Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ. Проблемные задачи



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 

Высшая школа педагогики, психологии и физической культуры

(наименование высшей школы/ филиала/ института/ колледжа)

 

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ

 

По дисциплине

Логика

  На тему
 

 

Выполнил (-а) обучающийся (-аяся):

Ключникова Екатерина Юрьевна

(ФИО)

Направление подготовки / специальность:

                                  

Специальность 44.03.01 «Психология и педагогика

дошкольного образования»

           

(код и наименование)

Курс: 1

Группа:     143103

Руководитель:

Макулин Артем Владимирович, доктор философских наук, доцент профессор философии и социологии

(ФИО руководителя, должность, уч. степень)

Отметка о зачете

 

   
 

(отметка прописью)

  (дата)
Руководитель

 

  Макулин А.В.
 

(подпись руководителя)

  (инициалы, фамилия)
         

 

 

Архангельск 2021

 

Проблемные задачи

1. Какие логические операции используются в определении понятий? Приведите примеры.

1. Определение - логическая операция перехода от родовых по­нятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака.

2. Обобщение – логическая операция перехода от видового по­нятия с меньшим объёмом к родовому понятию с большим объёмом путём исключения из содержания данного видового поня­тия его видообразующего признака.

3. Ограничение – логическая операция перехода от родовых по­нятий с большим объёмом к видовым понятиям с меньшим объёмом путём прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака.

4. Деление (от лат. divisio – разделение, распределение, раздача) – логическая опе­рация, раскрывающая объём понятия.

2. Объясните, почему нельзя путать грамматические подлежащее и сказуемое с субъектом и предикатом?

Нельзя путать грамматические подлежащее и сказуемое с субъектом и предикатом. Во многих случаях они не совпадают. Подлежащее – грамматический независимый член предложения, обозначающий предмет; сказуемое – грамматически полузависимый член предложения (зависит только от подлежащего) обозначающий бытийный признак предмета. Субъект и предикат постоянных форм выражения не имеют и нередко определяются логическим ударением (в зависимости от того, что выделяется в качестве нового знания).

3. Объясните на примерах, чем отличается логическая структура суждения от грамматической структуры предложения?

Образования и развитие суждения невозможны без грамматической формы предложения. Предложение по отношению к суждению является своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. Результат становления, образования суждения закрепляется в языке с помощью предложения. Благодаря предложению люди передают друг другу те или иные суждения. Предложение же, в свою очередь, тоже нуждаются в законченности мысли, которая обретается в форме суждения. Определенность, законченность мысли выступает специфическим признаком предложения. Итак, суждение как логическая форма мышления отлична от предложения, которая является его языковой оболочкой.

Во-первых, суждение отличается от предложения тем, что являясь категорией мышления, оно характеризует идеальную, смысловую сторону предложения, отражающую действительность. Предложение же является категорией языка и выступая материальной оболочкой суждения, не только фиксирует знание о действительности, но и выражает отношение говорящего к этой действительности. То есть предложения могут выражать чувства, эмоции и различные волевые переживания тех, кто высказывает суждения.

Во-вторых, одно и то же суждение можно выражать в различных грамматических формах, то есть с помощью различных предложений, например, на различных языках мира или по – разному выражая смысл суждения на одном национальном языке. Например: одно и то же суждение можно выразить по – разному, а именно – «Студент Иванов успешно перешёл на 4 курс» или «Серди тех, то успешно перешёл на 4 курс есть и студент Иванов» и т.д.. Или в английском: «2 was told about my future work yesterday» или «Yesterday they informed me about my work in future», и т.д.

В-третьих, по своей структуре суждение также отличается от предложения. Мы уже сказали, что простое суждение состоит из трёх элементов: субъекта, предиката и связки между ними. Предложение же не имеет строгого ограниченного в количестве составляющих его частей, и хотя сам порядок слов в некоторых языках оговаривается строго (в английском, например), тем не менее кроме обязательных подлежащего и сказуемого широко используется второстепенные члены предложения. Иногда предложение может состоять только из одного слова, будучи безличным; например: «Вечереет», «Моросит», «Прилетает»; при этом мы легко угадываем трёхэлементную структуру суждения («Солнце палит нещадно», «Мелкий дождь идёт с самого утра», и т.д.).

Наконец структура суждения может не соответствовать грамматическому предложению, даже в тех случаях, когда основные члены предложения (подлежащее и сказуемое) совпадают по своему значению с основными частями суждения (субъектом и предикатом). Например, такие предложения, как: «Стол накрыт», «Лампочка включена», «Дверь открыта», и т.п. связка не высказывается, а только подразумевается.

4.Используя тексты художественной литературы найдите и приведите примеры непоследовательности, когда по одному и тому же поводу высказываются взаимоисключающие, несовместимые положения.

Классический пример мы находим в романе И.С. Тургенева «Рудин».

«- ...Всякий толкует о своих убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними... Эх!

И Пигасов потряс кулаком в воздухе...

· Прекрасно! - промолвил Рудин, - стало быть, по-вашему, убеждений нет?

· Нет - и не существует.

· Это ваше убеждение?

· Да.

- Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно напервый случай.

Все в комнате улыбнулись и переглянулись».

5. Подумайте и объясните с использованием примеров, могут ли правдоподобные рассуждения быть обоснованными?

Силлогистический стиль аргументации иллюстрируется часто цитируемым аргументом "Все люди смертны, Сократ-человек, и, следовательно, Сократ смертен. "Напротив, рассмотрите утверждение "если идет дождь, значит, облачно". Единственный логический вывод, который можно сделать из этого, состоит в том, что "если не облачно, то дождя нет". Но обычные люди в своей повседневной жизни пришли бы к выводу, что "если нет дождя, то быть облачным менее правдоподобно" или "если облачно, то дождь более вероятен". Неустановленные и неосознанно применяемые рассуждения, возможно, неверные, которые заставили людей прийти к своим выводам, типичны для правдоподобных рассуждений.

В качестве другого примера рассмотрим следующий сценарий: "Предположим, что какой-то темной ночью полицейский идет по улице, по-видимому, пустынной; но вдруг он слышит сигнал охранной сигнализации, смотрит через улицу и видит ювелирный магазин с разбитым окном. Затем человек в маске выползает через разбитое окно, неся сумку, которая оказывается полной дорогих украшений. Полицейский сразу же приходит к выводу, что этот человек крадет драгоценности". С помощью какого процесса рассуждений полицейский приходит к такому выводу?

Очевидно, вывод полицейского не был логическим выводом из доказательств. Всему может быть вполне обоснованное объяснение. Например, возможно, что этот человек был владельцем ювелирного магазина, и он возвращался домой с конкурса маскарадных костюмов, и у него не было с собой ключа. Но как раз в тот момент, когда он проходил мимо своего магазина, проезжающий грузовик бросил камень в окно; и он только защищал свою собственность, а не крал драгоценности. Теперь, каким бы ни был процесс рассуждений полицейского, он имеет определенную степень обоснованности. Улики не доказывали, что этот человек крал драгоценности, но они делали это чрезвычайно правдоподобным. Это пример такого рода рассуждений, часто называемых правдоподобными рассуждениями, в которых большинство людей, как правило, очень хорошо разбираются.

6. По мнению Аристотеля, энтимемы должны играть решающую роль в риторике, ибо они убеждают сильнее, чем примеры. Объясните, почему?

В быту или на работе нам часто приходиться отстаивать свое мнение, доказывать правоту. Каждый интуитивно сам приходит к каким-либо способам доказательств. Аристотель в трактате "Риторика" структурирует способы доказательств и преподносит нам:

"Все ораторы излагают свои доводы или приводя примеры, или строя энтимемы, и помимо этого не пользуются никакими способами доказательства".

Например: когда дети часто болеют, родители плохо концентрируются на работе, стремятся отпроситься к семье, чем снижают уровень производственной активности. Значит, работодателю выгодно заботиться о детях работников так, чтобы они менее болели или получали квалифицированную помощь. Наведением является вывод о том, что снижается уровень производственной активности.

7. Почему умозаключения называют рассуждениями?

Умозаключения (рассуждения)— операции с суждениями, позволяющие из одного или нескольких суждений получать новые с сохранением их истинностного значения. Теория и практика умозаключений — главное содержание традиционной формальной логики, поскольку является основой логической доказательности или также возможности опровержений.

Фигурирующие в умозаключениях исходные суждения называются посылками.Получаемые из посылок суждения называются заключениями.

8. Покажите области применения аналогии в практике связей с общественностью.

В связях с общественностью и рекламе применение правил аргументации имеет большое значение, поскольку целью специалиста этой области является воздействие на общественное мнение и формирование определенной системы ценностей. Аргументация важна и в рекламе, и в процессе проведения презентации.

9. Что такое логомахия? Приведите примеры.

Логомахия - спор, в котором спорящие не могут правильно понять друг друга, потому что употребляют неточные слова для выражения своих мыслей.

10. Приведите примеры проблем-головоломок.

Головоломки какуро сочетают в себе элементы судоку, логики, кроссвордов и основных математических операций. Цель состоит в том, чтобы заполнить клетки цифрами от одного до девяти, причём сумма цифр в каждом горизонтальном и вертикальном блоке должна сойтись с указанным числом, а цифры внутри одного блока не должны повторяться. Для горизонтальных блоков нужная сумма записывается непосредственно слева, а для вертикальных блоков — сверху.

Самая интересная проблема из игры го Го была придумана в Китае более 2,5 тыс лет назад, так что это одна из самых древних игр на Земле. Несмотря на достаточно простые правила, она по-прежнему привлекает тысячи людей возможностью решения интересных стратегических задач. Цель игры — огородить камнями своего цвета большую территорию, чем противник. Изображённая выше ситуация — одна из самых сложных в истории го: на её решение опытнейшие игроки потратили более 1 тыс часов игрового времени. Каким образом в этой партии могут победить чёрные?




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.