|
|||
Тема. Диалог как текст. Виды диалоговТема. Диалог как текст. Виды диалогов ЦЕЛИ: 1. Продолжить знакомство учащихся с прямой речью. 2. Учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге. 3. Учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. 4.Обогащать словарный запас учащихся. 5. Развивать навыки работы в парах. 6. Развивать умение формулировать мысль, выбирать главное. 7. Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником. Планируемые результаты: Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования диалога Личностные: Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности ОТРАБОТАТЬ УМЕНИЯ: правильно определять границы реплик в диалоге, ставить знаки препинания, составлять диалог на заданную тему.
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ 1.Опрос по теме «Прямая речь и косвенная речь». Вспоминаем материал предыдущих уроков: - Что такое «прямая речь»? (Прямая речь - это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.) - Как на письме обозначается, выделяется «прямая речь»? (Прямая речь выделяется кавычками, первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.) 2.Сравнение прямой и косвенной речи. Записана фраза И.С.Тургенева двумя способами: 1) «Русский язык - великий дар великому народу», - сказал И.С. Тургенев. 2) И.С.Тургенев сказал, что русский язык - великий дар великому народу. Учащиеся читают, анализируют и делают вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь. 3.Вспомни!!! Рабочий материал: 1. Зайчик смотрит на меня и будто просит: «Не выдавай меня собакам!» А: «П!» 2.«Пускай живет, зайчат уму-разуму учит,» - подумал я. «П,»-а. 3.Я успел крикнуть ему вслед: «Только не беги!» А: «П!» 4.«Почему вы выбрали это место?» - поинтересовался Иван. «П?» - а. 5.Живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Порядочный человек». А: «П». 6.«Среди вас не должно быть белоручек,» - сказал Витин дедушка. «П,» - а. 7.Народная мудрость гласит: «Доброе слово лучше всякой ласки». «П,»-а. Дополнительным к этому является такое задание: - Придумать предложения именно на морально-этическую тему по примеру последнего предложения.
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА. 1. Основные понятия сегодняшнего урока: Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Реплика – слова каждого лица в диалоге. 2. Постановка проблемы. - Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока «Диалог». Но я вам предлагаю к концу нашего урока определить дополнительную тему, исходя из тематики упражнений и тем диалогов, рассматриваемых на уроке. 3.Словарная работа. Диалог - диа - два логос - слово (греч.) 4. Знаки препинания при диалоге. - Диалог на письме выделяется почти так же, как и прямая речь, но есть и отличия: - отсутствуют кавычки; - каждая реплика пишется с начала строки и перед ней ставится тире.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. 1. Работа с дидактическим материалом.
АНАЛИЗ ТЕКСТА ❖ Прочитайте стихотворение. ❖ Определите его главную мысль. ❖ Рассмотрите особенности диалога. Ёж фонарик не включил Из лесной гнилушки И на ёлку наскочил Ночью на опушке. - Как твои иголки? – Ёж спросил у елки. - Все целы. А как твой нос? - Целый! - Ёжик произнес. - Извини! - промолвил Ёж, Еле сдерживая дрожь. - Извини и ты, сосед, - Ёлка скрипнула в ответ. Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке Не сказали ни одной Колкости друг дружке.
❖ В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников? ❖ Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы? ❖ Как это отразилось в пунктуации диалога? ❖ Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.
V. ИТОГИ УРОКА.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить диалог на одну из тем: 1) Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру. 2) Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба. 3) Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты. 4) Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке? 5) Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.
|
|||
|