Преодоление препятствий». Ход занятия
Конспект занятия по теме:
«Преодоление препятствий»
Цель занятия:- ознакомить занимающихся с группами естественных препятствий и принципом их преодоления во время движения в походе;
Задачи занятия: - дать понятие «препятствие»;
- объяснить принцип правильного преодоления препятствий во время движения в походе;
Место проведения: кабинет
Оборудование: таблица с группами естественных препятствий.
Литература:Ю.С. Константинов « Детско-юношеский туризм», Москва, 2006г;
В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн « Школа туристских вожаков», «Владос»,1999г;
И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов, Е.Г.Рябов «Туризм в школе», «Ф и С», 1983г;
В.И. Симаков «Туристские походы выходного дня», Москва, «советская Россия», 1984г
План занятия:
1. Подготовительная часть:
- Организационный момент
2. Основная часть:
- повторение предыдущей темы
- объяснение нового материал;
- закрепление изученного материала посредством игры;
3. Заключительная часть:
- подведение итогов занятия;
- организационный момент;
Ход занятия
Содержание
| Дозировка
| ОМУ
| Подготовительная часть
1.Организационный момент
Приветствие, педагог объясняет тему, цель, задачи, план занятия
|
2 мин.
| Обратить внимание на готовность к занятию: организацию рабочего места, наличие тетради, писчих принадлежностей у занимающихся
| Основная часть
1. Повторение пройденного материала
2. Объяснение нового материала
Итак, мы с вами в походе. Как вы уже знаете, поход это не только передвижение по дорогам. На пути всегда встречается множество препятствий. И сегодня мы узнаем, как же правильно их преодолевать.
Все естественные препятствия можно поделить на пять основных групп, связанных с определенными природными факторами:
1 группа – препятствия, связанные с рельефом. Это более или менее крутые подъемы и спуски по склонам оврагов, обрывам холмов, сопок, гор, (характеризуются вертикальными углами в градусах); это большая или меньшая продолжительность таких подъемов или спусков, их плавность или, наоборот, резкость.
2 группа – препятствия, связанные с гидросетью. Это переправы через реки, канавы, ручьи, протоки; это болота, участки, залитые водой.
3 группа – препятствия, связанные с растительностью: лесные, кустарниковые чащобы, завалы, заросли карликовой растительности, высокотравье.
4 группа – препятствия, обусловленные характером опорной поверхности (грунта). Это наличие или отсутствие дорог или троп под ногами, качества опорной поверхности – мягкая почва или бетон, каменные россыпи или грязь, песок или глина, изрытость поверхности, а также влажность грунта и дерна.
5 группа – препятствия, связанные с метеоусловиями, погодой; температура воздуха, его влажность, ветры, облачность, туманы, осадки.
|
30 мин.
|
Выслушивание ответов занимающихся
Конспектирование по ходу рассказа в тетради
| остановиться (например, у кого-то оторвалась лямка рюкзака и он должен ее отремонтировать), замыкающий определяет – останавливать всю группу или остановиться вдвоем. Об этом он должен сообщить руководителю группы. И только тот решает вопрос о остановке группы.
В цепочке интервал между участниками (при движении по дорогам и тропам по ровной открытой местности) должен быть не менее 1,5 – 2 метров. Идти, уткнувшись носом в рюкзак впереди идущего опасно: рюкзак закрывает обзор, не позволяет увидеть приближающееся препятствие на дороге.
Организация и режим движения
Самое удобное время для передвижения по маршруту – первая половина дня с 8 до 12 часов. Летом в это время еще не жарко и не тяжело идти. Обычно для обеденного привала определяют время через 3 – 4 часа после выхода на маршрут.
Можно ориентироваться и на состояние погоды: если позволяет график движения (летом), полуденную жару лучше переждать и продолжить движение с 16 до 19 часов, когда жара спадет.
Примерный распорядок дня
Давайте познакомимся с примерным распорядком дня в походе (летом).
6.00 – подъем дежурных.
7.00- 7.45 – общий подъем группы, зарядка, уборка территории, туалет.
7.45 – 9.00 – подготовка к выходу, завтрак.
9.00 – 12.00 – движение по маршруту, краеведческая работа.
12.00 – 16.00 – большой обеденный привал, послеобеденный отдых.
16.00 - 18.00 – движение по маршруту.
18.00 – 20.00 – выбор и подготовка места для ночлега, ужин.
20.00 – 22.30 – свободное время, приведение в порядок походных записей, уточнение плана на завтра, беседы и песни у костра.
22.30 – 23.00 – вечерний туалет.
23.00 – отбой.
После выхода на маршрут (с ночлега, начало похода, длительный привал) через 10 – 15 минут надо сделать короткий привал (технический). Это время, как правило, предназначается для подгонки снаряжения, чтобы участники могли снять с себя лишнюю теплую одежду, возможно, сходить в туалет.
Далее 10- 15 минутные привалы устраиваются через каждые 45 мину. Таким образом, в утренние часы группа сделает 3-4 перехода, а в вечерние – 2-3. За 3 – 5 минут перед запланированной остановкой темп движения группы снижается. После привала в течение 2 – 3 минут начинать надо
Движение с низкого темпа, постепенно увеличивая его до оптимального. Шаг должен быть во время движения спокойным, свободным, естественным, тело слегка наклонено вперед, чтобы уравновесить рюкзак. Руки, должны быть свободны от каких- либо предметов. Ступни, чуть развернутые влево и вправо, ставятся с пятки на носок. Опорная нога не разогнута до конца, что создает пружинистость и плавность хода. Во время движения не надо пить. Лишняя вода – потеря из организма солей, выходящих с потом. К тому же организм разогрет, и холодная вода может послужить причиной дальнейшей болезни.
2. Закрепление изученного материала
Тему сегодняшнего занятия вы послушали, сделали себе пометочки в тетрадях, а теперь я вам предлагаю проверить себя с помощью тестов и определить насколько вы внимательно слушали меня. На каждый вопрос теста приведено несколько ответов. Вам необходимо выбрать из них один правильный на каждый вопрос и обвести его.
|
10 мин.
|
Занимающиеся записывают в тетради
Вывесить распорядок дня на доске, рекомендовать записать ребятам в тетради
Раздать тесты,
подвести итоги, разобрать ошибки.
| Заключительная часть
1. Организационный момент
Итак, мы с вами сегодня познакомились с движением группы в туристском походе. И теперь, надеюсь , вы стали более опытными и будите применять свои знания в каждом нашем походе.
Следующее наше занятие с вами состоится __________
|
3 мин.
|
Отметить каждого ребенка. определить интерес к рассмотренной теме.
|
|