Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ядро темы



 

  

1)                                                                                                       структурно-композиционный уровень темы

                                                                         i                                                                             m                                                                               t       

                                               я д р о  т е м ы                                 р а з в е р т ы в а н и е                      о  к  о н  ч  а  н и е      к  о  д  е  т  т а            

                                                          тезис 1                            тезис 2                                       а                                                а1

    

 

         Тема фуги соль минор достаточно протяженна по своим масштабам (5 тактов). Форма темы складывается из нескольких этапов-разделов.

Процесс развития содержания внутри темы связан с подчинением каждого ее структурного  элемента определенной функциональной логике, определенной Асафьевым как  триада i - m - t :initium начало, movere - движение, terminus - конец (эти функции широко действуют на разных уровнях – уровне темы, части целого, формы произведения).

 2)                                                                                                  интонационно – мотивный уровень

Жанровая опора темы – распетый хорал (преобладает вокальный тип интонирования, неторопливый темп). Интонационная расшифровка семантического содержания мотивов темы с опорой на музыкальную символику может выглядеть следующим образом:

 

образное содержание / мыслеобраз

Ядро темы

Становление образной сферы. Ядро содержит противоречивые элементы (их гармоническая основа и движение мелодии противоположны).

Развертывание темы Обнаруживает противопоставление «верха» и «низа» (двух начал человека), трудный путь достижения.  Заключение темы  Успокоение, мысль приходит в равновесие. Кодетта Мысль переходит в следующую фазу.

символика

Первый элемент опирается на звуки тоники, звучит эпично, здесь соединяются интонации: 1. квинты(a) - символа пустоты; 2. по звукам трезвучия - символ пребывания; 3. ниспадающей терции (b)и секунды(c) –символапечали. Второй элемент вносит новую мысль: 1. спуск по звукам доминанты; 2.линия мелодии (d), изломана, сходит вниз – катабасис[catabasis], нисхождение.   

1. в скрытом двухголосии верхний уровень (f)представляет собойвосходящую мелодическую линию (анабасис[anabasis], символ искупления, воскресения).

2. ритм шага  в сочетании настойчивым звуком V -  сила.

Заключение обозначено движением ровных шестнадцатых длительностей. Символы:

1.октавный ход (h) – спокойствие;

2. тема креста (b-a, g-fis);

3. фигура вращения [circulatio] - «символ чаши» (i),прощание, прощение, сострадание, успокоение.

присутствует только в экспозиции.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.