|
|||
Конспект 6. Тема: Искусство Италии Высокого Возрождения.. Творчество Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Леонардо да Винчи (1452-1519)Конспект 6 Тема: Искусство Италии Высокого Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи (1452 – 1519) Высокое Возрождение, которое подарило человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тицина, охватывает сравнительно короткий период – с конца XV в. до второго десятилетия XVI в. Только в Венеции расцвет искусства продолжался дольше. В это время изменились представления людей о мире. Восприятие человеческой личности как будто укрупнилось; это отразилось не только на величественных масштабах архитектурных сооружений, фресковых циклах и картин, но и на их содержании, выразительности, значительности образов. Изобразительный язык художников стал обобщенным. Леонардо да Винчи (1452-1519) Самый известный гений европейской культуры. Родился в 1452 году в небольшом городке Винчи недалеко от Флоренции. Внебрачный сын нотариуса Пьеро да Винчи. Был принят в отцовский дом и получил хорошее образование, усвоив начатки всех наук. В возрасте 14 лет отдан в мастерскую скульптора Андреа Вероккио. Он выполнял самые разнообразные заказы. Рука юного Леонардо впервые видна в композиции «Крещение». Леонардо написал одного из ангелов. С вьющимися волосами, а так же пейзаж дальнего плана, скалистый и безлюдный. Самостоятельное творчество Леонардо началось с привычных для искусства образов Мадонны с младенцем – Христом. 1. «Мадонна Бенуа» 2. «Мадонна Литта»
1 2 Они совершенно различные по настроению. Мадонна – Бенуа – юная мать, на помышляющая о будущем Христа; Мадонна Литта - возвышенная, одухотворенная, мудрая. Молодость Леонардо да Винчи проходила во Флоренции времен правления Лоренцо Медичи. Однако на Леонардо его покровительство не распространялось. Возможно потому, что художника сопровождала слава мастера, склонного бросить работы не оконченными. А может Леонардо почувствовал в Леонардо соперника, звезду, которая могла затмить его самого. Одини из первых заказов он получил для одного из флорентийского монастыря 3. «Поклонение волхвов»
Ставил себе невиданные живописные задачи: · Главных персонажей написать как единое пластическое целое. · Вписать фигуры в форму пирамиды, объединить их светотенью – кьяроскуро. Почувствовав, что задачи выполнены, он потерял интерес к этой работе. Работа осталась недописанной. Почувствовав, что во Флоренции для него нет будущего, он перебрался в Милан, ко двору герцога Людовика Сфорца и стал придворным инженером, архитектором и художником. Герцог Сфорца вел войны, Леонардо изобретал для него новые виды оружия, защитных сооружений. Леонардо да Винчи не чувствовал себя художником – ремесленником, он был ученым, естествоиспытателем, анатомом, физиономистом. Много размышлял он о различных стихиях – воздуха, воды, об их движении и соприкосновении. Он полагал, что воздух есть океан частиц, в который погружены все предметы. Так появилось знаменитое сфумато – воздушная дымка в его картинах. Согласно сфумато, воздух смягчает предмет, и чем дальше находится предмет, тем больше он «размыт». В Милане Леонардо написал картину 4. «Мадонна в гроте»
Очень важен для художника задний план: скалы купаются в дымке сфумато, стихия воздуха на картине стала видимой. Заказ от монахов миланского монастыря Санта - Мария дела Грацие.
5. «Тайная вечеря» на стене трапезной. «Тайная вечеря» – переломный момент Евангелия, последние мирные минуты Христа перед страданием. На Тайной вечере Спаситель устанавливает таинство причастия, дав ученикам хлеба и вина и говоря , что это его плоть и кровь. Христос окружен преданными учениками, толь ко Иуда – предатель. Он получил за него деньги. Христос уже знает о предательстве. Он сам сообщает об этом ученикам – именно этот момент и изобразил Леонардо. Проблемы: · Разместить 13 человек за длинным столом, так, чтобы фигуры не казались повторяющимися, а ритм монотонным. · Выделить Христа среди учеников. Применил принцип прямой перспективы, изобразив вымышленное пространство, которое продолжает реальный интерьер трапезной монастыря. Христос в центре стола, благодаря раскрытым рукам, тело его точно вписывается в равносторонний треугольник. Позы всех остальных персонажей сложны, образуют неправильные фигуры. Окно за Христом, притягивает все пространство комнаты, т к. находится над точкой схода всех линий. Апостолов разделил на четыре группы, в каждой преобладает та или иная эмоция. Только в одной группе чувствуется разлад: там, где Иуда. Он отшатнулся темной тенью, погруженный в свои мысли. Он внутренне – одинок. Так Леонардо выделил предателя. Леонардо проводил испытания. Так он изобрел мастику, которой покрыл стену перед написанием фрески для лучшего звучания цветов. Но от сырости местности сцепление штукатурки и красочного слоя оказалось не прочным и под воздействием влаги живопись начала разрушаться. В Милане Леонардо прожил 19 лет. После этого он служил многим государям. Получил заказ и их Флоренции. 6. «Битва при Ангари» для Палаццо Синьерии, флорентийской ратуши.
В сюжете - уподобил битву стихийному явлению. Кипение битвы уподобил водовороту, поняв закономерности движения водоворота в реке. В центре – несколько воинов сражающихся за знамя. От центральной группы толчками и кругами расходятся движения, по краям отдельные поединки. К сожалению, перенося композицию с картона на стену, он сноса увлекся экспериментаторством. От фрески не осталось ничего. Картон, который копировал Рубенс и другие художники XVII в. истрепался и погиб. 7. «Джоконда»
7 8 Заказ супруга богатого флорентинца Бартоломео дель Джоконда. Изначально картина была иной. Модель позировала художнику на балконе, по сторонам от нее находились колонны. Колонны были обрезаны одним из последующих владельцев, поскольку формат не вписывался в интерьер. Он долго работал над теорией, затем обобщал выводы, затем писал картину 2 года. Он вложил в произведение гораздо большее: свои представления о женственности, о сложности, многогранности и изменчивости человека. Поэтому его Мона Лиза – образ всеобъемлющий, она притягивает внимание, но её трудно описать словами. Она одновременно прекрасна и некрасива, молода и зрела; кажется, что любую черту человеческой натуры можно в ней отыскать. Технически «Джоконда» выполнена очень сложно и виртуозно. Наносил кистью тончайшие слои лессировок, толщиной пару микрон. Нижние слои просвечивают из-под верхних, и живопись кажется светящейся изнутри. До логического завершения доведен прием сфумато. Все последние годы жизни его преследовало ощущение собственной нереализованности, ненужности, одиночества. 8. Автопортрет На знаменитом автопортрете он изобразил себя глубоким старцем, с чертами мудреца и страдальца. Груз мудрости изменил его облик. Леонардо оставил огромную коллекцию рисунков. Создавая эффект объема простым утолщением линий. Использовал все известные до него технические приемы графики и изобретал новые. Применял графические материалы: сангина, серебряный шрифт, любимый материал перо и чернила - можно было переходить к комментариям. Все научные записи сопровождал иллюстрациями.
Последние годы жизни провел за пределами Италии, во Франции, при дворе молодого французского короля Франциска I. Он получил от него звание придворного художника, в эти годы он занимался геометрией, математикой, перспективой, системой пропорций, анатомией. Физикой. Во Франции, при дворе Франциска I , Леонардо и умер.
|
|||
|