички После каждого правильно выполненного вами задания на экране будут открываться буквы (как в поле чудес), ваша задача постараться собрать целое слово, которое и будет нашей новой темой урока     Задания: 1. Дан ряд слов, их нужно распределить на три группы и назвать какое событие объединяет каждую группу 2. Назвать даты этих событий 3. С именами каких исторических деятелей связанны данные события?   Активно участвуем, поднимаем ручки, за правильный ответ я буду давать вам «ярлык». Чем больше вы соберете «ярлыков» за весь урок, тем лучше будет ваша оценка.   * - продолжаем активно работать на уроке, а кто не получил – включаемся в работу класса.   Ответ учащихся: на прошлом уроке мы изучили тему «Северо-Западная Русь между востоком и западом».   На ответы таблички учащийся поднимает руку и отвечает один (не коллективно), а при необходимости учитель сам выбирает отвечающего   Примерные ответы учащихся:   1 группа: Невская битва – шведы, Нева   2 группа: Ледовое побоище – Чудское озеро, рыцари-крестоносцы, «свинья»   3 группа: монголо-татарско-нашествие – монголы, татары, Козельск 15 июля 1240, 5 апреля 1242, 1237-1241 гг.   Александр Невский, Батый      
Вывод учителя по предыдущей теме Для Руси 13 век был богат на набеги, захваты земель иноземными завоевателями. Русь была измотана, истощена. Но в результате сражений все-таки удалось отразить натиск северо-западных соседей на русские земли. Русь отстояла свои территории и веру от посягательств шведских и немецких рыцарей. Учащиеся внимательно слушают вывод учителя по предыдущей теме          
Переход к новой теме А) коммуника- тивная атака   Ключевые буквы на экране в хаотичном порядке: л р о з т а я о д а *поощрение за ответы – «ярлыки»     Учащиеся собирают буквы с слова, чтобы получилась новая тема урока  

 

 

.

Б) вопросы  подготовки к работе В) вывод Учитель задает вопрос: Ребята, перед вами все полученные буквы, но они в хаотичном порядке, давайте составим из них полноценное слово. Какое получилось? Вопросы: Как вы думаете, о конкретно чем мы будем сегодня говорить? Что рассматривать? Учитель: Да, вы правы. Все ваши ответы действительно относятся к слову «Золотая Орда». Как вы думаете, а в какую именно тему урока мы сегодня отправляемся? сформулируем тему сегодняшнего урока.     Учитель: Исходя из названия нашей темы, давайте сформулируем цель урока (что мы должны изучить?)    Учитель: Итак, тема нашего урока «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура». Мы должны с Вами познакомиться с жизнью монголов, а также с особенностями их владычества над русскими землями   Учащиеся отвечают: Золотая Орда     Примерные ответы учащихся: Завоевания, государство, население, вера, зависимость.   Учащиеся формулируют тему урока. Примерные ответы: Государство Золотой Орды. Учащиеся: познакомиться с государством Золотой Орды, узнать новое о жизни монголо-татар  
Новая тема урока Тема урока: «Золотая Орда: государственный строй, население, религия, экономика, культура». Учитель: Открываем тетрадочки и записываем сегодняшнее число и тему. План:(в презентации и на доске) 1) Государственное устройство Золотой Орды 2) Ордынское владычество на Руси 3) Борьба русского народа против ордынской власти 4) Последствия монголо-татарского ига   ПЗ:какую роль сыграла Золотая Орда в истории народов нашей страны? ППЗ: сравните нашествие монголо-татар на Русь и вторжение шведов   Учащиеся записывают тему урока и число.   Учащиеся знакомятся с планом урока и вопросами, на которые должны ответить в конце урока.  
1)Государствен-ное устройство Золотой Орды Учитель: Мы определили вопросы, ответы на которые нам предстоит найти в конце урока. Я раздам вам «Путевой лист» (Приложение1) и по ходу урока мы будем с вами его заполнять.   Учитель (работа с текстом учебника и картой): Итак, приступаем к 1 пункту нашего плана. Работаем с п. 1 § 18 учебника и картой «Золотая Орда в XIII—XIV вв.» (выведена на экран), определите границы этого государства и ответьте на вопросы. Спрошу любого. Вопросы (выведены на экран внизу карты): — Какой город стал столицей Золотой Орды? — Какие земли вошли в состав Золотой Орды? Объяснение учителя: После завоевательных походов монгольских полчищ образовалась огромная империя от Тихого океана до Дуная. В низовьях Волги Батый повелел поставить город Сарай и сделал его своей столицей. По свидетельству летописцев и путешественников, этот город достиг чрезвычайной величины. В нем жили разные народы, было множество базаров и красивых мечетей. Во главе стоял Золотой Орды стоял хан – потомок Чингисхана   Учитель: давайте впишем в «путевой лист» все, что нам удалось выяснить (разъясняю куда и что конкретно вписывать) Учитель: Дети, что представлено на слайде? Учитель (работа с текстом в группе): Сейчас я вас разделю на 3 группы. Каждая группа, изучив определенный материал, расскажет нам о различных аспектах жизнедеятельности государства Золотая Орда и это поможет нам заполнить «путевой лист»   Первая группа работает с п. 2 § 18 учебника и описывает население Золотой Орды. — Какие племена составляли основную массу кочевников, населявших Золотую Орду? — Кто жил в оседлых областях? —Какой народ был самым малочисленным? Вторая группа работает с п. 3 § 18 учебника и описывает религии в Орде. — Почему монголы долгое время терпимо относились к различным религиям? — Когда в Сарае был сооружен первый православный храм? — Кто из правителей Орды первым принял ислам? — Когда ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды? Третья группа работает с п. 4 § 18 учебника и характеризует экономику Орды. — Какая форма хозяйственной деятельности преобладала на юге Золотой Орды? — Какие ремесла были развиты в городах? — Какие товары были основными? — Сколько городов было в Орде в период ее расцвета? Учитель: После ознакомления с текстами, ваша задача ответить на вопросы со слайда, на выполнение задания вам 5 минут, таймер на экране, следите за временем Вывод учителя по теме 1 группы: Молодцы. Мы выяснили, что Золотая Орда многонациональное государство, а его кочевое население с конца 14-начала15 века стали называть татарами Вывод учителя по теме 2 группы: Монголы веротерпимый народ, разрешал строить православные храмы на своей территории. Жители Орды могли свободно обращаться в христианство. Так, например, православие принял племянник Батыя царевич Даир, почитаемый Русской Церковью как святой преподобный Пётр ростовский чудотворец. Также распространение получается мусульманство, оно было объявлено официальной государственной религией Орды, но это не касалось русских Вывод учителя по теме 3 группы: Народы, населявшие Орду, занимались разнообразной хозяйственной деятельностью. Важную роль играла торговля через Каспийское и Черное моря. *заполнение «путевого листа», раздача «ярлыков» отвечающим         Учитель: вызывает любого ученика в доске, тот показывает на карте     Примерные ответы учащихся:   1.Сарай 2.Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Западную Сибирь, Урал     Учащие: заполняют «путевой лист»     Примерный ответ: народы, вера, экономика   Примерные ответы: 1 группа -тюркские племена -булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы -монголы   2 группа -считали, что так же, как Бог дал различные пальцы, так и людям дал различные религии -1260 был сооружен первый православный храм в Орде -хан Берке первый принял ислам из правителей -в начале 14 века при хане Узбеке ислам был объявлен государственной религией   3 группа -преобладало скотоводство на юге, а на севере и западе-земледелие -кузнечное дело, изготовление изделий из металла, включая оружие, гончарное дело, ювелирное искусство, кожевенное, ткацкое дело, обработка дерева, производство стеклянных изделий - основными товарами были ткани, льняные холсты, оружие, украшения, меха, кожа, мед - в период расцвета было около 100 городов (Старый Крым, Астрахань, Азов, Тюмень, Булгар)     Учащиеся: заполняют по ходу ответов в группах свои «путевые листы» под контролем учителя  

 

2) Ордынское владычество на Руси   Учитель(работа с видеофрагментом): Но вот мы перешли ко второму пункту плана (показать на доске данный пункт). Сейчас мы просмотрим видеофрагмет (минуты с 7:30 по 9:01) и ответим на вопросы Вопросы к видеофрагменту:  — С какой целью русские князья должны были ездить в Орду? — Кто из князей первым был вынужден поехать в Сарай? — Что такое ханский ярлык на княжение? — Какой ярлык был самым привлекательным? — Как проходила церемония получения ярлыка?   Вывод учителя: Молодцы, таким образом, мы выяснили, что русские князья были вынуждены ездить в ордынские земли, чтобы получать права на княжение в виде ярлыка. Но данная процедура проходила унизительным образом, а за отказ выполнения легко могла последовать смертная казнь. После получения ярлыка князем в его княжество приезжал ордынский посол и в его присутствии проходило торжественное возведение князя на престол. Это было наглядной демонстрацией подчинения ханской власти.     Вопрос учителя (работа с изображением): Давайте посмотрим на картину художника Иванова, расскажите, что вы видите на ней? Как проявляли свою власть ордынцы в русских землях? (разобрать передний/задний план)   Вывод учителя: Да, вы совершенно правы. Русских обязали выплачивать дань - ежегодные платежи, на Руси это называлось «выходом». Сбор дани сопровождался грабежами, насилием. Также еще одной тяжелой повинностью стала обязанность поставлять воинов в монгольское войско и принимать участие в их военных походах. Если Русь высказывала свое неповиновение, то ханы сразу отправляли свои отряды в ее земли. Изображенный на картине человек на коне – так называемый баскак- тщательно следил за сбором налогов.   Учитель: записываем определения в себе в тетрадь со слайда: ярлык, баскаки   *заполнение «путевого листа», раздача «ярлыков» отвечающим   Примерные ответы учащихся: - чтобы получать подтверждение своих княжеских прав - Ярослав Всеволодович -  ярлык-ханская грамота на управление княжеством - ярлык на Великое Владимирское княжение - сопровождалось различными унижениями, а нередко заканчивалось смертью Учитель вызывает ученика к доске, тот описывает что изображено на картине   Примерные ответы учащихся: собирали дань с населения Учащиеся: запись в тетрадь определений и заполнение «путевого листа»    
3)Борьба русского народа против ордынской власти Учитель (работа с картой): Сейчас мы прослушаем сообщение вашего одноклассника «Антиордынские восстания», будьте внимательны, я могу спросить любого из вас, а вы должны назвать дату и показать на карте место восстания Вывод учителя:  Как вы уже поняли, восстаний было не мало. Русские не собирались мирится со злоупотреблениями при сборе дани. Они восставали, в итоге ордынцам все-таки пришлось пойти на уступки-право сбора дани постепенно было передано русским князьям Учащиеся отвечают, учитель сам выбирает отвечающих    
4)Последствия монголо-татарского ига Учитель: У каждого из вас на парте лежит листок с утверждениями (Приложение2), вам всем необходимо прочитать последний параграф и самостоятельно отметить: 1 ряд отмечает красным цветом факты, которые свидетельствуют о политической зависимости 2 ряд отмечает зеленым цветом факты, которые свидельствуют об экономической зависимости Руси от Золотой Орды Причину выбора пояснить   Вопрос учителя: Какие последствия можно отнести к отрицательным, какие к положительным?   Вывод учителя: Ордынское владычество не прошло бесследно. Оно отразилось и на характере политической власти и даже на культурных традициях. А в своем хозяйственном развитии Русь была отброшена на 50-100 лет. Учащиеся самостоятельно отмечают, при разборе учитель сам выбирает отвечающих Примерный ответ учащихся:   -отрицательно: негативное влияние на экономику Руси -положительно: взаимообмен культурными традициями  
Закрепление материала Какую роль сыграла Золотая Орда в истории народов нашей страны?   Вывод учителя: Правильно, нельзя давать однозначную оценку данного события. Ордынское владычество нанесло сильный удар по экономической жизни людей, привело к изменению характера власти, но при этом произошло взаимообогащение народов Руси и Орды.   Учитель:Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Верите ли вы, что… – Баскаки – это командиры ордынского войска? – Князья получали в Орде «ярлыки»? – Русский народ оказывал сопротивление ордынцам? – «Выход» платили все жители Руси? – Александр Невский выбрал путь сотрудничества с Ордой? – Русь стала составной частью Золотой Орды? Сравните нашествие монголо-татар на Русь и вторжение шведов     Примерные ответы учащихся: Ордынское иго оказало как отрицательное влияние на жизнь русского народа, так и положительное.    Примерные ответы учащихся: – Нет – Да – Да – Нет – Да – Нет    
Вывод учителя по новой теме урока Учитель: Во второй половине 13- начале 14 века Золотая Орда был мощнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии. Ордынское владычество оставила серьезный след в истории Руси. Оно поспособствовало началу экономического отставания русских земель от стран Западной Европы, привело к изменению характера княжеской власти. При этом развивались экономические и культурные связи Руси и населения Золотой Орды, других стран Востока   Учащиеся слушают учителя.  
Рефлексия Учитель: говорите по очереди : «Мне было интересно узнать …/ больше всего меня удивило.. / мне запомнилось….»   Учащиеся отвечают, учитель сам выбирает отвечающего  
Д / З Параграф 18, ответы на вопросы, вклеить «путевой лист» в тетрадь Для любознательных: мини-сочинение на вопрос «Почему же Александр Невский, сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться против Орды»   Учащиеся записывают домашнее задание    
Выставление оценок Учитель подсчитывает количество набранных за урок «ярлыков», учитывает активность в группе и ставит оценки. 2 - 3«ярлыка» - спросить на след.урок. 3 - 4 «ярлыка» + активность в группе – 4 4 - 5 «ярлыка» + активность в группе – 5        

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.