Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Характеристика жанра старинных вариаций на basso ostinato.



 

 

Название дисциплины: «Анализ музыкальных произведений»

Номер группы: ХД 18-1

Форма и дата занятия: лабораторно-практическое занятие 10.11.21г.

ФИО преподавателя: Марьясова Инесса Александровна inessamaryasova2411@mail.ru

Срок выполнения (сдачи) задания: 17.11.21г.

Дата консультации: 15.11.21г.

              Формулировка задания

Тема урока: «Вариационная форма».

Происхождение вариаций связано с формированием гомофонно – гармонического стиля. Вариационная форма имеет глубокие корни в народной песенной и танцевальной музыки. На протяжении многих веков эта форма претерпевает, в силу ряда причин, значительные изменения.

Если выстроить этот жанр в исторической перспективе, то получается следующая классификация:

  1. Старинные вариации на basso ostinato.
  2. Строгие вариации (фигурационные)
  3. Свободные вариации.
  4. Вариации на выдержанную мелодию.

Вариации могут быть, как самостоятельными произведениями, а так же частью более крупных произведений.

Определение: Вариационной формой или вариационным циклом называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений, называемых вариациями.

Характеристика жанра старинных вариаций на basso ostinato.

Этот тип вариаций сформировался в 17 веке и связан с медленными трехдольными старинными танцами чакона и пассакалия. Вариации подобного типа сочетаются с полифоническим развитием. Темы basso ostinato не замкнуты и очень лаконичны, в объеме предложения. Ярчайшим примером подобных вариаций является  «Crucifixus» (Распятый) из Мессы h – moll Баха. Этот16 номер.

Это тема и двенадцать гармонических вариаций. В качестве басовой темы взят фрагмент хроматической гаммы, нисходящий от I к V ступени. В каждой из последующих двенадцати вариаций происходит обновление гармоний за счет введения то натуральной доминанты (второй такт темы), то двойной доминанты (третья вариация первый такт), то вводного септаккорда в субдоминанту (вторая вариация второй такт).

В хоре «Crucifixsus» cкорбные интонации плача передаются человеческим голосом в потрясающей по своей трагедийной силе образ траурного шествия – пассакалии. Совершенно необыкновенно завершение этой части мессы. Оркестр замолкает, и хор в сопровождении только органа на тихой звучности piano образует модуляцию в G-dur. Это трагическое просветление, итог длительного и казалось бы, необратимого процесса погружения в мир скорби.

Стпуктура вариаций:

А А1 А2 А3 А4 А4….А12

 По возможности прослушайте это произведение по нотам.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.