Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классиф. ист-х циклов.



 

1. Навука гісторыя: прадмет, задачы і месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі i тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi.

Предмет история - это изучение прошлого, стран, народов, всего человечества, отдельных сторон жизнедеятельности общества, выявление закономерности и тенденции исторического процесса.

Усвоение и использование учебно-исторической инф. связаны с анализом закономерности и особенности государственно-политического, соц-эконом, культурного и духовного  развития белор-го народа и формирование на этой основе к самореализации в современных усл.

Функ. истории: *интеллектуально-развивающая (познавательная); *мировоззренческая - состоит в том, что с помощью истории формируется  взгляд на мир и общество; *политическая - с помощью истории вырабатывается правильный политический курс.

Типы ист-их знаний. История делится на: гражданскую, эконом-ую, военную, искусств, соц-ую. По широте изучаемого объекта история делится на: мировую и историю отдельных стран.

Задачи истории:  *изучение историч-го процесса; *объяснение явлений, событий и процессов с позиции объективности; *воспитание патриотизма.

История тесно связана с др. науками: социологией, психологией, философией. На этом взаимодействии происходят др.  науки: истор-ая география, истор-ая геология, философия истории, экон-ая история; соц-ая история, военная история, история госу-ва, история религии, этнографии, археологии.

По широте объекта изучения ист. делится на: *всеобщую ист.; *ист. континентов.; *ист. отдельных стран и народов. Ист. Беларуси - неотъемлемая часть всемирной истории.     

 

 

2. Разнастайнасць гiстарычнага працэсу. Крытэрыі яго перыядызацыі: археалагічны, марксісцкі, цывілізацыйны.

В своем развитии ист-ий процесс прошел 3 стадии:

* ист-ая мысль древнего мира; *средневековье и возраждение; *нового и новейшего времени  

На первом этапе ист-ий процесс представлялся как результат воли божеств или деятельности отдельных героев. Представлен следующими известными историками: Герадот, Полибий, Тит Ливий.

На этапе средневековья ист. представлялась с позиции идеализма. На этапе возраждения по мнению итальянского ученого Маккиавелли на развитие ист. влияют эконом-ие процессы. На этапе нового времени были сформированы новые подходы на ист-ий процесс: - принцип историзма. Разработан был Дж.Викко; - генетичексий подход Иогана Гербера, по кот-у ист. развивается благодаря передачи традиций; - теория классовой борьбы. Разработана франц. ученым Гизо, Тьери, Минье; - принцип ист-го материализма. Авторы - Маркс и Энгельс.

На ист-й процесс влияет конфликт производительных сил и производ-х отношений. На этапе новейшего времени был выработан цивилизационный подход. (Авторы: Н.Я.Данилевский; Осфальт Шпенглер; Арнольд Тойнби) Они отрицали наличие всемирной ист, утверждая, что это выдумки ученых. Они говорили, что есть ист. отдельно взятых локальных цивилизаций, каж-я из кот-х проходит опред-ые этапы в своем развитии.    

Периодизация ист.- это выделение хронологично последовательных этапов в общем развитии человечества.

Система класссиф. ист-х этапов называется критерием периодизации ист. Критерии бывают: (археологический; марксистский; цевилизационный.

1. Археологи выделяют ист-е эпохи по основ. материалам для изготовления приспособлений труда. Каменный век делится на: палеолит, мезалит, неалит. Потом идут бронзовый и железный век.

2. К.Маркс и его последователи отличают ист-е эпохи по формам частной собственности, связанных в развитием классов и гос-ва. К.Маркс назвал эти эпохи общественно-эконом-ми формациями. К ним относятся:  первобытная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; социалистическая общественно-экономическая формация (возвращение к общей собственности);коммунистическая

3. Цивилизационный подход - это современный подход, кот-й оспаривает марксистскую логику развития ист-го процесса, при кот-м общественная собственность отстраняет чел. от усл. и итогов труда, подрывает инициативу, делает чел. винтиком государственно-бюрократической машины.

 С 90-х г  XX ст. на  постсоветском пространстве начался процесс приватизации частной собственности, мелкого бизнеса рыночной эк., приватизация гос-ой собственности.

Главной производственной силой является сам чел., с его потребностями, способностями, знаниями  и навыками, желанием и волей.

 

3. Структура і тыпы цывілізацый, дынамiка іх развіцця. Гістарычныя цыклы і іх заканамернасці.

Термин цивилизация был введен в оборот франц-мпросветителями 18 в, кот-е понимали под ним такое состояние гражданского общества, кот-у присуще свобода, справедливость и правовой строй.

Морган и Энгельс понимали под цивилизацией этап развития ист, наступающий вслед за дикостью и варварством.

Цивилизации условно делят на мировые и локальные

МИРОВЫЕ цивилизации: *неалитическая - 10 тыс. Лет; *раннеклассовая - ; *античная - 12 в  до н.э. до 5 тыс. Лет; *средневековая - 5-14 в до н.э.; *прединдустриальная - с 14 в до 1730 г; * ндустриальная - 1732 - 1970 г; *постиндустриальная - 1973 - 2130 г.

 Мировые цивилизации - это этап в развитии чел. (сверхдолгосрочный), характеризующийся определенным уровнем потребностей, строем полит-х и экон-х отношений, уровнем духовного развития.

Локальные цивилизации выражают культурно-истор-е, этнические, религиозные, экономико-географ-ие особенности отдельной страны, гр.стран, этнаса, связанных общей судьбой.

Азиатская гр. - Китай, Япония; Западно-Европейская - Испания, Франция; Северо-Азиатская; Восточно-Европейская.

Локальные цивилизации делятся на: Западную и Восточную     

Стр-ра цивилизации: V. Духовное воспроизводство; IV. Гос-во и право; III. Экон-й способ производства; II.  Технологический способ производства; I.Чел, семья, народонаселение

Почему и как происходит смена одной цивилизации в другую? Потому что господствующая цивилизация изжила свой срок и исчерпала свой потенциал. Процесс смены цивилизации начинается с нижнего и верхнего этажей, с кризиса потребностей и духовного мира, но он не может измениться пока не произойдут радикальные перемены в технологическом и экономическом способах производства, в социальном и политичесчком строе.   

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ. Под ист-ким циклом понимается период времени от рождения новой ист-ой системы, кот-я проходит последовательные фазы в своем развитии до след. переворота, когда утверждается новая система.  

Классиф. ист-х циклов.

Принято различать: краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные, сверхдолгосрочные.

Краткосрочные (1-3 г) судьбу страны не меняют (например, гражданскавя война).

Среднесрочные (10-20 л) связаны со сменой периода активности людей, обновлением машин, формированием  международных союзов: коллективизация, НЭП.

Долгосрочные (полувековые цифры) связаны с изменениями на 2,3,4 этапах

Сверхдолгосрочный длится 1 000 л, объединяет несколько многовековых циклов   

Ист-й процесс имеет волнообразный, спиралевидный хар-р. Ист-ие циклы характеризуют повторяемость, ритмичность ист-го процесса.  

 

4. Навука i рэлiгiя аб паходжаннi чалавека на зямлi: асноўныя канцэпцыi.

Осн. концепции происхождения чел. на земле:

1. Эволюционная (материалистическая)

2. Религиозная (идеалистическая)

3. Космогенная  (тиософская)

1. Самая известная - эволюционная. Её автором был Чарлз Дарвин. В 1859 г он издал книгу “Происхождение видов”, в которой доказывал, что современные  живые существа появились в результате натуральных природных процессов без помощи Бога-творца.

2. В основе религиозной концепции лежит представление всего живого по воле бога.  Ученые-креацианисты выступают против эволюционной концепции и считают, что свет, земля, жизнь и человек - всё сотворил Бог-творец. Свидетельство этому - летопись окаменений, которые остались после потопа. В начале XX ст. на горе Арарат был найден Ноев Ковчег, оставшийся после потопа, на котором спаслась вся семья Ноя и их домашние животные.    

3. Тиософская концепция представлена системой взглядов Бровадской. Её концепция была изложена в 3-х томах “Тайная доктрина”, которая в свою очередь является комментарием книги Цзиан. Согласно  тиософской точки зрения творцом космоса является извечно существующая Бессознательная жизнь. Сторонники космогенной концепции утверждают, что люди прибыли на планету с космоса с других планет. Но пока никому не дано дать окончательную истину и доказать свое мнение.  

 

5. Узнікненне і развіцце першабытнай гаспадаркі на тэрыторыі Беларусі, яе асноўныя рысы і асаблівасці.

Первое проникновение чел. на Беларусь произошло 100-35 тыс лет тому назад. Стародревние люди проникли на юго-зап. Беларусь по долинам рек Днепра, Десны, Сожа и Припяти в середине палеолита во время ледникового периода.

Стародревние стоянки на Беларуси: д.Юровичи (Гомельская область), д.Бердыж (Чечерский район; 26 тыс. лет - 23 тыс. лет тому назад).

 Тогда уже была раннеродовая община. При коллективном распределении продукты раздавались поровну, род был по матери. Люди использовали язык.

10-15 тысяч лет тому назад на Беларуси наступила эпоха мезалита - появились краманьонцы - наши предки. Наступает потепление климата, увеличивается количество населения, распространяются лук и стрелы как новый вид оружия. Известно уже больше 120 стоянок людей на речных долинах бел-их рек.

Начинает развиваться первое земледелие, первым злаком был ячмень. В животноводстве первой была приручена собака, потом мелкая рогатая скотина,коровы, свиньи и т.д.

Технический переворот привел к частной собственности, появляются бедные и богатые семьи, роды. Люди начинают вести оседлый образ жизни, появляются  селения, окруженные стенами.

Особенности эпохи неалита: 1)общественный раздел труда (охота, рыболовство, животноводство и земледелие); 2)выделение ремёсел, строительство, добыча кремня; 3)формирование представлений, к-ые управляют работой и жизнью людей (жрецы, вожди, воины); 4)развитие наук (астрономии, биологии, арифметики, медицины, агрономии); 5)на лучшие природные ресурсы утверждается общинная собственность; 6)специализация семей привела к обмену продуктами труда, возникают родовые общины в районах плодородных земель.

  Всё чаще случаются  военные столкновения, но регулировать их некому, так как нет государства.

Роль мужчин возрастает, патриархат сменяет матриархат. Начался распад первобытного общества.                       

 

6. Эканамічнае развіццё беларускага рэгіёна на этапе разлажэння першабытнага ладу. Станаўленне феадальнага спосабу вытворчасці ў VІІ-VІІІ стст.

Основа развития с/х в 7-8 столетии - это земледелие. Земледельцы всё больше использовали  орудие труда с железными наконечниками и др. железными деталями (соха, коса, плуг, серп). Сеяли пшено, ячмень, гречку, лен. Разводили животных - коров, лошадей, быков, свиней, кур. Это давало мясо, молоко, шкуру и т.д. Урожаи позволяли существовать отдельной небольшой семье. Необходимость в патриархальной родовой общине отпала. Утверждалась новая форма общины - сельская соседская община, в основе существования кот-й лежили не кровно-родственные, а территориальные и экон-е связи м/у её членами. Первобытный строй постепенно уступает место феодальному. Родовую общину сменила сельская. Одновременно с установлением соседской общины развивалось понятие о личной собственности. Самое главное право владения - это владение на землю. Одновременно с землей в зависимость к новому классу (феодалам) попадали и крестьяне. Однородная масса крестьян-общинников перестала существовать. Вместе со свободными крестьянами существовали смерды (зависимые от феодалов), закупы (временнозависимые, до момента возврата отдолженных денег или продуктов), радовичи (временнозависимые, связанные с феодалом какими то договорными обязательствами), была и категория домашнимх рабов - холопы. Феодализм обозначает деление общества на 2 класса - феодалов и зависимых крестьян. Основ. формой эксплуатации была отрабатываемая рента и дань, кот-ю собирали князья.

Сложились 2 осн.формы феодального землевладения - вотчинное и поместное.  

Вотчинное владение давало право владельцу продавать, дарить, делить, передавать по наследству  землю вместе с крестьянами, кот-е живут на ней.

Поместное землевладение предусматривало только право пользования участком земли за службу князю.    

В это время развивалось ремесло: гончарство, отделка шкур, кузнецкое дело.

Но ремесленники продукцию делали только под заказ, это связано с тем, что внутренний рынок был очень не развит. 

Отделение ремесла от сельского хозяйства в свою очередь вызвало развитие постоянного внутреннего торга - создавались специальные места, где проводился торг: рынки. Развитие торг. отношений с др. территориями привело к появлению на нашей территории большого кол-ва монет.     

 

 

7. Княствы раннесярэднявечнай Беларусi (Полацкае, Тураўскае i iншыя): сацыяльна-эканамічнае і палітычнае развіццё ў IX-XIII стст. Характар iх узаемаадносiн з еўрапейскай i ўсходняй цывiлiзацыямi.

  Первое гос-во, кот-е возникло на территории современной Беларуси - Полоцкое Княжество. Первым исторически известным Полоцким князем был Рогвалод. Во время его правления окончательно сформировались границы княжества, упорядочилась политическая система, была обозначена столица - Полоцк. Впервые Полоцк упоминается в 862 г. Рогвалод вывел Полоцкое Княжество из-под власти Киева. В 980 г. Рогвалод был убит. Княжество объединило Великий Новгород, Полоцк и Киев - три главных полит-их центра славян. С 988 по 1001 г. в Полоцке княжил Изяслав. Это был образованный князь, кот-й заботился о распространении христианства и образования в своем княжестве. После его смерти на Полоцкий престол взошел сын Изяслава Брачислав. При Брачиславе Полоцкое Княжество начало свое быстрое возвышение и достигло наибольшей полити-ой  важности. С 1044 по 1101 Полоцким Княжеством правил Всеслав «Чародей» (сын Брачислава).  Всеславу досталось сильное гос-во и большие денеж. средства, а также полит-ий авторитет правителя могущественного княжества. Был построен Софийский собор. Зимой 1067 г.  Киевские князья организовали поход на Полоцкое княжество. Был сожжен Минск, возле него на реке Немиге состоялась битва, в кот-й Всеслав был разбит. После смерти Всеслава Полоцкая земля была разделена м/у его шестью сыновьями. Это стало началом феодальной раздробленности Киевской Руси. В это время в Полоцке значительно выросла роль  городского Вече - общего заседания  полочан и жителей Полоцкой земли, кот-й решал разные вопросы жизни и управления государством. Вече контролировал деятельность князя, приглашал или выгонял правителя гос-ва, решал вопросы войны и мира, заключал мирные и торговые соглашения. Вече - последняя опеляционная инстанция. Большую полит-ую роль в Полоцке сыграл епископ - глава христианской епархии.  

Туровское княжество также было очень могучим. Оно размещалось в бассейне реки Припять. Припять - бойкий торговый путь м/у Киевом и зап. Европой. Здесь были урожайные земли, мягкий климат, и леса, богатые на дичь и сырье. Все это влияло на быстрейшее развитие земледелия, отделению ремесла и установлению раннего феодального гражданства. Первый главный город княжества - Туров. Уже с Х ст. наступает расцвет княжества. До ХII ст. Туров избавился от опеки Киевских князей. В 50-е г. ХII ст первым и последним Туровским князем стал Юрий. Он поделил свое княжество м/у сыновьями. Были созданы разделы - Туровский, Пинский, Клецкий, Слуцкий, Дубровицкий. Большую роль в Турове сыграло Вече. С его согласия Кирилл Туровский был избран епископом Турова.                          

 

 

8. Прыняцце хрысціянства на беларускіх землях і яго роля ў грамадска-палітычным і культурным жыцці. Культура Беларусі IХ-першай паловы XІII ст.

До принятия христианства восточные славяне были язычниками (поклонялись разным явлениям природы - огню, солнцу, месяцу, воде). Существовала богатая мифология: легенды, песни, поговорки, сказания, заговоры. Праздновались языческие праздники: Каляды,  Купалье, Масленица, Радуница, Деды. Официально Киевская Русь приняла крещение в 988 г. В 992 г.  в Полоцке была основана христианская  епархия - церковная территориальная единица, кот-я управляла епископом. Была построена первая церковь во имя Богородицы. Первыми епископами были греки из Византии или Болгары. В 1005 г.  была основана Туровская епархия. Обе епархии вошли в состав Киевской метрополии. Самый известный Туровский епископ - Кирилл Туровский. В 1054 г.  христианская церковь поделилась на православие и католичество. В Х ст. были построены первые монастыри: Полоцкий монастырь Святого Иоанна, Пинский Лещинский монастырь. Но документально известно про монастыри в Беларуси только с 12 ст . Известные архитектурные памятники того времени: Софийский собор в Полоцке, Благовещенская церковь в Витебске, Спасо-Ефросиненская церковь в Полоцке, Борисоглебский монастырь в Гродно.  Были построены замки: Полоцкий нижний и верхний, Городенский, Новогрудский. Церкви и замки  украшались фресками, иконами, мозаикой. С начала 9 ст. широко распространяется письменность (алфавит Кириллица. Был составлен в 863 г.  братьями Кириллом и Мефодием для староболгарского языка, но употреблялась всеми славянскими народами). Наибольшую ценность в письменности представляют рукописные книги (изготавливались из пергамента - специально обработанной шкуре молодых животных). Самая ранняя рукописная книга на Беларуси - Туровское евангелие (11 ст.), Полоцкие евангелие (12-14 ст.), Аршанское евангелие (13 ст.). Кроме церковной литературы распространяется светская литература - летописи. Летописи Киевской Руси: «Повесть прошлых лет», «Слово о походе Игореве». Появляется литература про святых: «Жизнь Ефросиньи  Полоцкой» (1187 год), «Жизнь Кирилла Туровского», «Жизнь Аврамия Смоленского» (1240).  

Великое место в ист. культуры Беларуси занимает Ефросинья Полоцкая (1110-1173), монахиня - дочка младшего сына Всеслава «Чародея». Она переписывала и переводила книги, основывала монастыри (Спасский жен.  и Богородицкий муж.  монастырь в Полоцке) и школы для детей при церквях. Крест Ефросиньи Полоцокй, сделанный в 1161 г.  Лазарем Богшей (великий белорусский мастер) стал святыней белору-го народа.

 

                         

9. Утварэнне ВКЛ: сацыяльна-эканамічныя і палітычныя ўмовы аб‘яднання, дзяржаўна-палітычны лад, прыняцце Статута 1529 г. 

  До нач. 8 ст. террит. современной Бел. была поделена на множество удельных княжеств - куски бывшего могущественного Полоцкого и Туровского княжеств. Небольшие самостоятельные княжества стали легкой добычей для внеш.  врагов. В связи с этими обстоятельствами была необходимость консолидации западнорус. княжеств в единое гос-во.

Причин было несколько: - угроза физ-го уничтожения отдельных княжеств (Общая борьба против татаро-монголов, крестоносцев, польских и русских князей) ; - в интересах развития феодального хозяйства требовалась сильная центральная власть, кот-я д. б. защищать интересы феодалов и давала возможность увеличить уровень эксплуатации зависимого населения.

   Центром сбора бел. земель стал Новоградок, т.к. вокруг Новоградка были самые урожайные земли, город имел широкие торго. связи как с соседними городами, так и с зарубеж. странами - Польшей, Византией, Прибалтикой, в городе было развито ремесло, основа кот-го - обработка цвет. и ценных металлов, обработка железа. Значительную роль сыграло соседство с Литвой.

  У истоков создания ВКЛ стоял князь Миндовг (годы жизни 1195-1263), кот-й был выбран Новоградским Вече, на усл. принятия православия и присоединения к Новоградку Литву. Начался процесс создания ВКЛ.

Внут. факторы создания ВКЛ - общие хозяйственные связи, необходимость выйти из состояния феодальной раздробленности, общность традиций.

Период существования ВКЛ: с сер. 13 в.  по 1569 г.

ВКЛ являлось феодальной монархией,  где князь владел полной законодательной, исполнительной, судебной, военной властью.   

 Жители Княжества поделились на 2 большие гр.- феодалов-землевладельцев и феодально-зависимое население.  

Центральные органы власти: 1)великий князь; 2)рада (совещательный орган). Сначала была вспомогательным органом при Князе, с 1492 г. являлась высшим органом гос-ой власти. Состав: Высшие гос-е должности, все воеводы, старосты. Фун: выбор правителя, контроль за деятельностью правителя, осуществление междунар-х отнош-й,  управление высшими местными и гос-и органами управления,  обсуждение и принятие законов, осуществление высшего суда; 3)сейм (законодательный орган) - съезд шляхты ВКЛ. Собирался по распоряжению Князя или Рады. Участники: Князь, Рада в полном составе, Все служебные лица гос-и местного управления, католические и православные епископы. Фун:  выбор Князя, вопросы о войне и мире, сбор и размер денеж. Ср-в на военные нужды, принятие законов, осуществление суда по криминальным делам – гос-ой измене.

В 1529 г. был принят Статус ВКЛ, кот-й укрепил гос-й строй ВКЛ. 

 

 

     

10. Барацьба беларускага народа супраць крыжацкай агрэсіі. «Вялікая вайна» 1409-1411 гг. Барацьба ВКЛ з мангола-татарамі i Крымскім ханствам. Пагранічныя войны з Маскоўскай дзяржавай у XIV-XVI cтст.

В 1409 г. началась Великая война ВКЛ и Польши против Тевтонского ордена. 15 июля 1410 г. под Грюнвальдом объединенные войска ВКЛ и Польши (командовал войсками ВКЛ князь Витовт, а Польскими войсками - Ягайло) разбили армию Тевтонского ордена. Эта битва была самая великая в средневековой истории (40 000 крестоносцев были убиты и 15 000 взяты в плен), закончилась подписанием мирного договора в 1411 г. в Торуне. Орден обязался вернуть Польше часть захваченных земель, выплатить значительную денеж. компенсацию. Полит-им результатом Грюнвальдской битвы стало заключение Городельской Унии (1413), по кот-й православные феодалы, принявшие католичество, освобождались от уплаты налогов, получали право распоряжаться своей вотчиной, запрещались браки м/у католиками и православными.  Но положение о дискриминации православного населения княжества в будущем вызвало рост внут. противоречий в стране. В 1416 г. Витовт добился обновления единой для ВКЛ православной метрополии. Метрополитом был выбран выдающийся культурный и религиозный деятель Григорий Цемблак.  

Др. сильный враг (татаро-монголы) нападал с востока. Был дан отпор нашествиям, кот-е проходили в 1258, 1275, 1277, 1315, 1325, 1338 гг.

Бел-ое войско стояло на пути татаро-монголов на запад Европы.  

В 1362 г. князь Альгерд разбил татаров на реке Синие Воды. В 1380 г. на Куликовском поле битвы в помощь князю Д.Донскому князь Андрей Полоцкий привел белорус-е войско (около тысячи воинов).

  В 1492-1494 гг. произошла война м/у Россией и ВКЛ, в результате кот-й ВКЛ утратило Вяземское княжество и часть Верховских княжеств. В 1500-1503 г.во время войны с Москвой произошла битва на реке Ветраши (1500). Московские войска опустошили значительную часть бел-их земель княжества. На усл. перемирия к Москве отошли Чернигов, Гомель, часть Мстиславского княжества. Одновременно на ВКЛ нападали крымские татары. Благодаря решительности и мужественности Михаила Глинского, кот-й возглавил семитысячное войско бел-их бояр, во время очередного нападения в 1506 г, татарское войско было разбито, было освобождено около 40.000 пленных. В 1527 г. на Украине в Ольшанской битве были полностью разбиты татаркие войска.  

 

 

11.  Палітычныя падзеі XIV-першай паловы XVI стст. у ВКЛ: уніi з Польскім каралеўствам, грамадзянская вайна 1432-1436 гг.

 В 1385 г. была заключена Кревская уния ВКЛ с Польским королевством. Ягайло принял католичество и стал королем польским и великим князем Литовским под именем Владислав II.  Началось окатоличивание Литвы и Жемойтии. Еще больше этот процесс начал ускоряться после издания  в 1387 . Ягайло  привелеев, по кот-м феодалы, кот-е принимают католичество, принимали права на владение своим имуществом, освобождались от ряда гос-ых обязанностей.

В 1413 г. м/у ВКЛ и Польшей была подписана Городельская уния - дает перевес католикам в верховной власти и запрещает брак м/у католиками и православными.           

В 1432 г. ВКЛ раскололось на Великое княжество литовское во главе с  Жигимонтом и Великое княжество русское  во главе - Свидригайло. Началась граж. война (1432-1436). Борьба за власть и веру.     

В 1432 г. Ягайло, кот-й поддержал Жигимонта, издал привилей, по кот-у православные уравнивались в своих правах с католиками.  В этом же году Ягайло умирает.   

6 мая 1434 г. Жигимонт издал 2-й привилей, в кот-м укрепилась экон-ая приравненность католиков и православных. Православным разрешалось входить в состав Рады. В результате чего большинство бел. феодалов перешли на сторону Жигимонта. 

1 сен. 1435 г.  под Вилькомиром произошли последние военные действия м/у Свидригайло и Жигимонтом. Войска Свидригайло были разбиты.                              

В 1492 г. Великим Князем ВКЛ Рада  избрала Князя Александра. В этом же году он издал Закон (Привилею), в кот-м: Великий Князь мог рассматривать важнейшие дела (оборона страны, международные дела, издание законов, наиважнейшие судебные дела) только вместе с Радой, отменять эти решения Князь не имел права, а в отсутствие Князя Рада сам-но решала вопросы управления госуд-ом. В 1492-1494 г. произошла война м/у Россией и ВКЛ, в результате кот-й ВКЛ утратило Вяземское княжество и часть Верховских княжеств. В 1500-1503 г. во время войны с Москвой произошла битва на реке Ветраши (1500 ). Московские войска опустошили значительную часть бел. земель княжества. На усл. перемирия к Москве отошли Чернигов, Гомель, часть Мстиславского княжества. Одновременно на ВКЛ нападали крымские татары. Благодаря решительности и мужественности Михаила Глинского, кот-й возглавил семитысячное войско бел. бояр, во время очередного нападения в 1506 г, татарское войско было полностью разбито, было освобождено около 40.000 пленных.

Ослабилась княжеская власть, возросла полит-ая роль феодалов и шляхты, что привело к росту междоусобиц и анархии внутри гос-а. В 1529 г. был выдан статут ВКЛ, по кот-у была проведена судебная реформа: устанавливался приоритет писанного права над обычным, ровности сторон в процессе, право обвиняемого на адвоката, наказание могло быть вынесено только судом. Но все это касалось, только феодалов, бесправие простых людей только усилилось.

 

12. Умацаванне феадальных адносін у сельскай гаспадарцы ВКЛ ў другой палове XIII-першай палове XVII стст., запрыгоньванне сялянства. Аграрная рэформа І557 г.

Глав. богатством того времени была земля. Основ.занятием крестьян были: земледелие, животноводство, домашнее ремесло, допол-ым занятием были: охота, рыболовство.  

Самые крупные землевладельцы: князь, феодалы-бояре, христианская церковь (с кон 10 ст.). 

Сельский двор «дым» - это обычная семья, реже - несколько семей со своим владением: жилые дома, хозяйственные постройки, животные, земля. «Дым» являлся главной единицей налогообложения.   

За пользование землей крестьяне платили земельную ренту:  *дань - натуральный оброк; *декло - дань житом, пшеном, овсом, сеном; *мезлево -  дань мясом, яйцами, продуктами охоты; *панщина - отработка у пана (осн. форма обязанности с 15 по 16 ст.); *чинж (денеж. оброк) - был широко распространен в 15 ст. Это был итог развития товарно-денежн.отношений.  

Категории крестьян: Данники (платили феодалам дань урожаем, медом); Дольники (платили дань в виде ¼ урожая); Осадные (платили чинж); Огородники (отрабатывали панщину); Крестьяне-слуги (занимались коневодством, ремеслом, выполняли административно-хозяйственные функ, прислуживали панам, несли военную или курьерскую службу);  Похожие (могли переходить от одного феодала к другому, но только осенью, после окончания полевых работ); Непохожие (жили в одном месте и выполняли обязанности по хозяйству); Закупы (находились во временной неволе. Брали в долг или заключали с феодалами договор).     

Формы феодального землевладения - наследство, покупка, залог.   

Со II пол.16 ст. панское хозяйство было реорганизовано в фольварок (ориентирование на продажу продукции многоотраслевого товар. хозяйства. На первом  месте - урожай).

В 1557  Жигимонт Август провел аграрную реформу под наз. «Валочная памера». Эта реформа д.б. упорядочить земельные фонды и увеличить доход в казну. Вся земля поделилась на волоки, кот-е закреплялись за крестьянской семьей и крестьяне платили налог с волоки. Это еще больше усилило пригнет.

Проведение аграрной реформы и упорядочение обязанностей сопровождались укреплением крестьян за землей, и из разных категорий крестьян был создан один класс-сословье - крепостное крестьянство.  

   Во 2 пол.16 - 1 пол.17 в. закрепляется  феодальная система: исключительное право феодалов на владение землей и избавление крестьян права собственности на землю, принуждение их к труду и полную зависимость от феодалов.         

 

 

 

 

13. Роля гарадоў ВКЛ у развіцці рамяства і гандлю. Таварна-грашовыя адносіны. «Магдэбургскае» права і сістэма гарадскога самакіравання.

В 1 пол. 17 ст. в ВКЛ  интенсивно основывались новые города, росло население. В 1500 г.  в ВКЛ было 83 города, а в 1600 г.было около 530 городских поселений. I место среди бел. городов занимал Полоцк, в кот-м насчитывалось в сер.16 ст. около 50 тыс. жителей. В др. городах 1-3 тыс. жителей, кот-е занимались ремеслом, торговлей, а также сельскохозяйственной работой. На Беларуси были распространены след. ремесла: обработка металлов, обработка дерева, обработка шкур. Осн. стала работа не на заказ, а на продажу. Появляется должность скупщика, кот-й организовывал постоянный торг. Со 2-й пол. 16 ст. ремесленники объединились в цеха (братства).

К сере. 17 ст. в основном сложилась система торг. отнош., в городах был налажен постоянный торг в магазинах.

На Беларусь ввозились: железо, медь, олово, свинец, ткани, украшения, оружие.

Денеж. отнош.полностью вытиснили натур-й обмен. В кач-е денег использовались серебряные гривны.

В кон 14 - нач 15 в.  в ВКЛ устанавливается единая общегосудар-я денеж. система. В 1492  в Вильне начал работать гос-ый монетный двор, в кот-м изготавливались деньги (динарии). До этого денеж. система была основана на иностранных денеж.единицах.

К сер. 17 ст. в ВКЛ насчитывалось 757 городов, из них 467 были на террит. Беларуси. Основное нас.  городов составляли Белорусы - 80%.  В них также проживали литовцы, поляки, немцы, а с 14-15 ст. - евреи и татары.   

В этот период Великокняжеские города получили право на самоуправление - магдебургское право. Первым его получила Вильня, потом  Брест (в 1390), Гродно (в 1391), Слуцк (в 1441), Полоцк (в 1498), Минск (в 1499), Витебск (в 1597).  

Установление самоуправления улучшило усл. ремесленной и торг. деятельности, ослабило феодальную зависимость горожан.

В 14 – 1-й пол. 16 ст. феодальная система отнош. на Беларуси окончательно закрепилась в законодательных актах.  Сформировалась новая форма отношений - товарно-денежные отношения, постепенно зарождаются элементы рынка.                      

 

 

 

14. Культура беларускіх зямель другой паловы ХІІІ-першай паловы XVI стст.

Культура Беларуси в сер.8 – 1-й пол. 16 в. приобрела свою нац-ю самобытность и достигла наивысшего подъема. Выс. культурный уровень, количественный и территориальный перевес  по сравнению с др. народами.

С 14 в. именно бел. культура играла важную роль в культурной жизни ВКЛ. Бел. культура  развивалась на древних восточнославянских традициях.

Интенсивно развивалась материальная культура. Произошли изменения в земле, обработке почвы при помощи землеобрабатывающих орудий труда (стали применяться изделия местных ремесленников), появилась обработка ювилир. изделий, производство бумаги, стеков, книгопечатание.

  Духовное творчество бел. народа отразилось в развитии фольклера, песенном, музыкальном, хореографическом искусстве. Возникает новый жанр – ист-е баллады и песни, посвященные борьбе бел. народа против захватчиков.

Значительное место в народном творчестве занимает обрядовая поэзия, калядование, хороводы.

   В 15 - 16 в. в Беларуси сложились предпосылки для развития культуры  Возрождения. Города стали центрами ремесла и торговли, оживленной общественно-политической деятельности, расширялись их связи со сторонами Запада и Цен. Европы. Развивалось книгопечатание, образование, шел процесс становления бел. языка и нац-ой письменности.

Выдающиеся люди эпохи Возрождения:

Григорий Цемблак - известный церковный деятель и писатель, митрополит ВКЛ.

Ф.Скорина - ученый, писатель, переводчик, гуманист и просветитель, первопечатник, давший бел. народу книгу на его родном языке. Ф.Скорина напечатал 23 книги “Библии”, “Малую подорожную книжицу”, “Апостол”. Традиции Скорины продолжили М.Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Леонтий Карпович.

   Архитектура достигла  выс. уровня. Был создан новый стиль – бел. готика. Строились костелы, церкви, дворцы и культурные строения.

   Таким образом,  именно в 8-16 в. культура бел. народа обогатилась завоеваниями всемирной цивилизации и активно включилась в общий культурно-исторический процесс.      

    

 

15. Люблінская ўнія 1569 г., яе вытокі і сутнасць. Барацьба за захаванне самастойнасці ВКЛ у складзе Рэчы Паспалітай. Увядзенне Статута 1588 г.

Существовало две причины принятия Люблинской Унии - внешняя и внутренняя.

К внеш. причине относится Ливонская война, в результате кот-й армия Ивана Грозного вторглась в ВКЛ и была создана угроза сам-ому существованию ВКЛ.

Внут. причина - желание нашей шляхты иметь такие же привилегии, как у Польши.

1 июля 1569 акт Люблинской Унии был подписан.

В пораграфе 1 было написано, что объединенные гос-ва ВКЛ и Польша создают новое госуд-ое  объединение - РЕЧЬ ПОСПОЛИТУЮ.

Речь Посполитая имеет одного хозяина - короля, должность кот-о была не наследственной, а выборной. Избирается король СЕЙМом.  

В пораграфе 2 сказано, что для решения  наиболее важных госуд-х дел собирается СЕЙМ Речи Посполитой. Он состоит из депутатов,  избранных Сеймом. Заседание Сейма происходит только на Польской тер.

Создание отдельных Сеймов для ВКЛ не предусматривалось.

В пораграфе 3 - все нестыкующиеся с усл. унии ВКЛ упроздняются (убираются). 4 пор- Подданные обоих гос-в имеют право покупать и владеть недвижимостью в Литве и Польше. 5 пор – Тер.Украины отделяется от ВКЛ и присоединяется к Польше. 6 пор – Денеж. знаки обоих гос-в общие, границы м/у ними нет, тов. перевозятся без таможенных взносов. 7 пор – Гос-о проводит общую внеш. политику.

Благодаря деятельности Иван Ивановича Сапеги (1567-1633) ВКЛ имело свою канцелярию, свою печать, в 1581 Сапега учредил свой трибунал, добился того, что на тер. ВКЛ собирали свои собственные Сеймы.

12 янв1575 Сейм избрал королем Стефана Батория. Он был умным, образованным, храбрым воином. Стефаном Батория были проведены военная, финансовая, гос-я реформы.

  В 1579 Батория разрешил создать Вильнейскую академию.  Умер Батория 12 янв 1586.   В 1588 был введен статут, кот-й отменил много положений Люблинской Унии. Статут запретил право поляков на земли ВКЛ и занимать там должности. Статут разрешил разные нормы христианского вероисповедания, утвердил старобелорус. язык государственным.

Юридически Люблинская Уния была ликвидирована 3 мая 1791, принятием Конституции Речи Поспалитой, согласно с кот-й гос-о утратило свой федеративный лад.      

  

 

 

16. Рэфармацыйны рух у ВКЛ. Царкоўна-рэлігійная ўнія 1596 г. Контррэфармацыя XVIІ ст. на беларускiх землях ВКЛ у складзе Рэчы Паспалiтай i яе асабл



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.