|
||||||||||||||||||||
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРАУДФАНДИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРАУДФАНДИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
А.О. КЛИНОВ
Клинов Артем Олегович, магистрант международно-правового факультета МГИМО(У) МИД России.
В статье анализируется правовая природа и понятие краудфандинга как категории, являющейся неотъемлемой частью права электронной коммерции. Выделено пять моделей, в рамках которых возникают правоотношения в сфере краудфандинга, а ввиду их трансграничности затронуты вопросы применимого права. Освещается зарубежный опыт в вопросе регулирования объекта исследования, а именно законодательство США, Канады, Европейского союза и ряда стран его членов. Также рассмотрены перспективы развития краудфандинга в России.
Ключевые слова: краудфандинг, электронная коммерция, электронное гражданство, рынок ценных бумаг, международное частное право, зарубежное законодательство, коллизионное регулирование.
THE LEGAL REGULATION OF CROWDFUNDING IN RUSSIA AND FOREIGN JURISDICTIONS A.O. Klinov
Klinov Artem O., Master's Student at International Law School of MGIMO University.
This paper establishes the legal nature and defines the essence of crowdfunding as the category that is an integral part of e-commerce. Five models of crowdfunding legal relations have been outlined along with the conflict of laws issues. The author analyses the scope of regulation of this sphere in foreign jurisdictions. Laws in the USA, Canada, the European Union and its Members States are reviewed. Moreover, the crowdfunding perspectives in Russian legal system were indicated.
Key words: crowdfunding, e-commerce, e-residency, securities and negotiable instruments market, private international law, foreign legislation, conflict of laws.
Понятие краудфандинга
Краудфандинг появился сравнительно недавно, но уже успел завоевать популярность среди субъектов рынка. Он позволяет аккумулировать необходимые финансовые ресурсы при минимальных вложениях участников, к примеру 1 долл. В настоящее время главными двигателями развития такого альтернативного источника финансирования являются проекты малого и среднего бизнеса на ранних стадиях развития <1>, на что уже обратили внимание Правительство РФ <2> и Банк России. Европейская комиссия также ведет мониторинг в этой сфере <3>. -------------------------------- <1> См.: Молотников А.Е. Современные тенденции осуществления малого и среднего бизнеса: вопросы правового регулирования // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2013. N 3. С. 27 - 29. <2> Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года". <3> Обзор регулирования финансовых рынков. 2016. N 1. С. 27. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/review_280716.pdf (дата обращения: 28.02.2018).
Несмотря на то что доля инвестиций, привлеченных с помощью этого инструмента, невелика, рост их количества впечатляет: если в 2014 г. на территории Европейского союза (ЕС) краудфандинг позволил привлечь 1,6 млрд евро, то в 2015 г. - 4,2 млрд евро <4>. В США, судя по всему, он не менее популярен: по данным Всемирного банка, 344 сервиса из 670 во всем мире осуществляют свою деятельность именно в этой юрисдикции. При этом Всемирный банк прогнозирует, что в развивающихся странах годовой объем краудинвестиций может достичь 95 млрд долл. к 2025 г. <5> -------------------------------- <4> См.: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-16-1647_en.htm?locale=en (дата обращения: 28.02.2018). <5> См.: http://money.rbc.ru/news/57a1b7409a7947a150fd24a9 (дата обращения: 28.02.2018). С одной стороны, основным преимуществом краудфандинга является возможность получить нужное финансирование в максимально сжатые сроки, т.е. значительно сокращается время выхода субъекта на рынок. Кроме того, в экономику привлекаются ресурсы граждан, которые по отдельности не являются достаточными для ведения хоть сколько-нибудь полезной деятельности, но в совокупности образуют весьма значительные суммы, которые можно было бы пустить на развитие рынка в различных отраслях, что особенно актуально в условиях экономической нестабильности. С другой стороны, такое финансирование сопряжено с рядом известных проблем: это либо отсутствие правового регулирования вообще (Россия), либо несовершенство такого регулирования и его новизна (США, Канада). Именно поэтому следует установить, какова же юридическая природа рассматриваемого явления. Для ответа на данный вопрос необходимо начать с понятия электронной коммерции (e-commerce). В рамках этой публикации мы не ставим целью исследование данной категории, а будем опираться на наиболее разработанные и приемлемые, на наш взгляд, подходы. Электронная коммерция представляет собой совокупность отношений по заключению сделок с помощью предназначенных специально для этого средств. Таковыми выступают как сами информационно-телекоммуникационные сети, в частности Интернет, так и иные средства, например специализированные сайты, мобильные приложения. При этом из понятия электронной коммерции исключаются сделки, заключенные посредством телефонного звонка, телекса, факса, а также обычной электронной почты. Такого подхода придерживаются Всемирная торговая организация (ВТО) и Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) <6>. В целом его разделяет и отечественная доктрина, отмечая, что также заслуживают внимания "юрисдикционные, договорно-правовые, процессуальные вопросы" <7>, с чем нельзя не согласиться. -------------------------------- <6> См.: Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. М., 2016. С. 19. <7> Там же. С. 21.
Таким образом, понятие краудфандинга, являясь частью электронной коммерции, связано исключительно с сетью Интернет; именно в этом и заключается его основная специфика.
Что касается сущности анализируемого явления, то в первую очередь следует обратиться к зарубежным авторам ввиду большей степени разработанности вопроса. Так, краудфандинг рассматривается в качестве метода, инструмента или механизма аккумулирования финансов в форме небольших вложений в пределах от 1 до 100 долл. <8>; социальной сети, предназначенной для указанной цели <9>; определенной стратегии образования капитала <10>. В отечественной доктрине наличие источников, посвященных данной проблематике, к сожалению, весьма ограниченно. Наиболее удачным предлагаем считать определение, предложенное В.А. Кузнецовым: "Краудфандинг (от англ. crowd - толпа и funding - финансирование) - это деятельность, связанная с привлечением финансовых ресурсов от большого количества людей, добровольно объединяющих свои ресурсы на специализированных интернет-сайтах (краудфандинговых площадках) в целях реализации продукта или услуги" <11>. Единственное, что нам кажется неуместным в данном определении, это ограничение лишь интернет-сайтами. -------------------------------- <8> См.: Bechter C., Jentzsch S., Frey M. From wisdom to wisdom of the crowd and crowdfunding // Journal of Communication and Computer. 2011. N 8. P. 951 - 957. <9> См.: Lynn D.M. The crowdfunding provisions of the JOBS Act // Financial Executive. 2012. N 5. P. 42 - 43. <10> См.: Sigar K. Fret no more: inapplicability of crowdfunding concerns in the internet age and the JOBS Act's safeguards // Administrative Law Review. 2012. N 2. P. 474 - 505. <11> Кузнецов В.А. Краудфандинг: актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. 2017. N 1. С. 65.
Поскольку краудфандинг является частью электронной коммерции, то данная деятельность может осуществляться как через специализированные сайты, так и через мобильные приложения. Считаем, что разумнее объединить все эти категории в одно родовое понятие - специализированные сервисы, так как в будущем могут появиться новые инструменты реализации такой деятельности.
В рамках отношений в области краудфандинга выделяются два основных субъекта: реципиент - лицо, запрашивающее финансирование и являющееся его конечным получателем; и донор - лицо, осуществляющее финансирование. Также, на наш взгляд, необходимо выделять посредника, которым выступает оператор сервиса, благодаря которому донор узнает о потребности реципиента в финансировании его проекта. В доктрине различают пять моделей краудфандинга в зависимости от того, что получает донор взамен на финансирование <12>: благотворительная модель, условно-возвратная модель, модель предварительного приобретения, краудинвестинг, краудлендинг. -------------------------------- <12> См.: Bradford C.S. Crowdfunding and the Federal Securities Law // Columbia Business Law Review. 2012. N 1. P. 14 - 27.
Чтобы разработать эффективное регулирование нового типа хозяйственной деятельности, к которой относится и краудфандинг, нужно понять, можно ли применять к такого рода общественным отношениям уже существующие юридические конструкции в качестве общих рамок. Как мы уже установили, модели, посредством которых осуществляется рассматриваемая деятельность, кардинальным образом отличаются друг от друга, в связи с чем считаем некорректным сравнение краудфандинга в целом с каким-то отдельным ныне признанным правовым институтом. В частности, высказывается позиция, что имеются отдельные схожие черты с договором купли-продажи с предварительной оплатой товара, договором дарения <13>. С этим можно согласиться при условии, что в данном случае неприменима норма п. 3 ст. 487 Гражданского кодекса (ГК) РФ, так как первичной целью донора может не являться приобретение вещи. Более того, необходимо упомянуть договор купли-продажи будущей вещи, согласно которому продавец на момент заключения договора может и не иметь в наличии на праве собственности предмет договора. Признаки таких договорных правоотношений можно увидеть и в отношениях между донором и реципиентом. -------------------------------- <13> См.: Архипов Е. Понятие и правовая природа краудфандинга // Актуальные проблемы предпринимательского права / Под ред. А.Е. Молотникова. М., 2015. С. 22.
Также считаем абсолютно неприемлемыми сравнения простого товарищества и краудфандинга <14>, хотя бы по причине того, что товарищества являются формой договорного объединения лиц с целью ведения предпринимательской деятельности совместно. Параллель можно провести между четвертой моделью и хозяйственными обществами, в частности акционерными, которые, несмотря на множество подходов к пониманию их правовой сущности <15>, в первую очередь являются объединениями капиталов и не связаны с личностью держателей акций. -------------------------------- <14> См.: Там же. <15> См.: Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М., 2006. С. 70.
Многообразие правоотношений не позволяет провести сравнение с одним отдельно взятым институтом. Полагаем, что краудфандинг в целом, а не его отдельные проявления, имеет комплексную структуру и правовую природу sui generis.
Что касается самих видов отношений, возникающих в сфере краудфандинга, то проанализировать все возможные проблемы не представляется возможным. Мы постараемся сконцентрироваться лишь на отдельных аспектах, в частности тех, которые образуют предмет международного частного права. То есть нас преимущественно будут интересовать гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом. К ним следует отнести "имущественные отношения, субъектом которых выступает сторона <16>, по своему характеру являющаяся иностранной... имущественные отношения, когда все их участники принадлежат к одному государству, но объект, в связи с которым возникают соответствующие отношения, находится за границей... имущественные отношения, возникновение, изменение или прекращение которых связано с юридическим фактом, имеющим место за границей" <17>; вопросы о правах на интеллектуальную собственность и подсудности споров. Все это рассматривается нами применительно к пяти моделям ведения краудфандинга. -------------------------------- <16> В нашем случае такой стороной выступает реципиент, донор или посредник. <17> См.: Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2005. С. 11.
Начнем с анализа благотворительной модели, в рамках которой доноры ничего не получают в обмен на инвестиции. Несмотря на то что мотивы донора пожертвовать денежные средства совершенно бескорыстны и не предусматривают извлечение выгоды, мотивы реципиента могут им совершенно не соответствовать. Запрос на финансирование может быть объявлен и в отношении коммерческого предприятия. Впрочем, ведущие мировые краудфандинговые площадки, например Kickstarter, не допускают подобных ситуаций, и реципиентом финансирования выступает некоммерческая организация. Сайт Globalgiving удерживает 15% от суммы жертвователя и обязуется в течение 60 суток перечислить остаток на счет получателя. При данной модели как донору, так и посреднику важно проводить анализ той деятельности, которой занимается реципиент. В связи с тем, что стороны могут быть домицилированы в разных государствах, нужно понимать, не противоречит ли деятельность, даже и некоммерческая, законодательству государства донора. Можно представить себе ситуацию, когда реципиентом окажется террористическая организация либо организация враждебной стороны в вооруженном конфликте между государствами, где домицилированы донор и реципиент. В таком случае гражданско-правовые отношения могут привести к нарушению как публичного порядка этих государств, так и международного публичного порядка, а на донора будет возложена уголовная или иная ответственность. Кроме этого, важно понимать, что посредством такого финансирования можно оказывать поддержку политическим организациям, цели которых могут совершенно не соответствовать принципам добросовестности, гуманности и законности. Имеет значение и вопрос о соблюдении законодательства о противодействии коррупции и легализации доходов, полученных преступным путем. Все это было отмечено, к примеру, Европейской комиссией в 2015 г. <18> -------------------------------- <18> См.: https://ec.europa.eu/jrc/en/institutes/ipts (дата обращения: 28.02.2018).
В рамках условно-возвратной модели реципиент собирает денежные средства для осуществления хозяйственной и иной деятельности. Донор же получает какое-либо минимальное либо номинальное встречное удовлетворение, например при спонсировании производства художественного фильма имя донора может быть указано в титрах в качестве благодарности за материальную поддержку. Сайты Kickstarter и IndieGoGo работают преимущественно по этой модели, но если первый предполагает наличие такого вознаграждения во всех случаях, то второй дает лишь соответствующую рекомендацию, ничем не обязывая реципиентов. Помимо того, что все три субъекта могут быть домицилированы в разных государствах, возникает проблема прав на интеллектуальную собственность. Можно ли признать доноров, осуществляющих поддержку, к примеру, съемок фильма, такими же носителями авторского права, как и то лицо, реципиента, который непосредственно занимался съемками? Имеют ли доноры законное право на получение части прибыли, если фильм оказался сверхуспешным и принес колоссальную прибыль реципиенту? Ведь нужно понимать, что без помощи донора проект вряд ли бы состоялся и признание реципиента единственным выгодоприобретателем было бы несправедливо по отношению к донорам. Важно, что в российском праве ответ на поставленный вопрос однозначно отрицательный в силу абз. 2 п. 1 ст. 1228 ГК РФ. Вопрос о статусе интеллектуальных прав находит свое отражение и в пользовательских соглашениях краудфандинговых сайтов. Так, соглашаясь с условиями сайта Kickstarter, донор передает ему права на средства индивидуализации (товарный знак), исключительные права на произведения, а именно право воспроизведения, распространения, публичного показа, практической реализации, а также доведения до публичного сведения. Более того, передавая эти права, он тем самым гарантирует, что права третьих лиц не нарушены <19>. Что касается отечественных сервисов, то, к примеру, условия об интеллектуальных правах Boomstarter содержат положение, что "все объекты прав на результаты интеллектуальной деятельности, размещенные на Сайте, в том числе элементы дизайна, текст, графические изображения, иллюстрации, видео, скрипты, программы, музыка, звуки и другие объекты и их подборки... являются объектами исключительных прав Компании, Инициаторов, Кураторов, Пользователей Сайта и других правообладателей, все права на эти объекты защищены" <20>. Таким образом, правообладателем является лицо, которому принадлежит право на тот или иной объект, а не сама площадка, как в ситуации с Kickstarter. -------------------------------- <19> См.: https://kickstarter.com/terms-of-use (дата обращения: 28.02.2018). <20> См.: https://boomstarter.ru/terms-of-use (дата обращения: 28.02.2018).
На наш взгляд, подход, используемый отечественным предпринимателем, справедливее по отношению к реципиентам. Однако в то же время нужно понимать, что в первую очередь это вызвано условиями рынка, который в нашей стране находится в зачаточном состоянии, и такая "дерзость" со стороны посредника явно в его пользу не сыграет.
Модель предварительного приобретения схожа с предыдущей. Донор также не получает долю в предприятии, ему не выплачиваются дивиденды и иные вознаграждения. Взамен вложений он может получить тот товар, который собирается производить спонсируемый реципиент. К примеру, если финансируется выпуск музыкального альбома, то донору может быть предоставлен бесплатный экземпляр либо скидка на его приобретение. Помимо уже указанных проблем в части субъектного состава и прав на интеллектуальную собственность, следует помнить о том, что правовая природа краудфандинга в целом схожа с некоторыми гражданско-правовыми институтами, а именно договора купли-продажи будущей вещи и договора купли-продажи с предварительной оплатой, о чем мы упомянули ранее. Так, предположим, что в рамках данной модели реципиенту требовалось финансирование для осуществления сельскохозяйственной деятельности и в ответ на оказанную помощь он предоставил партию произведенной им продукции каждому из доноров. Часть из них получили качественный товар, остальные нет. Вправе ли они требовать замены на товар надлежащего качества либо у них есть право взыскать вложенную сумму? Как быть, если товар ввезен из иностранного государства - на ком лежит бремя растаможивания данного товара? Формально можно признать, что сделка продажи отсутствует, а данная посылка является подарком, но такой вариант совершенно неприемлем, так как существенным образом нарушает права донора и предоставляет реципиенту массу возможностей не исполнять обязательство, под которое собирались денежные средства. При краудинвестинге финансирование производится взамен получения либо части прибыли будущего предприятия, либо доли участия в виде акций, паев, вкладов. Например, донор вкладывает в развитие швейного цеха 100 долл. Реципиент обязуется вернуть ему 120 долл., выкупив его долю, при условии, что он соберет 20 тыс. долл., которые ему необходимы для запуска производства, пока не появится первая прибыль. В рамках данной модели возникает вопрос о том, как соблюсти права миноритарных акционеров, т.е. доноров, поскольку они могут находиться в различных юрисдикциях. Одним из вариантов является проведение общего собрания акционеров заочно, с использованием сети Интернет. Такая возможность появилась и в отечественном законодательстве в ходе реформы гражданского права (см. п. 11 ст. 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Оператором может выступить непосредственно краудфандинговая площадка, посредством которой и собиралась нужная денежная сумма. Краудлендинг (the lending model) также называется P2P кредитованием (peer-to-peerlending). Сбор денежных средств производится для финансирования как юридических, так и физических лиц. Данная модель может предполагать как полный возврат вложенных донором средств, так и процент вдобавок к основной сумме. Также и сам сервис может требовать проценты за услуги хранения и перевода денежных средств. Более того, если денежные средства предоставляются донором в качестве займа в разовом порядке, то реципиент обязан подать налоговую декларацию и заплатить налог на полученный доход (и тогда у государственных органов не может быть к нему никаких претензий). Другое дело, если гражданин систематически предоставляет другим свои денежные средства в качестве займов в целях получения прибыли. Однако если из 10 займов лишь 2 были предоставлены с условием уплаты в дальнейшем процентов, может ли это считаться предпринимательской деятельностью? Полагаем, что нет. Такая деятельность не носит продолжительного характера, можно лишь говорить о "разовых действиях, не позволяющих квалифицировать себя как направленные на систематическое извлечение прибыли" <21>. -------------------------------- <21> См.: Постановление КС РФ от 27.12.2012 N 34-П.
Последнее, на что хотелось бы обратить внимание, касается разрешения споров и применимого права. Многие краудфандинговые площадки определяют в тексте пользовательского соглашения, которое подписывает как реципиент, так и донор, применимое право, а также решают вопрос о подсудности спора. Так, сайт Dreamfunded.com в соглашении указывает, что осуществляет свою деятельность исключительно на территории США, а применимым правом, помимо федерального, является законодательство штата Калифорния <22>. В случае же возникновения спора исключительной компетенцией обладают суды округа Сан-Франциско и суд центрального округа штата Калифорния. Более того, соглашение содержит оговорку об отказе от рассмотрения спора в любом ином суде, чем вышеуказанные. Схожие положения имеются и в пользовательском соглашении сайта Kickstarter, а также отечественного портала Boomstarter. -------------------------------- <22> См.: https://www.dreamfund.com/Templates/TOUDARP.pdf (дата обращения: 28.02.2018).
Законодательство США и Канады
Законодательная база в отношении краудфандинга появилась сравнительно недавно. 5 апреля 2012 г. президентом США был подписан JOBS Act (Jumpstart Our Business Startups Act; далее - Закон). Одной из целей принятия данного Закона является создание дополнительных рабочих мест и стимулирование экономического роста для новых компаний с помощью привлечения ими инвестиций по более упрощенной процедуре, чем та, которая предусмотрена законодательством о ценных бумагах. Раздел III вносит поправки в Закон о ценных бумагах 1933 г. (Securities Act 1933) в части регистрации ряда сделок с ценными бумагами и посвящен краудинвестингу, т.е., несмотря на то что он озаглавлен "Краудфандинг", речь в нем идет именно о четвертой модели. С точки зрения законодательной техники не считаем такой подход удачным. Во-первых, заголовок вводит в заблуждение: регулирование не предназначено для остальных моделей. Во-вторых, так как данный Закон является первым в своей области, то с принятием последующих, что неизбежно ввиду быстрого роста данного рынка, начнется путаница уже в самих законах. Это неудобно как для обывателя, поскольку инвесторами выступают непрофессионалы, так и для правоприменителей в лице адвокатов, судей и др. Так, компания, именуемая в дальнейшем "эмитент", вправе осуществлять выпуск акций и иных ценных бумаг, номинальная совокупная стоимость которых не превышает 1 млн долл. за календарный год. В частности, на дату запланированной эмиссии она должна включать в себя стоимость предполагаемых к продаже ценных бумаг вдобавок ко всем ценным бумагам, уже проданным компанией, аффилированными лицами, а также предшествующей компанией, если имел место факт реорганизации. Эмиссия, осуществляемая в рамках рассматриваемого Закона с целью привлечения краудинвестиций, осуществляется исключительно через специализированные онлайн-сервисы. При подаче заявления (Form C) в Комиссию по ценным бумагам для получения разрешения на осуществление публичного предложения эмитент обязан раскрывать информацию о топ-менеджменте компании, составе совета директоров, держателях, доля участия в капитале компании которых превышает 20%, и финансовом положении; а также сообщать, какой именно деятельностью занимается компания и на что будут потрачены привлеченные денежные средства, в особенности если сумма окажется больше запланированной. Более того, необходимо указать стоимость ценной бумаги, а также объяснить порядок ценообразования. Исходя из правил, принятых Комиссией по ценным бумагам, регулирование Закона не распространяется на некоторые компании, включая те, которые: домицилированы в иностранном государстве; уже осуществляют инвестиционную деятельность в соответствии с Законом о торговле ценными бумагами (Securities Exchange Act of 1934); попали под запрет заниматься инвестиционной деятельностью или нарушали правила подачи отчетности в течение двух лет до момента подачи заявления о получении разрешения на осуществление публичного предложения; не имеют четкого планирования хозяйственной деятельности (бизнес-плана) либо целью их деятельности является реорганизация в форме слияний и присоединений к компаниям; а также те, о репутации которых на рынке нет достоверной информации. В отношении инвесторов - физических лиц также существуют ограничения, только в части размера инвестиций, осуществляемых в течение календарного года. Важно помнить, что размер ценных бумаг, продаваемых одному инвестору, не может превышать 100 тыс. долл. Это означает, что и приобрести ценные бумаги инвестор - физическое лицо вправе лишь в рамках этой суммы. Супруги могут учесть совместный годовой доход, а в общую собственность включить личную. В таблице более подробно указаны все ограничения и формулы расчета.
Лимит инвестиций, осуществляемых в течение календарного года <23>
-------------------------------- <23> URL: https://www.sec.gov/info/smallbus/secg/rccomplianceguide-051316.htm (дата обращения: 28.02.2018).
После того как в США было принято профильное законодательство в области краудинвестинга, канадское правительство обеспокоилось возможной миграцией капитала из страны, и в декабре 2012 г. в стране была представлена на публичное обсуждение концепция аналогичного законопроекта. Однако Multilateral Instrument 45-108 <24> вступил в силу лишь 25 января 2016 г., и его действие распространяется на всю территорию Канады. -------------------------------- <24> См.: http://www.osc.gov.on.ca/en/SecuritiesLaw_mi_2016011445-108_crowdfunding.htm (дата обращения: 28.02.2018).
Это имеет значение, так как рынок ценных бумаг в Канаде регулируется, помимо федерального законодательства, на уровне провинций, каждая из которых имеет собственную комиссию по ценным бумагам, как, например, провинция Онтарио (the Ontario Securities Commission). Multilateral Instrument 45-108, так же как и в США, применяется в отношении лишь краудинвестинга, хотя упоминается как содержащий поправки применительно к краудфандингу. Также интересен тот факт, что вся информация, предоставляемая донорам на территории Квебека, обязательно переводится либо исключительно на французский язык, либо и на французский, и на английский. Что касается ценных бумаг, то в Канаде через крауд-площадки можно предлагать к покупке простые акции; неконвертируемые привилегированные акции; ценные бумаги, конвертируемые в указанные типы акций; неконвертируемые долговые ценные бумаги как с фиксированным, так и с плавающим процентом; паи в коммандитном товариществе. Эмитентами ценных бумаг могут выступать юридические лица, зарегистрированные и образованные в соответствии либо с федеральным законодательством, либо с законами провинций и территорий; компании, орган управления которых находится на территории Канады; компании, большинство членов совета директоров которых проживают на территории страны; принципал, управляющий деятельностью дочернего предприятия, зарегистрированный и образованный в соответствии либо с федеральным законодательством, либо с законами провинций и территорий либо на основании федеральных законов США либо отдельных штатов и округа Колумбия. Важно, что инвестиционные фонды не могут выступать эмитентами в рамках отношений краудинвестинга, так как к ним применяются куда более жесткие требования. В отношении суммарной стоимости ценных бумаг также существуют ограничения. Так, в течение календарного года эмитент вправе привлекать не более 1,5 млн долл. США в срок, не превышающий 90 дней с момента размещения предложения. Если инвестор не является аккредитованным, то разовая сумма инвестиции ограничивается 2,5 тыс. долл., а в год можно инвестировать лишь 10 тыс. долл. Если же инвестор аккредитован, то в первом случае сумма возрастает до 25 тыс. долл., во втором - составляет 50 тыс. долл. Это означает, что, в отличие от страны-соседа, где инвестором в краудинвестинге является физическое лицо, в Канаде таковым могут выступать и юридические лица, в том числе и иностранные, для которых требуется аккредитация.
В заключение следует отметить, что законодательство Канады оказалось под влиянием США, однако канадские правила, на наш взгляд, в первую очередь направлены на привлечение инвесторов в экономику в лице компаний-эмитентов, т.е. предпринимателей.
С одной стороны, это целесообразно ввиду попытки привлечения большего капитала, с другой - целью краудфандинга являются денежные средства населения, а, как мы видим из норм Multilateral Instrument 45-108, к ним применяются совершенно негибкие требования, в отличие от США. Более того, в США существует требование о том, что в случае регистрации онлайн-портала, являющегося посредником, за рубежом в Штатах должен обязательно присутствовать постоянный представитель этого оператора и быть офис, куда можно доставлять корреспонденцию, к примеру копию искового заявления в случае возникновения спора. В Канаде такое императивное требование отсутствует.
Таким образом, уровень регулирования краудфандинга, хотя и касаемо лишь модели краудинвестинга, в США более высок, нежели в Канаде.
Законодательство Европейского союза и стран-членов
На территории ЕС действует ряд многочисленных директив, которые прямо или косвенно регулируют правоотношения в сфере краудфандинга <25>. К сожалению, особое внимание как национального законодательства стран-членов, так и права ЕС уделяется лишь краудинвестингу и краудлендингу, что и было отмечено в докладе Европейской комиссии <26>. Также в ЕС действует Регламент Европейского парламента и Совета ЕС от 17.06.2008 N 593/2008 "О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам (Рим I)". В соответствии со ст. 6 Регламента договор, заключенный физическим лицом (потребителем) с целью, которая может рассматриваться как не имеющая отношения к его предпринимательской деятельности, с другим лицом (предпринимателем), действующим в ходе осуществления своей предпринимательской деятельности, регулируется правом страны, где имеет свое обычное место жительства потребитель, при условии, что предприниматель осуществляет свою деятельность в стране, где имеет свое обычное место жительства потребитель, или любыми средствами направляет эту деятельность в данную страну или в несколько стран, включая данную страну, и что договор заключен в рамках именно этой деятельности. Потребителем в нашем случае является донор, который жертвует свои средства. Однако для применения правил данного Регламента необходимо, чтобы контрагентом по договору выступал предприниматель. Соответственно, если договор заключен между потребителями, то положения ст. 6 не применяются. -------------------------------- <25> См.: Directives N 2007/64/EC; N 2003/71/EC; N 2013/36/EU; N 2008/48/EC; N 2004/39/EC (MiFID); N 2001/107/EC; N 2001/108/EC; N 2011/61/EU; N 2011/83/EC; N 2002/65/EC; N 2005/60/EC; N 2000/31/EC (Directive of electronic commerce). <26> Crowdfunding. Regulatory framework in EU member states and perspectives for the EU. European Commission, 2015. URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC92482/lbna26992enn.pdf (дата обращения: 28.02.2018).
Что касается международной подсудности споров, то Регламент Совета ЕС от 22.12.2000 N 44/2001 "О юрисдикции, признании и исполнении решений по гражданским и коммерческим делам", называемый "Брюссель I", и Регламент Европейского парламента и Совета ЕС от 12.12.2012 N 1215/2012 ("Брюссель I-bis") предусматривают безэкзекватурный порядок признания судебных решений стран - членов ЕС. Регламент Европейского парламента и Совета ЕС от 21.04.2004 N 805/2004 "О введении Европейского исполнительного листа по неоспариваемым искам", в свою очередь, установил безэкзекватурный порядок по всем решениям по гражданским и торговым делам, связанным с удовлетворением денежных требований, не оспариваемых должником. Рассмотрим национальное регулирование правоотношений в сфере краудфандинга. В Бельгии краудфандинговые площадки и реципиенты должны исполнять требования законодательства, которые могут быть сгруппированы следующим образом: положения, касающиеся права электронной коммерции, хранения персональных данных, электронной подписи и дистанционного заключения договоров, а также нормы, защищающие права и интересы наиболее уязвимой стороны в договоре, в частности потребителя. Деятельность краудфандинговых площадок подпадает под регулирование так называемого Закона об электронной коммерции (E-commerce Act) <27>, который устанавливает требования в отношении той информации, которая должна быть раскрыта донорам и реципиентам, а именно касательно правовых оснований осуществления платформой своей деятельности, условий заключения пользовательского соглашения с донорами, а также договоров между площадкой и реципиентом. Кроме того, площадка должна предоставлять исчерпывающую информацию о размере взимаемой комиссии, получать обязательное согласие на использование электронной почты и предоставить пользователям возможность скачать текст пользовательского соглашения. При этом положения данного Закона не регулируют правоотношения в рамках условно-возвратной и благотворительной моделей. -------------------------------- <27> Economic Law Code. Book XII. Articles XII.1-23.
Если донором выступает потребитель, то к площадке и реципиенту применяются нормы книги VI бельгийского Кодекса хозяйственного права (Economic Law Code) <28> независимо от модели. До момента окончательного исполнения договора потребителю должна быть предоставлена информация о реципиенте, ценах, возможных скидках, а также обо всех товарах и услугах. Все имеющиеся разногласия в установлении значения положений заключаемого договора толкуются в пользу потребителя. Также провозглашается принцип добросовестности, и введение в заблуждение, сокрытие какой-либо информации, небрежность в ведении дел компании, агрессивное поведение на рынке рассматриваются как недобросовестное поведение. -------------------------------- <28> Economic Law Code. Articles VI.1-128.
В настоящий момент деятельность краудфандинговых площадок не подлежит лицензированию, однако в конце 2015 г. был подготовлен законопроект, предусматривающий необходимость получения лицензии при краудинвестинге и краудлендинге. Нужно иметь в виду, что реципиент, который планирует привлечь денежные средства посредством продажи ценных бумаг через краудфандинговую площадку, подпадает под регулирование исключительно бельгийского законодательства о рынке ценных бумаг. В частности, Закон о платежных организациях (Payment Institutions Act) устанавливает как административную, так и уголовную ответственность за неисполнение его норм. К публикации проспекта эмиссии акций применяются нормы Закона о проспектах эмиссии (Prospectus Act). Наконец, сделки с участием потребителей будут регулироваться исключительно по бельгийскому праву. Начиная разговор о регулировании краудфандинга в Эстонии, следует определить, что понимается в этой юрисдикции под дистанционным договором ввиду правовой природы краудфандинга как деятельности, осуществляемой удаленно. Такой договор заключается между продавцом (ettevotja), в нашем случае им выступает реципиент, и покупателем (tarbija) - донором. Предметом договора может выступать как передача вещи, так и оказание услуг. Продавец и покупатель одновременно не присутствуют в
|
||||||||||||||||||||
|