Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работа с атласом



 

 

Конспект урока по истории 6 класс 02.11.2021

(Застрожникова Т.В.)

 

Тема урока: § 9 стр. 68 (История средних веков) ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД

 

♦ Основные понятия и термины: ислам, Коран, пророк,
мусульмане, халиф, халифат, экспансия.

 

Оборудование:
карты в атласе «Завоевания арабов в VII-IX вв.», «Распад
Арабского халифата».

Ход урока
П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия населения).

2. Ислам и его роль в объединении арабских племен.

3. Завоевательные походы арабов.

4. Арабский халифат и его распад.

1. Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия на-
селения.).

В наше время существует более двух десятков
арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и
Северной Африки от двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв.
на этой огромной территории существовало могущественное государст-
во - Арабский халифат.  Родиной арабов был Аравийский полуостров.

Работа с атласом

=> Найдите в атласе и покажите государства, которые были
соседями арабов к началу VII века. (Византия, Франкское государ-
ство, Хазарское царство).

=> Найдите и покажите моря, которыми омывается полуост-
ров. (Красное море, Аравийское море, Средиземное море, Каспий-
ское море).

 

Основным занятием населения было кочевое скотоводство.
Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского
полуострова. Оседлые арабы жили в оазисах на юге и западе Ара-
вии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградни-
ки, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.

Кочевые арабы - степняки, или бедуины - занимались коче-
вым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов.

Самым крупным городом была Мекка.

Обратите внимание на рисунок в учебнике
(с. 70) «Караван-Сарай на торговом пути».

Мекка расположена в узкой котловине между горами. Бога-
тые горожане жили в каменных домах, бедняки - в лачугах. Богачи
Мекки скупали у кочевников товары и дважды в год снаряжали
караваны в Сирию и Йемен. Купцы нанимали бедуинов погонщи-
ками верблюдов. Это приносило бедноте небольшие заработки.

Мекка превращается в центр караванной торговли. Весной
здесь проводились ярмарки. Во время проведения ярмарок в Мекке
и ее окрестностях наступал мир, запрещались вооруженные столк-
новения и ссоры. Каждый год в Мекку приходило много бедуинов
с целью принять участие в ярмарке. Бедуины пригоняли скот и об-
менивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время этих ярма-
рок бедуины старались поклониться святыне: в центре Мекки рас-
полагался храм Кааба - святое место для всех арабов.

К началу VII века в жизни кочевников-бедуинов начинают
происходить изменения:

- выделяется племенная знать, владевшая пастбищами,
большими стадами и рабами-пленными.

- появляется очень много бедняков.

Постепенно среди арабов возникает стремление к объедине-
нию. Этому способствовали следующие причины:

1. Прекращение вражды племен между собой.

2. Борьба с внешними врагами.

3. Упадок торговли.

 

4. Знать желала объединить племена с целью укрепления
власти над бедняками.

5. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и
завоевания соседних стран.

2. Ислам и его роль в объединении арабских племен.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.

В 6 лет Мухаммед осиротел. В юности он занимался кара-
ванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого куп-
ца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком.
Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане (по лунному
арабскому календарю) произошло важное событие.

Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Ал^-
лахом (верховным богом арабов), после чего начал публично про-
поведовать открывшиеся ему истины - Коран.

Коран (от араб, «ал-куран» - чтение вслух наизусть) - про-
поведь от имени Аллаха.

Ислам - «покорный Аллаху».

Мусульманин (от араб, «муслин») — уверовавший.

Провозглашается вера в единого бога - Аллаха, который
сотворил мир.

Главные ценности новой религии:

- покорность богу;

- частная собственность;

- нравственные заповеди.

Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Мои-
сея, Иисуса Христа.

Мусульманство оказалось последней по времени возникно-
вения мировой религией, а Мухаммед - последним пророком и, по
мнению мусульман, самым «правильным».

Ислам - единая религия, средство объединения арабов.

Основные положения ислама:

• разделение общества на богатых и бедных общинников;

• терпение и покорность властям и знати;

• власть мужчин над женщинами;

• отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества;

• призыв к «священной войне» против неверных;

• идея бессилия человека перед всемогущим Аллахом.

Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объе-
диниться, приняв одну веру - ислам.

В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближе-
нии Страшного суда и наказании грешников - муках геенны, ада, а
также о воздаянии праведникам - в раю, с водой и садами (мечта
всех кочевников).

Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным,
вдовам, освобождать рабов.

У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нем
посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьез.
Его начали преследовать купцы. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед
в 622 году вместе со своими сторонниками переселился в ближай-
ший оазис, позже названный Мединой, или «городом Пророка».
Этот год, называемый Хиджра (от араб, «переселение»), стал нача-
лом мусульманской эры.

В Медину стекалось много последователей Мухаммеда. На-
чалась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последовате-
ли Мухаммеда одержали верх. Нападение мекканцев на Медину
было отбито.

В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, во-
рота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена при-
няли ислам и подчинились власти Мухаммеда.

Мекка превратилась в священный город всех мусульман.

Мухаммед стал главой арабского государства и мусульман-
ской церкви.

 Дата  объединения арабов и образования у них государства
(около 630 года), сопоставим ее с другими фактами:

=> Насколько позже возникло государство у арабов, чем у франков?
(На 130 лет.)

=> Сколько лет прошло от образования Арабского государства до
провозглашения империи Карла Великого? (170 лет.)

Делаем вывод:

• В руках Мухаммеда сосредоточилась вся власть над мусульманами: он стал верховным правителем, судьей и военачальником.

• На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.

3. Завоевательные походы арабов.

Изучая вопрос об арабских завоеваниях, нам необходимо
раскрыть причины сравнительно легких успехов арабов в их борьбе с со-
седними государствами - Византией и Ираном.

Причины военных успехов арабов

1. Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.

2. Многочисленность арабских войск.

                     U                            

Образование Арабского халифата

 

Византия и Иран были ослаблены длительной войной друг с
другом. Население этих стран не оказывало сопротивления арабам.
Жители Сирии и Палестины неохотно участвовали в обороне городов против арабов. Они вступали в переговоры с арабскими военачальниками и сдавали крепости и города «с условием сохранить
свою жизнь, свое имущество, своих детей и с условием оплачивать
поголовный налог».

Византийские войска неизменно терпели поражение в битвах
с арабами, после чего укрывались за стенами больших городов.

Многочисленное арабское войско состояло из народа, у которого внутренние противоречия не достигли такой остроты и
конфликтности, как у соседей. Арабские отряды, располагая большим числом верблюдов и лошадей, были гораздо подвижнее, чем
византийские и иранские, они очень быстро передвигались на значительные расстояния.

К концу VII века, использовав недовольство византийским
владычеством, арабы двинулись из Египта в Северную Африку.
Жившие там племена после долгой борьбы подчинились арабам и
приняли ислам.

Захват Испании и выход к Пиренеям открыл арабам путь в
Галлию. В 732 году арабы, перейдя Пиренейские горы, вторглись
во Франкское королевство и стали продвигаться на север. В Пуатье они атаковали большое франкское войско, но их легкая конница потерпела неудачу и битва была проиграна. Поражение при
Пуатье положило конец продвижению арабов вглубь Франкского
государства.

На востоке арабы завоевали часть Закавказья, Среднюю
Азию и северо-западную часть Индии.

4. Арабский халифат и его распад.

Нам нужно установить, в чем заключалось сходство феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе, каковы различия между ними?

Установление феодального строя в халифате было ускорено
завоеванием соседних стран, где наряду с рабством существовало
уже и феодальное угнетение. Одна из особенностей феодального
строя в халифате состояла в том, что почти все земли были собственностью главы государства - халифа.

Наместники (эмиры) сначала лишь управляли областями, получая земли во временное владение на срок службы. Собирая налог
с живущего на данной земле населения, эмир содержал на эти
средства чиновников и воинов. Другая особенность состояла в том,
что главной повинностью крестьян была уплата налогов. Все покоренное население в завоеванных странах было обложено тяжелым
поземельным налогом; от уплаты этого налога освобождались
только сами завоеватели - арабы.

Распад халифата изучаем с помощью карты «Распад
халифата» к § 9. стр. 76.

Определим одну из причин распада.

• Народные восстания ослабляли силу завоевателей.

Чтобы выяснить вторую причину, давайте
вспомним, почему распалась империя Карла Великого?

Проведем сопоставление и отметим
следующее.

В халифате было объединено много стран и народов, кото-
рые жили по своим обычаям, говорили на разных языках. Торговые
связи между различными частями халифата хотя и существовали,
но были недостаточно прочными. С развитием феодального строя
крупные феодалы становились все более могущественными и неза-
висимыми. Каждый наместник провинции (эмир) стремился пере-
дать свою должность сыну, а вместе с ней и земли, полученные на
срок службы. Постепенно области, которыми управляли эмиры,
превратились в наследственные владения их семей, а затем стали
отделяться от халифата.

Выясним черты сходства процессов раз-
вития феодализма в Западной Европе и на Ближнем Востоке:

- образование крупного землевладения;

- эксплуатация зависимых крестьян, владевших собственным
хозяйством;

- усиление независимости крупных феодалов и последующее
феодальное раздробление государства.

 

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:
Выполнить (устно) задание по описанию жизни, быта и занятий

арабов.

1.  Объяснить объединяющую роль ислама.

2.  Выявить причины распада Арабского Халифата.

 

Тема урока: § 10 стр. 77

КУЛЬТУРА СТРАН ХАЛИФАТА

 

♦ Основные понятия и термины: арабески, медресе, ме-
четь, минарет, мавританское искусство, фарси.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Исторические условия развития культуры стран Арабского
халифата.

2. Образование.

3. Научные знания.

4. Искусство.

5. Значение культуры Арабского халифата.

1. Исторические условия развития культуры стран Араб-
ского халифата.

Определения исторических условий развития культуры стран Арабского халифата:
- высокий уровень развития ремесла и торговли;

- наличие крупных городов;

- наличие сильной центральной власти;

- сохранение памятников древней культуры;

- сохранение традиций и художественных умений, накопленных веками.

Культура стран Арабского халифата впитала в себя многое из
культуры восточных стран - Сирии, Египта, Междуречья, и многое
из античной культуры. Но наибольшее влияние на культуру стран
Арабского халифата оказали народы Средней Азии.

Широкое распространение получает арабский язык.

Арабский язык становится государственным в странах халифата, языком литературы и науки.

Обратим внимание на хозяйство стран халифата, именно оно обеспечивает расцвет культуры.

В сельском хозяйстве:

- развивается земледелие с искусственным орошением;

- шелководство в Сирии;

- разведение сахарного тростника, хлопчатника, риса.

Ремесла:

- обработка металлов;

- выделка тканей;

- изготовление стеклянной посуды.

Развивается торговля.

Выясняя связь между развитием хозяйства и научными знаниями, приходим к выводу: развитие получали те отрасли
знаний, которые были связаны с практическими потребностями
ремесла и торговли: география, математика, астрономия.

Начальные школы были частными,
образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы
знатоков Корана, Сунны и шариата.

В отдельных городах открывались высшие мусульманские
школы - медресе. К образованным людям, знатокам Корана, относились с почтением. Все знатные люди желали иметь в своей свите
как можно больше поэтов, ученых, знатоков Корана.

2. Образование.

Переходим к изучению вопроса о развитии научных
знаний. Приведем арабские пословицы:

 

 «Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика»;
«Тот не умирает, кто отдает жизнь науке»;
«Важнейшее упражнение человека - знание»;

«Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются
двери рая».

=> О чем говорят эти пословицы? (О большом уважении к
научным знаниям, научной деятельности.)

Ученые стран халифата изучали труды Евклида по геометрии
и Птолемея по астрономии. На арабский язык были переведены
труды иранских, индийских ученых.

В Багдаде при правлении Харуна ар-Рашида был основан
«Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и пере-
писывали книги.

3. Научные знания.

Ребята составим таблицу «Научные знания в странах Арабского халифата»


 4. Искусство.

Рассматривая следующий вопрос, уточним, что ислам
осуждал изображение человека и животных. Живопись и скульптура
практически не развивались. Главным искусством в то время была архи-
тектура.

Строители возводили для халифов дворцы, крепости и
гробницы.

Рассмотрим особенности мавританского архитек-
турного стиля на нескольких образцах.

Мавританское искусство - условное название художест-
венного стиля, который сложился и процветал в Северной Африке
и Южной Испании.

Самым выдающимся памятником гражданской архитектуры
этого стиля является Альгамбра - резиденция гранадских правите-
лей. Построена она в XIII-XIV вв. В основе композиции лежит сис-
тема дворов, расположенных на разных уровнях.

Но наивысшего расцвета этот стиль достигает в создании му-
сульманских храмов - мечетей (от араб, «масдшид» - место покло-
нения).

Обряды мусульман первоначально не требовали специаль-
ных зданий для молитв. Арабским отрядам в далеких походах в
качестве места поклонения служила очерченная на песке террито-
рия, а направление к Каабе (священному камню) определяли по
тени воткнутого в землю копья. Следовательно, самые первые ме-
чети были «нарисованными».

В 665-670 гг. появляются первые построенные мечети. Они
представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на
столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили
пять или больше колонн, которые создавали открытый во двор мо-
литвенный зал. Это тип колонной мечети.

Со временем мечети стали различаться по своему назначению:

• небольшая мечеть, масдшид - место индивидуальной мо-
литвы;

• соборная (пятничная) мечеть - место для коллективной мо-
литвы;

• муссалло - загородная мечеть, куда горожане отправлялись
в дни больших праздников.

халифата».

Иногда над мечетью возвышался купол. Множество колонн,
изящных и легких, заполняли молитвенный зал.

Во время молитвы все становились лицом к специальной
нише - михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли
движения священнослужителя - муллы, или имама.

Около каждой мечети возводили один или несколько мина-
ретов - высоких башен, с которых 5 раз в день созывали верующих
на молитву.

Убранство мечети по сравнению с христианским храмом
очень простое:

- нет мебели;

- нет музыкальных инструментов;

- нет дорогой утвари.

Пол застлан коврами, на которых располагаются молящиеся.

Образцами церковной архитектуры мавританского стиля мо-
гут служить: мечеть Омейядов 705-715 гг., Дамаск, Сирия и Кор-
довская мечеть VI1I-IX вв.

Обращает внимание на себя позолоченный купол мечети
Омейядов, мозаичный узор в основной части здания, орнамент на бараба-
не под куполом.

При рассматривании интерьера мечети Кордовы привлекает внимание множество мраморных колонн с нарядными ка-
пителями, двухъярусным подковообразным аркам, выложенным из крас-
ных и белых камней.

Арабская архитектура отличается грациозностью, гармонич-
ностью и легкостью.

Постройки богато украшались резьбой по камню, мозаикой,
изразцами на стенах и на полу. Особенно популярной была техника
арабески (от франц. «арабский») - так европейцы называли харак-
терный для арабского и иранского искусства сложный узор, соз-
данный на основе точного математического расчета. Арабеска по-
строена на повторении одного или нескольких элементов узора -
растительных мотивов и геометрических фигур. Могут вплетаться
надписи (изречения из Корана), изображения птиц, людей, животных.
Один узор вписан в другой. Арабеску можно размещать практически
везде: на ковре, стене здания, переплете книги, керамическом или
ювелирном изделии.

 

Литература и книжная миниатюра

В Средней Азии и Иране активно развивается поэзия на тад-
жикско-персидском языке {фарси).

Самый знаменитый поэт, писавший на фарси, - Фирдоуси,
более 30 лет работал над поэмой «Шах-наме» (Книга царей).

Идея книги - призыв прекратить междоусобные войны и
объединиться для борьбы с внешними врагами, заботиться о благо-
получии народа и процветании страны.

Как и в Европе этого времени, книги были рукописными. Ру-
кописная книга высоко ценилась в мусульманском мире. Она была
как драгоценность, святыня, произведение искусства.

Рукописная книга была плодом совместных усилий калли-
графа, орнаменталиста, миниатюриста и переплетчика.

Миниатюры XII-XIV вв., созданные в мастерских городов
Ирака, Ирана, Сирии, Египта, унаследовали традиции сирийской
и византийской живописи. Наиболее популярными были изо-
бражения:

- сцен царских приемов;

- сцен охоты, пиров, сражений;

- портреты правителей на коне или на троне.

Миниатюры со страниц рукописей переносились на керами-
ческие сосуды, на ковры и другие изделия. Расцвет искусства ми-
ниатюры пришелся на XII век.

5. Значение культуры стран Арабского халифата.

1. Европейцы заимствовали у арабов научные знания в области ма-
тематики, астрономии, географии, медицины; а также достижения в на-
родном хозяйстве.

2. Арабская культура явилась своеобразным посредником в переда-
че средневековой Европе многих достижений античной культуры.

 

III. Закрепление изученного на уроке материала и про-
верка знаний по теме «Культура Византии».

?! 1 Вопросы и задания(устно):

=> Сопоставьте достижения науки и искусства в странах ха-
лифата и в Византии: чем можно объяснить некоторое сходство?

=> Каково различие в назначении христианских и мусуль-
манских храмов? Как это различие отразилось в их устройстве и
украшении?

=> Охарактеризуйте и сравните влияние культуры Византии
и стран Арабского халифата на другие страны.

 

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 10, письменно ответить на вопросы 1, 2,
4, 5, с. 84.

* Подготовить сообщение (на выбор):

«Авиценна - великий ученый Арабского халифата»;
«Аль-Бируни - великий ученый Арабского халифата»;
«Альгамбра - жемчужина мавританского зодчества».

 

 

Ребята, задания выполнить в тетрадях (ответы должны быть полные), сообщение на листе А4 в виде доклада.

Работа должна быть выполнена на следующий урок (09.11.21)

Тетради с готовыми работами передать в школу.

 

 

Застрожникова Т.В.     071 3249254

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.