![]()
|
|||
ЗАПИСАТЬ ВЫВОД В ТЕТРАДЬ!!!!!!
"Просвещение и музыкальное искусство России" Тема: Просвещение и музыкальное искусство России. Ход урока Не отвержи мене во время старости… Орфей реки Невы… Учитель: XVII век в русской художественной культуре находится как бы «на стыке» двух больших эпох. По словам известного учёного академика Д.С.Лихачёва, он образует «мост между древним и новым периодом русской литературы».Такое же пограничное положение занимает XVII век и в истории русской музыки. Это была пора последнего пышного цветения древнерусской певческой традиции – так называемого знаменитого распева и различных производных от него типов – и одновременно утверждения новых форм многоголосного гармонического пения (партесное пение), основанного на совершенно иных композиционных и эстетических предпосылках. Вспомним, как звучат знаменитый распев и партесное пение и пробуем определить соответствие музыки и изображений на экране: Фрагмент 1 – ЗНАМЕНИТЫЙ РАСПЕВ XVII века «Отца и сына» Фрагмент 2 – Партесный концерт В.Титова «Не умолчи, не умолчи никогда, Богородице» Икона «Спас Нерукотворный» Церковь Троицы в Никитниках Предполагаемые ответы:
Учитель, опираясь на ответы учащихся, делает вывод: распространение в богослужении России в XVII веке партесного пения приближает слушателя к светской бытовой песенности. Обратим внимание на заранее подготовленную на доске схему: Итак, духовный концерт – сочинение из 2-х или 3-х частей, которая не всегда укладывается в строгие рамки православного богослужения (текст хорового концерта представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов). Поэтому он относится к духовной, но не к строго церковной музыке. Прослушаем 2 фрагмента хоровых концертов двух авторов. В них есть много общего, но есть и различия. Нам необходимо определить принадлежность музыки авторам, с которыми мы сегодня познакомимся. Фрагмент 1. Березовский М. – Концерт для 4-х голосного хора «Не отвержи меня во время старости». Ч.1 Фрагмент 2. Бортнянский Д. – Концерт для хора «Живые в помощи Вышняго, в крови Бога небесного». Ч.2 : «Нет большей скорби, чем вспоминать счастливые времена в страданиях...». продолжает: «Меня зовут Максим Созонтович Березовский. Мне 32 года. Я родился в 1745 году в городе Глухове. Учился в Киевской академии и придворной певческой капелле в Петербурге. В 1765-1774 жил в Италии. В 1771 выдержал экзамен в Болонской филармонической академии на звание акдемика-композитора. Автор оперы «Демофонт». По возвращении в Россию был причислен к Придворной капелле без определенной должности. Постоянная нужда, невозможность найти применения своим творческим силам привели к душевному кризису». «Не отвержи меня во время старости, когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! Не удаляйся от меня; Боже мой! Поспеши на помощь мне». Читает: «Не без дел мне жить любезно: Далее продолжает: «Меня зовут Дмитрий Степанович Бортнянский. Мне 74 года. Я родился в 1751 годй в городе Глухове. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле в Петербурге. 10 лет жил за границей. В Италии были поставлены мои оперы «Креонт», «Алкид», Квинт Фабий». По возвращении в Россию был назначен капельмейстером, затем директором Придворной певческой капеллы. Работал также при дворе наследника Павла Петровича. Моя судьба сложилась счастливо, меня полюбили сразу. Почти все мои сочинения изданы. Еще целых 48 лет после моей смерти меня будут называть «Орфеем реки Невы». Музыковеды считают, что в моей музыке запечатлен уверенный в себе и щеголеватый «Екатеринин век». А Гектор Берлиоз, французский композитор-романтик, приехав в 1847 году в Россию, напишет в одной из своих статей по поводу моего концерта в Придворной певческой капелле: «Эти произведения отмечены редким мастерством..., полнозвучностью гармоний и, что совершенно удивительно, необычным расположением голосов, великолепным презрением ко всем правилам, перед которыми преклонялись как предшественники, так и современники Бортнянского, и в особенности итальянцы, чьим учеником он считался». Ответ учащихся на поставленный вопрос формируется из сравнения различного содержания 2-х концертов (как отражение 2-х различных судеб России) и общности принципов русского классицизма (гуманистические идеи своего времени). Отмечены следующие музыкально-выразительные средства в произведениях обоих композиторов:
После определения авторства оба хоровых концерта названы, вновь звучат фрагменты 1 и 2. Для закрепления темы урока и формулировки общего вывода, учащимся предлагается следующее задание: - определить какому композитору принадлежат строки, характеризующие его стиль или его произведения. На основе проделанной работы и зачитанных соответствий сами приходят к выводу урока: ЗАПИСАТЬ ВЫВОД В ТЕТРАДЬ!!!!!!
|
|||
|