УМК «Школа России». Ход урока
УМК «Школа России»
Класс:4
Тип урока:открытие нового знания
Тема: «Песни»
Цель:создание условий для первоначального знакомства с жанрами, с происхождением песен.
Задачи:
Образовательная:познакомить обучающихся с жанрами и происхождением песен;
Развивающая:развивать музыкальный слух, логическое мышление;
Воспитательная:воспитывать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:обучающиеся узнают как сочинялись песни, какие жанры песен существуют;
Метапредметные:
Познавательные:формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение);
Регулятивные:контроль, коррекция, планирование, оценка деятельности;
Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для взаимодействия с учителем и одноклассниками;
Личностные:формирование адекватной самооценки.
Оборудование:ноутбук, колонки, тетрадь, М. Горький «Как сложили песню».
Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| УУД
| 1. Организационный этап.
| 1. Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
2. Следит за организацией рабочего места.
| 1. Приветствие.
2. Организуют своё рабочее место.
|
| 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
| – На прошлом уроке мы узнали, что такое песня, из чего она состоит. Но знаем ли мы, как они сочинялись, как они связаны с определенными событиями?
– Кто-нибудь догадался, какая цель нашего сегодняшнего урока?
- правильно! молодцы.
| . – Нет.
– Узнать, как сочинялись песни, с какими событиями их связывали.
| Р: целеполагание;.
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения выделенной проблемы.
К:участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли.
| 3. Актуализация знаний.
| . – На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни?
– Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладаете?
. – В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе?
. – Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.
– А еще она состоит из куплета и припева. Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?
|
– Они называются вокализы.
– Голосом.
– В песне.
– Из музыки, стихов.
– Куплеты у песни бывают разные, а припев один.
| П: классификация средств выразительности; структурирование знаний.
Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
| 4. Первичное усвоение новых знаний.
| – А сейчас мы с вами прочитаем рассказ М. Горького, и нам откроется тайна рождения песни. . – Как создавались песни?
– Правильно! В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенцев в зыбке. Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета - песни-плача.
Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров.
– А сейчас мы с вами послушаем фрагменты русских народных песен различных жанров.
(Звучат песни, дети определяют, в какие события жизни исполняются эти песни)
1. « Колыбельная» - обработка А. Лядова
2. «Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня
3. «У зори-то, у зореньки» -русская народная песня
4. «Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня
5. «А мы просо сеяли» - русская народная песня
6. «Милый мой хоровод» - русская народная песня.
– Ребята, вот мы и прослушали с вами русские народные песни, а теперь ответьте мне на вопрос: какие жанры народных песен мы с вами узнали?
| Слушают рассказ.
– Не намеренно, песни исходили из души.
Слушают учителя.
Слушают фрагменты русских народных песен разных жанров.
– Колыбельные, военные, трудовые, свадебные, похоронные, хороводные.
| Р: понимать смысл творческих заданий;
Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-творческой деятельности.
П: выявлять и анализировать выразительные и изобразительные особенности музыки;
определять
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
К: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
| 5. Первичная проверка понимания
| – Какие характерные интонации отличают колыбельную песню от плясовой?
– А военная песня чем отличается от трудовой песни?
– А чем отличается песня лирическая от хороводной?
– Ну вот, ребята, мы и подошли с вами к главному вопросу: Чем отличается песня народная от композиторской?
– Правильно. А вы знаете, ребята, как называются народные песни?
– А откуда пришли к нам старинные народные песни? Многие композиторы использовали народные песни в своих операх и симфониях.
| – Колыбельную песню мама поет тихо, нежно, а плясовая — веселая, звонкая.
– Военную песню можно отличить по маршевому характеру музыки, под нее солдаты шагают, а трудовая песня веселая, чтобы хорошо работалось.
– Лирическая песня - задушевная, ее поют, когда грустно, когда человек любит другого человека, мечтает о чем-то, а хороводная — веселая, там танцуют в хороводе парни и девушки.
– Народная песня отличается от композиторской тем, что она неотделима от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.), а композиторские песни сочиняются на стихи поэтов.
– Фольклор, а в переводе с английского языка это означает «народная мудрость».
– Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение.
| Р: контроль, коррекция, оценка.
П: структурирование знаний.
| 6. Первичное закрепление.
| 1. Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок». А перед тем чтобы начать петь песню, мы с вами выполним упражнение для развития голоса: протяжные слоги
Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.
Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.
– А сейчас мы с вами будем сами участвовать в хороводе и исполнять русскую народную песню «Я сажала ленок». В Древней Руси и лен и капуста считались ценными посевными культурами. Изо льна делали нити, пряли ткани и шили одежду, и льняная одежда считалась лучшим подарком.
– Откроем тетради, запишем число, тему и песню.
Одаренных детей собирает в группу и просит придумать движения.
1-й к. Я сажала, сажала ленокХ3 Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, ты удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок».
(На первом куплете мы показываем как - будто разбрасываем семена).
2-й к. Я полола, полола ленок Х2
Я полола, приговаривала
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, ты удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок» ( наклоняются до земли, изображая, как -будто полят)
3-й куплет Я срывала, срывала ленок (делают повороты с наклонами, будто укладывая что-то в сторону)
4-й куплет Уж я била, я била ленок ( имитируют то через левое, то через правое плечо замахи палкой)
5-й куплет Уж я мяла, я мяла ленок (стоя, делают жесты, как будто стирают белье)
6-й куплет Я сушила, сушила ленок ( имитируют встряхивание белья)
7-й куплет Я трепала, трепала ленок ( поднимают левую руку вверх, а правую заводят под мышку левой, затем меняют руки)
8-й куплет Я чесала, чесала ленок (Расчесывают пряди льна, подняв левую руку вверх, а правой расчесывать)
9-й куплет Уж я пряла, я пряла ленок (пальцы рук трутся друг о друга, словно суча нить)
10-й куплет Уж я ткала, я ткала ленок (обе руки вместе поднимаются вверх, затем резко опускаются вниз)
Исполнение песни хором (работа с детьми, имеющими трудности в обучении: им предоставляется возможность потренировать своё пение совместно со своими одноклассниками).
– Молодцы, ребята, садитесь.
| Слушают учителя.
Записывают песню.
Исполняют песню.
| Р: осуществлять контроль своего участия в пении.
К: выразительно исполнять хоровые произведения.
| 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| – Дома предлагаю вам нарисовать рисунок какого-нибудь события, где будет присутствовать пение.
| Записывают домашнее задание в дневник.
|
| 8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
| – Какую цель мы поставили в начале урока?
– Смогли ли мы её достичь?
– По-вашему мнению, к какому жанру песен подходит наш сегодняшний урок?
- Оцените свою работу на уроке.
- ничего не получилось
- были затруднения;
- Все получилось;
– Всем спасибо! Урок окончен.
| – Узнать, как сочинялись песни, с какими событиями их связывали.
– Да!
Ответы детей.
| Р: оценка
Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|