|
|||
Этапы духовных исканий Пьера Безухова.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тема: Роман-эпопея «Война и мир». Герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания героев. Мотивация изучения темы: Глубокое знание и понимание творчества Л.Н.Толстого может обеспечить основу формирования грамотного, чуткого читателя. Литература как вид искусства является мощным средством познания общечеловеческой культуры. Создавая художественные образы, литература открывает возможности диалогического проникновения в сознание автора, его героя и системы ценностей всех эпох и цивилизаций. Каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам, необходимо пополнять свои знания в области литературы. Цели занятия: 1. Образовательные:познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие, создать условия для систематизации знаний по теме занятия и усвоения литературоведческих понятий. 2. Развивающие: способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материалы, раскрывающие процесс работы над художественным произведением. Продолжить работу над развитием монологической речи. 3. Воспитательные:содействовать повышению интереса к созданию произведений русской классической литературы.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:
Смысл духовных исканий заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому, является важнейшим критерием нравственной оценки личности. Герои ищут смысл жизни (обретение глубинных духовных связей с другими людьми) и личное счастье. Толстой показывает этот процесс в его диалектической противоречивости (разочарования, обретение и потеря счастья). При этом герои сохраняют собственное лицо и собственное достоинство. Общее и главное в духовных исканиях Пьера и Андрея то, что в конце концов оба приходят к сближению с народом. 1. Этапы духовных исканий Андрея Болконского. А) Ориентация на идеи Наполеона, гениального полководца, Сверхличности (разговор с Пьером в салоне Шерер, отъезд в действующую армию, военные действия 1805 г.). Б) Ранение под Аустерлицем, кризис в сознании (небо Аустерлица, Наполеон, обходящий поле сражения). В) Смерть жены и рождение ребенка, решение “жить для себя и своих близких”. Г) Встреча с Пьером, беседа на переправе, преобразования в имении. Д) Встреча с Наташей в имении Отрадном (возрождение к новой жизни, аллегорически изображенной в образе старого дуба). Е) Общение со Сперанским, любовь к Наташе, осознание бессмысленности “государственной” деятельности. Ж) Разрыв с Наташей, духовный кризис. З) Бородино. Окончательный перелом в сознании, сближение с народом (солдаты полка зовут его “наш князь”). И) Перед смертью Болконский принимает бога (прощает врага, просит Евангелие), ощущение всеобщей любви, гармония с жизнью. 2. Этапы духовных исканий Пьера Безухова. А) Ориентация на идеи Наполеона, “общественный договор” Руссо, идеи французской революции. Б) Получение наследства, женитьба на Элен, духовный кризис, дуэль с Долоховым. В) Масонство. Поездка в Киев и свои южные имения, неудачная попытка ввести преобразования, облегчить участь крестьян. Г) Неудовлетворенность деятельностью масонов, разрыв с петербургскими масонами. Д) Рассеянная, бессмысленная жизнь, духовный кризис, который прерывается вспыхнувшим чувством к Наташе. Е) Организация ополчения, Бородино, батарея Раевского, размышления о роли народа в войне. Ж) Сон Пьера о сопряжении миров после Бородина (Баздеев говорит ему о необходимости “соединять все” знание о мире, Пьер пытается понять смысл этих слов и находит искомое: “не соединять, а сопрягать”). З) Отказ уйти из Москвы, намерение убить Наполеона и ценой собственной жизни спасти Отечество. Девочка, спасенная во время пожара, женщина, избавленная от надругательства. И) Плен. Неправедный суд Даву, общение с Платоном Каратаевым, духовное возрождение. К) Брак с Наташей, духовная гармония.
|
|||
|