Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



 

 

"ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

 

Деятельность - эта форма активности присуща только человеку.

 

Цели деятельности связаны не только с удовлетворением биологических, но и социальных и духовных потребностей человека. Действуя, человек преобразует окружающий мир и самого себя, творит. Ну, и наконец, деятельность носит общественный характер.

 

Например, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Вспомним, что так называют того, кто совершает действие. Или тех. То есть деятельность может быть индивидуальной и групповой, коллективной.

 

Принято выделять 3 основных типа групповой деятельности: совместно-индивидуальный, совместно-последовательный и совместно-взаимодействующий.

 

Каждый может подходить к куче, брать столько предметов, сколько может унести, и перетаскивать на новую площадку. Вот это и есть совместно-индивидуальная групповая деятельность: делаем общее дело, но каждый как бы сам по себе.

 

Можно стать в цепочку и передавать эти самые предметы из рук в руки, как палочку во время эстафеты.. Это - совместно-последовательная деятельность.

 

совместно-взаимодействующая. Загрузим предметы на какую-нибудь тележку, платформу на катках и затолкаем всю кучу сразу на предназначенное для неё место.

 

ПО ОБЪЕКТАМ И РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ можно разделить на материальную и духовную. В первом случае речь идёт о создании материальных благ, а во втором - культурных ценностей.

К материальной, или практической, мы отнесём, прежде всего, производственную деятельность. Она направлена на преобразование природы. Её результатом является создание неких вещей, которые удовлетворяют многочисленные потребности людей.

 

Практической является и социально-преобразовательная деятельность. Из названия ясно, что её объектом являются общественные отношения. Ну, а итогом - принимаемые законы, удачные или неудачные реформы, государственные перевороты и революции.

 

К ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ… Духовная направлена на изменение сознания, как индивидуального, так и общественного. Это может быть познавательная деятельность - получение знаний о мире. Субъективно новых, то есть ранее неизвестных какому-то отдельному человеку..

 

Определение основных жизненных норм и принципов, оценка явлений окружающего мира, действий других людей, собственных мыслей и поступков, формирование мировоззрения - это ценностно-ориентировочная деятельность. Выделяют также прогностическую- выстраивание моделей будущего: планирование, предвидение возможных последствий.

 

Материальная и духовная деятельность тесно связаны друг с другом. Когда мы производим какой-то товар, используем технические знания и информацию о состоянии рынка, планируем свои действия

 

В соответствии со сферами общественной жизни выделим ЭКОНОМИЧЕСКУЮ, ПОЛИТИЧЕСКУЮ, СОЦИАЛЬНУЮ И, ОПЯТЬ ЖЕ, ДУХОВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Она может быть законной и незаконной, моральной и аморальной. Это зависит от степени соответствия принятым в обществе нормам поведения людей.

Также говорят о ПРОГРЕССИВНОЙ И РЕГРЕССИВНОЙдеятельности. Вспомним, что прогресс - это развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. Ну, а регресс - движение вспять, возвращение к более примитивным формам организации.

 

Критерием классификации может быть также ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В этом смысле она может быть РЕПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ. Репродуктивная деятельность - это создание чего-то по уже имеющимся образцам. Творчество порождает нечто новое, оригинальное, своеобразное, уникальное.

 

Говоря о творчестве, мы объединяем два понятия: творческая личность и творческий процесс. Они должны быть неразрывно связаны, иначе ничего не выйдет.

 

Творческий процесс - воплощение образа в действительность - проходит через 4 этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку.

 

То есть озарение - не просто мгновенная вспышка, непонятно откуда берущаяся. Чтобы она произошла, нужно много работать, прокручивать зародившуюся идею, рассматривать с разных сторон.

 

Основные конкретные ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - труд, учение, игру

 

К определению термина «труд» существуют разные подходы. То есть труд - это производство каких-либо конкретных благ, удовлетворяющих потребности человека: пищи, одежды, жилья, знаний, идей… Труд бывает умственным или физическим.

 

А вот целью игры производство каких-то жизненных благ не является. Процесс деятельности в данном случае важнее результата. Люди играют для развлечения, отдыха, творят ради творчества, общаются ради общения.

При всей её «несерьёзности» игра является важным способом социализации личности.

 

Учение - деятельность по усвоению накопленных обществом знаний и умений. Её цель - развитие мышления и сознания личности.

Получение новых знаний и умений - побочной продукт практически любой деятельности. Так что можно сказать, люди учатся всю жизнь.

 

Ещё одной формой деятельности считают ОБЩЕНИЕ. Правда, как и в случае с трудом, нет единой точки зрения: некоторые исследователи говорят, что общение - не особый вид деятельности, а неотъемлемая часть любой деятельности.

БЕЗ ОБЩЕНИЯ НЕВОЗМОЖНА НИ ИГРА, НИ УЧЕНИЕ, НИ ТРУД.

 

общение и коммуникация - это термины-синонимы?

Ведь и тот, и другой предполагают обмен информацией. Общительного человека часто называют коммуникабельным.

На самом деле, различие в их понимании есть, и существенное.

Коммуникация - это НЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в полном смысле слова, это чисто информационный процесс: передача сообщения от отправителя к получателю.

 

Цель общения, как и любой другой деятельности, - взаимодействие. Обмен информацией ради выработки общей позиции или нового знания.

КОММУНИКАЦИЯ - БОЛЕЕ УЗКОЕ ПОНЯТИЕ, она является лишь одной из сторон общения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.