|
|||
Виды деятельности"Виды деятельности"
Деятельность - эта форма активности присуща только человеку. Она осуществляется осознанно, то есть, действуя, человек не просто преследует некие цели, он сам их определяет и сам выбирает наиболее рациональные и эффективные, с его точки зрения, способы достижения этих целей. Цели деятельности связаны не только с удовлетворением биологических, но и социальных и духовных потребностей человека. Действуя, человек преобразует окружающий мир и самого себя, творит. Ну, и наконец, деятельность носит общественный характер. Чтобы она была успешной, люди вступают в разнообразные общественные отношения, взаимодействуют. Учитывая всё это, вы легко сделаете вывод о том, что человеческая деятельность очень многообразна, что существует много её видов. Поскольку деятельность имеет достаточно сложную структуру, то и критериев для классификации можно выделить несколько. Например, субъект деятельности. Вспомним, что так называют того, кто совершает действие. Или тех. То есть деятельность может быть индивидуальной и групповой, коллективной. Взаимодействуя, люди добиваются поразительных успехов. Тот прогресс, плодами которого мы с вами пользуемся, - результат коллективной деятельности.
Её можно организовать по-разному. Принято выделять 3 основных типа групповой деятельности: совместно-индивидуальный, совместно-последовательный и совместно-взаимодействующий. Чтобы было понятнее, чем они различаются, приведём пример. Допустим, группе товарищей, ну, или неких лиц, необходимо перенести кучу каких-то предметов из одного места в другой. Как это можно сделать? Каждый может подходить к куче, брать столько предметов, сколько может унести, и перетаскивать на новую площадку. Вот это и есть совместно-индивидуальная групповая деятельность: делаем общее дело, но каждый как бы сам по себе. Можно стать в цепочку и передавать эти самые предметы из рук в руки, как палочку во время эстафеты. Сделается ли работа быстрее? Трудно сказать… По крайней мере, не надо будет тратить время на возвращение к месту первоначального расположения предметов с пустыми руками. Это - совместно-последовательная деятельность. Ну и, наконец, совместно-взаимодействующая. Загрузим предметы на какую-нибудь тележку, платформу на катках и затолкаем всю кучу сразу на предназначенное для неё место. Если сил, конечно, хватит. Какой из способов лучше? Это зависит от обстоятельств. Подумайте, в каких случаях каждый из них целесообразнее применять. Строго, говоря, индивидуальную деятельность нельзя полностью противопоставлять коллективной. Возьмём, к примеру, Робинзона Крузо. Он действовал, безусловно, индивидуально. Может быть, и хотел бы с коллективом поработать - коллектива не было. До появления Пятницы. Но что бы он делал на своём необитаемом острове, если бы к тому времени не подпитался культурой своего общества? Не знал бы, например, что из обнаруженных им в кармане своей одежды семян можно вырастить гораздо больший по объёму урожай. И потом, он пользовался некоторыми готовыми орудиями труда, которые Даниэль Дефо, автор романа о Робинзоне Крузо, любезно «подкинул» своему герою с потерпевшего крушения корабля. То есть Робинзон всё равно вступал в отношения с другими людьми, только как бы удалённо во времени и пространстве. По объектам и результатам деятельность можно разделить на материальную и духовную. В первом случае речь идёт о создании материальных благ, а во втором - культурных ценностей. К материальной, или практической, мы отнесём, прежде всего, производственную деятельность. Она направлена на преобразование природы. Её результатом является создание неких вещей, которые удовлетворяют многочисленные потребности людей. Практической является и социально-преобразовательная деятельность. Из названия ясно, что её объектом являются общественные отношения. Ну, а итогом - принимаемые законы, удачные или неудачные реформы, государственные перевороты и революции. Теперь о деятельности духовной. Она направлена на изменение сознания, как индивидуального, так и общественного. Это может быть познавательная деятельность - получение знаний о мире. Субъективно новых, то есть ранее неизвестных какому-то отдельному человеку. Все мы чему-то учимся практически всю жизнь. Или объективно новых (для человечества в целом), когда речь идёт о научном познании. Своеобразной формой познания мира являются также искусство и религия. Определение основных жизненных норм и принципов, оценка явлений окружающего мира, действий других людей, собственных мыслей и поступков, формирование мировоззрения - это ценностно-ориентировочная деятельность. Выделяют также прогностическую - выстраивание моделей будущего: планирование, предвидение возможных последствий. Не нужно только забывать, что любое разделение условно. Материальная и духовная деятельность тесно связаны друг с другом. Когда мы производим какой-то товар, используем технические знания и информацию о состоянии рынка, планируем свои действия. Ну, а скажем, в процессе обучения пользуемся какими-то вполне материальными вещами. Да вот хотя бы компьютером и мультимедийным проектором. В соответствии со сферами общественной жизни выделим экономическую, политическую, социальную и, опять же, духовную деятельность. Она может быть законной и незаконной, моральной и аморальной. Это зависит от степени соответствия принятым в обществе нормам поведения людей. Также говорят о прогрессивной и регрессивнойдеятельности. Вспомним, что прогресс - это развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. Ну, а регресс - движение вспять, возвращение к более примитивным формам организации. Критерием классификации может быть также характер деятельности. В этом смысле она может быть репродуктивной и творческой. Репродуктивная деятельность - это создание чего-то по уже имеющимся образцам. Творчество порождает нечто новое, оригинальное, своеобразное, уникальное. Говоря о творчестве, мы объединяем два понятия: творческая личность и творческий процесс. Они должны быть неразрывно связаны, иначе ничего не выйдет. Для того чтобы творить, надо обладать воображением и фантазией, то есть способностью представить себе нечто, не существующее пока в реальности, создать некий образ, мыслительный или чувственный, который ни у кого не возникал. Ну, или возникал, но так в мыслях или чувствах остался, не был во что-то воплощён. Воображать и фантазировать может практически каждый из нас. Любой человек - потенциально творческая личность. Творческий процесс - воплощение образа в действительность - проходит через 4 этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. То есть озарение - не просто мгновенная вспышка, непонятно откуда берущаяся. Чтобы она произошла, нужно много работать, прокручивать зародившуюся идею, рассматривать с разных сторон. Говорят, Дмитрию Ивановичу Менделееву периодическая таблица химических элементов приснилась в готовом виде. И сам Дмитрий Иванович это подтверждал. Но сколько времени он посвятил изучению свойств этих самых элементов до своего вошедшего в историю сна! Годы упорного труда - и прекрасное мгновение озарения - вот оно: лёгкое, изящное решение проблемы! Как происходит это «короткое замыкание» в мозгу, никто толком рассказать пока не может. Но основные приёмы творческого процесса известны, их можно изучить и использовать в своей деятельности. Если у вас есть желание творить и готовность трудиться, не сдаваться после первых неудач - дерзайте! Основные конкретные формы деятельности - труд, учение, игру - вы подробно характеризовали на уроках обществознания в более младших классах. Вспомним некоторые основные моменты. К определению термина «труд» существуют разные подходы. Некоторые учёные говорят о том, что трудом можно считать любую сознательную деятельность людей, любое их взаимодействие с окружающим миром. Если говорить о труде как одном из видов деятельности, то необходимо обратить внимание на такую его, как направленность на достижение практически полезного результата. То есть труд - это производство каких-либо конкретных благ, удовлетворяющих потребности человека: пищи, одежды, жилья, знаний, идей… Труд бывает умственным или физическим. В процессе трудовой деятельности люди используют разнообразные средства и предметы труда, от её участников требуется наличие определённых знаний и умений, опыта, мастерства. А вот целью игры производство каких-то жизненных благ не является. Процесс деятельности в данном случае важнее результата. Люди играют для развлечения, отдыха, творят ради творчества, общаются ради общения. Чаще всего при этом создаётся некая условная ситуация, используются замещающие предметы. Представим, что я сыщик, а вы воры, что вот эта веточка - пистолет, и когда я скажу «пиф-паф», как бы звучит выстрел. В игре действуют определённые правила, которые добровольно принимают все участники. При всей её «несерьёзности» игра является важным способом социализации личности. Играючи мы усваиваем многие нормы человеческого общежития, традиции, обычаи, примериваемся к тем или иным социальным ролям. Учение - деятельность по усвоению накопленных обществом знаний и умений. Её цель - развитие мышления и сознания личности. Учиться можно организованно: в специальных учреждениях по специальному учебному плану. Можно заниматься самообразованием в той сфере, которая вам наиболее интересна. Получение новых знаний и умений - побочной продукт практически любой деятельности. Так что можно сказать, люди учатся всю жизнь. Ещё одной формой деятельности считают общение. Правда, как и в случае с трудом, нет единой точки зрения: некоторые исследователи говорят, что общение - не особый вид деятельности, а неотъемлемая часть любой деятельности. Без общения невозможна ни игра, ни учение, ни труд. Но над этим вопросом вы, как следует, подумайте самостоятельно. Сейчас же мы внесём ясность в другую проблему: общение и коммуникация - это термины-синонимы? Ведь и тот, и другой предполагают обмен информацией. Общительного человека часто называют коммуникабельным. На самом деле, различие в их понимании есть, и существенное. Коммуникация - это не деятельность в полном смысле слова, это чисто информационный процесс: передача сообщения от отправителя к получателю. Разумеется, нечто общее, связующее между ними есть. Чтобы понять друг друга, участники коммуникации должны быть, как принято говорить, «в теме», то есть понимать смысл передаваемой информации в контексте уже имеющейся. Им должны быть понятны используемые символы (допустим, язык), между ними должен быть установлен контакт.
|
|||
|