Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема. Диалог как текст. Виды диалогов



Тема. Диалог как текст. Виды диалогов

ЦЕЛИ: 1. Продолжить знакомство учащихся с прямой речью.

2. Учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге.

3. Учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. 4.Обогащать словарный запас учащихся.

5. Развивать навыки работы в парах.

6. Развивать умение формулировать мысль, выбирать главное.

7. Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования диалога

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности

ОТРАБОТАТЬ УМЕНИЯ: правильно определять границы реплик в диалоге, ставить знаки препинания, составлять диалог на заданную тему.

 

ХОД УРОКА:

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ

1.Опрос по теме «Прямая речь и косвенная речь». Вспоминаем материал предыдущих уроков:

- Что такое «прямая речь»?

(Прямая речь - это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.)

- Как на письме обозначается, выделяется «прямая речь»?

(Прямая речь выделяется кавычками, первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.)

2.Сравнение прямой и косвенной речи.

Записана фраза И.С.Тургенева двумя способами:

1) «Русский язык - великий дар великому народу», - сказал И.С. Тургенев.

2) И.С.Тургенев сказал, что русский язык - великий дар великому народу.

Учащиеся читают, анализируют и делают вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь.

3.Вспомни!!!

Рабочий материал:

1. Зайчик смотрит на меня и будто просит: «Не выдавай меня собакам!» А: «П!»

2.«Пускай живет, зайчат уму-разуму учит,» - подумал я. «П,»-а.

3.Я успел крикнуть ему вслед: «Только не беги!» А: «П!»

4.«Почему вы выбрали это место?» - поинтересовался Иван. «П?» - а.

5.Живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Порядочный человек». А: «П».

6.«Среди вас не должно быть белоручек,» - сказал Витин дедушка. «П,» - а.

7.Народная мудрость гласит: «Доброе слово лучше всякой ласки». «П,»-а.

Дополнительным к этому является такое задание:

- Придумать предложения именно на морально-этическую тему по примеру последнего предложения.

 

III.  РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

1.

Основные понятия сегодняшнего урока:

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

 Реплика – слова каждого лица в диалоге.

2. Постановка проблемы.

- Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока «Диалог». Но я вам предлагаю к концу нашего урока определить дополнительную тему, исходя из тематики упражнений и тем диалогов, рассматриваемых на уроке.

3.Словарная работа.

Диалог - диа - два логос - слово (греч.)

4. Знаки препинания при диалоге.

- Диалог на письме выделяется почти так же, как и прямая речь, но есть и отличия:

- отсутствуют кавычки;

- каждая реплика пишется с начала строки и перед ней ставится тире.

 

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1. Работа с дидактическим материалом.

 

АНАЛИЗ ТЕКСТА

❖ Прочитайте стихотворение.

❖ Определите его главную мысль.

❖ Рассмотрите особенности диалога.

Ёж фонарик не включил

Из лесной гнилушки

И на ёлку наскочил

Ночью на опушке.

- Как твои иголки? –

Ёж спросил у елки.

- Все целы. А как твой нос?

- Целый! - Ёжик произнес.

- Извини! - промолвил Ёж,

 Еле сдерживая дрожь.

- Извини и ты, сосед, -

Ёлка скрипнула в ответ.

Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке

 Не сказали ни одной Колкости друг дружке.

 

❖ В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?

❖ Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?

❖ Как это отразилось в пунктуации диалога?

❖ Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.

 

 

V. ИТОГИ УРОКА.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

Составить диалог на одну из тем:

1) Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.

2) Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.

3) Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.

4) Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?

5) Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.