Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема. Народы Европы в Раннем средневековье.



История

6 класс

Тема. Народы Европы в Раннем средневековье.

Франки. Держава Каролингов. Карл Великий.

Цель: объяснить процесс становления варварских королевств, познакомиться с системой управления Франкским королевством при Хлодвиге и переменами в обществе франков, с организацией христианской церкви.

способствовать актуализации полученных в 6 классе знаний о складывании государственности в условиях разложения первобытнообщинного строя и об обстоятельствах падения Западной Римской империи.

способствовать развитию навыков использования карты и письменных источников.

осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

научиться рассказывать о важнейших событиях средневековой Европы, используя основные и дополнительные источники информации; исследовать факторы, усилившие власть Хлодвига; расширять опыт оценочной деятельности на основе изучения роли и значения христианства;

 

Ход занятия.

С IV века по Европе одно за другим прокатывались грандиозные нашествия варваров. Началось великое переселение народов. В конце V века под ударами германцев пала Западная Римская империя. С ее падением закончилась история Древнего мира, начиналась новая историческая эпоха – Средневековье. Завоевавшие империю германцы образовали на ее территории несколько королевств. Почти все они оказались непрочными. И только Франкское постепенно усиливалось. На рубеже VIII-IX веков Франкское королевство стало империей и достигло вершины своего могущества, но вскоре распалось и вновь на Европу обрушились волны нашествий. Правда в X веке империя на западе еще раз возродилась, правда на основе германского королевства.

В восточной части Средиземноморья империя и не переставала существовать. Византия оставалась сильной и богатой державой, пользовавшейся огромным международным авторитетом. От Византии переняли христианство и культурные традиции многие ее соседи и прежде всего славянские страны. Однако уже в VII веке у Византии на Востоке появился грозный противник – Арабский халифат, раскинувшийся в эпоху своего расцвета от Атлантики до границ Китая.

Раннее Средневековье было временем, когда в тесном взаимодействии Античного и Варварских миров закладывались основы средневековой культуры. На это же столетие приходится расцвет блестящей культуры Византии, а также культуры стран Халифата.

Ключевую роль в сокрущении Западной Римской империи сыграли германские племена. Германцы жили в редких, не многолюдных поселениях, затерянных в глухих лесах к востоку от Рейна. Охотились, занимались земледелием и скотоводством, ремеслом и торговлей. Они много воевали, но не потому, что германцы такой уж воинственный народ, а потому что так обычно, бывало, у всех народов, находившихся на той стадии развития общества, когда первобытное равенство исчезало, и среди свободных и равноправных соплеменников выделялись наиболее известные и влиятельные люди – знать. Важные вопросы жизни племени решались на народном собрании, но со временем племя все чаще просто одобряло то решение, которое заранее принимали жрецы и старейшины.

Власть вождей в мирное время была слабой, они не могли не приказывать, не судить, не издавать законов. Зато в военное время вождь возглавлял племя. Верной опорой вождя была дружина. Дружинники считали войну лучшим из всех возможных занятий и всегда стремились к новым походам и битвам. В случае победы вождь и дружина приобретали себе и славу, и богатую добычу. Смерть на поле боя считалась самой достойной. К IV-V векам власть вождей стала передаваться по наследству. И вождем мог оказаться юноша, не проявивший ни доблести, ни мудрости.

Германцы воевали с Римом со времен Гая Мария и Юлия Цезаря I в. до н.э. Но с течением времени натиск варваров на римскую границу нарастал, а сопротивляться ослабевшему Риму становилось все сложнее. В конце IV века германское племя вестготов укрылось на территории Римской империи от натиска азиатских кочевников гуннов. Вскоре вестготы восстали против Рима. И начали опустошать одну провинцию за другой. В след за вестготами пришли в движение многие германские племена. Началось великое переселение народов. Одно из самых масштабных и удивительных явлений мировой истории, когда на протяжении нескольких веков десятки и сотни тысяч людей бросали насиженные места и устремлялись в неизвестное.

В 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную. К судьбе восточной части мы вернемся позже. Западная же просуществовала не долго. Всего около 80 лет. Уже в 410 году вестготы захватили и разграбили Рим. И хотя империя тогда уцелела, дни ее были сочтены. Безвольные императоры отсиживались в труднодоступной Равенне, бросив Рим на произвол судьбы. И когда в 476 году германский военачальник Одоакр свергнул Римского императора Ромула Августула. Он предпочел отправить знаки императорского достоинства в Константинополь, в знак того, что империи на западе больше нет. Падение Западной Римской империи поставило точку и в истории Древнего мира.

В начале V века вестготы переместились в Южную Галлию. И в 418 году основали собственное королевство со столицей в Тулузе. В последствии они распространили свое влияние на Пиренейский полуостров. Королевство вандалов образовалось в Северной Африке; остготов – в Италии; франков – в северной Галлии; англов и саксов – в Британии.

Первым королем остготов стал Теодорих Великий. Он захватил власть в 493 году. Потомки называли Теодориха «великим». Это действительно был незаурядный правитель. По всей Западной Европе не прекращались войны. А ему удалось более чем на 30 лет вернуть мир на многострадальную землю Италии. Соседи с уважением и опаской относились к остготам, их мудрому и решительному правителю. Будучи мудрым и дальновидным политиком, Теодорих понимал, что сравнительно малочисленные остготы смогут удерживать свою власть над Италией только в том случае, если будут жить в мире и согласии с покоренным римским населением. Король выказывал почтение римским законам и обычаем, приблизил к себе много знатных римлян, отстраивал полуразрушенный Рим, особенно свою столицу Равенну. И все же успехи Теодориха оказались недолговечными. Недоверие и подозрительность между остготами и римлянами так и не исчезли. Не малую роль в этом сыграла и религиозная рознь. Хотя остготы, как и римляне были христианами, они приняли христианство в форме арианства – учения священника Ария, осужденного официальной церковью. Так что вера скорее разделяла, чем объединяла.

В VI веке королевство остготов пало под ударами Византии, наследницы Восточной Римской империи, но и ее владычество оказалось не долгим. В том же VI веке на Италию с севера обрушилась новая волна германцев. Их называли лангобардами (длинобородыми). И нынешняя область Ламбардия на севере Италии именно от них и получила свое название. Все германские королевства, возникшие на развалинах Западной Римской империи, имели некоторые общие черты: они возникли в результате попыток германцев, прежде не знавших государства, приспособиться к новым условиям жизни на завоеванных землях, закрепить на них свою власть. С этой целью короли создавали хотя бы самый примитивный аппарат управления, охотно используя сохранившиеся остатки древнеримской государственности. Однако их власть была сильно ограничена родоплеменными традициями германцев. Германские королевства оказались сравнительно не прочными. Почти все они пали под ударами завоевателей. По-настоящему долгая жизнь была уготована только Франкскому королевству.

Во время великого переселения народов пришел в движение и племенной союз франков, живший по нижнему течению Рейна, у побережья северного моря. Их первый удар обрушился на королевство бывшего римского наместника в Галлии, сохранившего власть над частью страны. В 486 году франки во главе со своим юным вождем Хлодвигом из рода Меровингов разгромили войско наместников при Суассоне и захватили его государство. Позже франки отобрали у вестготов юго-запад Галлии – Аквитанию. А после смерти Хлодвига его сыновья присоединили на юго-востоке Бургундию, завершив завоевание Галлии.

Король постепенно начал отказываться от собраний свободных франков, которые могли вмешиваться в управление страной. Появился важный институт власти – королевский двор. Он сконцентрировал в своих руках большинство административных функций. В провинции были делегированы графы – доверенные люди Хлодвига. Были собраны воедино судебные обычаи франкского народа. Возникла Салическая правда, по которой должны были судиться франки. Франков было мало. В десятки раз меньше, чем завоеванных ими жителей Галлии – галло-римлян. Поэтому каждый франк после завоевания получил вполне достаточный земельный участок, который сам и обрабатывал. Осев на новом месте, франки сохранили свою свободу и старинные обычаи, учувствовали в военных походах и судебных заседаниях. Захватив огромные владения и богатства Хлодвиг щедро одаривал своих слуг и дружинников. Так рядом с мелкими крестьянскими хозяйствами рядовых галло-римлян появлялись крупные имения короля и его приближенных. Те в свою очередь готовы были признать за удачливым вождем гораздо больше власти, чем прежде. Тем более признавали его власть покоренные галло-римляне. Храбрый воин и талантливый правитель Хлодвиг в то же время отличался жестокостью и лицемерием. Однако во Франции его глубоко чтут, и короли этой страны 18 раз принимали его имя: германское имя Хлодвиг, переведенное на латынь, позже стало звучать как Людовик. Причина уважения к нему не только в том, что при его правлении возникло Франкское королевство и была записана Салическая правда.

 

Завоевав Галлию еще язычником, Хлодвиг позже принял христианство. Примеру короля последовала дружина, а затем и остальные франки. Первые из всех германцев они приняли христианство не в арианской форме, а по римскому образцу. С точки зрения политики это был беспроигрышный ход. Во-первых, Хлодвиг разом добился поддержки местного населения и мощной церковной организации на уже завоеванных землях, и приобрел сторонников во всех соседних государствах, где население недолюбливало своих правителей – ариан. Это облегчило ему последующие завоевания. Во-вторых, церковь всегда учила, что всякая власть от Бога. И ее поддержка могла укрепить пока еще слабую власть Хлодвига над соплеменниками. С этого времени церковь стала верной союзницей франкских королей. А франки и римляне, которых теперь не разделяла вера, постепенно стали сливаться в один народ.

После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях фран­ки не отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих владений и признала власть Хлодвига. Многие из их числа перешли к нему на службу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и колонов. Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной собственностью на землю, с правом собственника рас­поряжаться имуществом по своему усмотрению. Хлодвиг захва­тил очень большие территории, на которых проживали 6—8 млн. человек.

Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собст­венностью римского императора. Впоследствии из этих владений потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами своим дружинникам в награду за службу. К концу VI в. знатные франки становятся крупными землевладельцами.

Хлодвиг перед смертью разделил Франкское королевство ме­жду четырьмя сыновьями.

Два основных последствия раз­дела государства франков:

· войны потомков Хлодвига;

· разорение земледельцев.

В этих условиях крестьяне постепенно теряли свободу.

 

Карл Великий был не только выдающимся полководцем и государственным деятелем, но и просвещенным и образованным человеком. Он знал латинский и греческий языки и говорил на них. Радея о том, чтобы его подданные были грамотными и образованными людьми, он издал в 787 г. «Капитулярий о науках», предписывающий создавать школы при монастырях и епископских кафедрах для клириков и монахов, а также капитулярий (802 г.) об обязательном образовании для мирян. Программа каролингских школ мало отличалась от программы существовавших церковных школ. Основной задачей новых школ являлось воспитание образованных клириков и монахов, авторитетных среди народа и способных противостоять ересям и «ухищрениями антихриста». В своей резиденции в Ахене Карл I собрал самых выдающихся людей своего времени. При дворе Карла жили такие крупные писатели, как Павел Диакон из Лангобардии, Теодульф (вестгот из Испании), но самым блистательным был молодой Эйнгардт, который позднее напишет биографию Карла I «Жизнь Карла Великого», взяв в качестве образца знаменитое произведение Светония «Жизнь двенадцати цезарей».

Рис. 1. Карл Великий принимает ученого Алкуина

Римские первосвященники, папство по-прежнему нуждались в помощи и защите светских правителей. В правление Карла Великого король лангобардов Дезидерий начинает опустошать римскую папскую область, которая была подарена папам Пипином Коротким. Папа обратился к Карлу Великому. Император ввел свои легионы на территорию Лангобардии, сверг Дезидерия и заточил его в монастырь. Этот акт укрепил союз папства и империи. Главным лицом в Западной Европе по-прежнему являлся император. Отношения императора с папой оставались очень сложными.

При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Ахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев — мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.

При дворе в Ахене Карл I создает ученое общество наподобие созданного в свое время Платоном и называет его «Дворцовой академией». В деятельности академии принимает участие сам Карл I и его ближайшие сподвижники-ученые. На заседаниях академии читались и обсуждались ученые сочинения ее членов, церковные сочинения, а также произведения античных писателей. Члены академии носили библейский или античный псевдоним. Карл Великий имел имя Давид.

Происходило возрождение античной культуры, но только во внешних ее формах, содержание же этой культуры было неизбежно другим, оно явилось порождением новой исторической эпохи. Мировоззрение писателей и ученых при дворе Карла Великого не было античным, их менталитет уже оформлялся как феодальный, средневековый. В их произведениях рационалистический дух, которым пронизаны сочинения античных авторов, казался бы неуместен. Вокруг Карла I собралось большое число ученых христианских монахов, чье мировоззрение и определило «Каролингское Возрождение». В период «Каролингского Возрождения» развивались церковно-феодальные политические идеи: идея сотрудничества сословий, идея о короле как служителе Бога на земле.

Видным лицом при дворе Карла Великого был ученый монах Алкуин из Англии, воспитатель его сыновей и автор известного учебника, написанного специально для них. По этому учебнику также можно судить о характере «Каролингского Возрождения». Например, учитель спрашивает принца: «Что такое жизнь?». Ответ: «Радость для счастливых и скорбь для несчастных, ожидание смерти для тех и других». Другой вопрос: «Что такое человек?». Ответ: «Раб смерти, гость в своем доме, мимо проходящий путник».

В период «Каролингского Возрождения» растет интерес к агротехнике. Переписываются агротехнические трактаты античности. Появляются новые произведения по сельскому хозяйству (поэма Валафрида Страбона «Книга об обработке огородов»).

В это время начинает формироваться схоластика, которая становится основой средневекового мировоззрения, культуры и науки вплоть до Возрождения.

При всем своем увлечении античностью Карл Великий обязал ученых составить словарь современного ему франкского языка. Идет интенсивное собирание песен германских народов.

В городах строились каменные церкви и дворцы по византийским архитектурным планам. Из обширного архитектурного строительства Карла I до наших дней сохранилась капелла в Ахене.

Рис. 2. Дворцовая капелла в Ахене

«Каролингское Возрождение» было узким и ограниченным территориально, дальше Ахена оно практически не распространялось. «Возрождение» ограничивалось тонким слоем тех людей, которые были творцами этой культуры. «Каролингское Возрождение» заканчивается с распадом империи.

В 814 г. Карл Великий умирает в Ахене, и титул императора переходит его старшему сыну Людовику, который к тому времени был королем Аквитании. После смерти Карла Великого империя просуществовала недолго. Началась борьба центробежных и центростремительных сил, крупные феодалы империи в борьбе за власть настраивают против Людовика (впоследствии прозванного Благочестивым) его собственных сыновей. Лотарь и Людовик Немецкий становятся его противниками, и только третий сын, Карл Лысый, поддерживает отца во всех его начинаниях. После смерти Людовика Благочестивого между тремя братьями начинается междоусобица. В 843 г. в г. Вердене происходит раздел империи на три части. По Верденскому договору старший брат, Лотарь, получает территорию будущей Италии и будущей Франции, Людовик Немецкий получает немецкие земли (территорию будущей Германии), Карл Лысый — территорию к западу от земель, полученных Лотарем (западная часть будущей Франции и часть будущей Испании).

Рис. 3. Раздел империи Карла Великого

Титул императора становится чисто номинальным, но еще сохраняется — правда, он уже переходит не по основной линии Каролингского дома, а по боковой. В конце 80-х гг. императорская корона принадлежала Карлу Лысому, затем она перешла к сыну Людовика Немецкого Карлу Толстому. В X в. титул императора исчезает из употребления.

Еще при сыновьях Карла Великого Западная Европа начала подвергаться набегам норманнов, которых на Руси называли варягами, в Англии — викингами, а в Западной Европе — норманнами. Это были предки шведов, норвежцев и датчан, выходцы из Скандинавского и Ютландского полуостровов. Своими опустошительными набегами они принесли жителям Европы много горя. В IX в. в Западной Европе молились: «Господи, избавь нас от неистовства норманнов». Последние Каролинги были настолько слабы, что не могли организовать отпор норманнским вторжениям. Норманны 10 месяцев осаждали Париж, но взять его им не удалось. В начале X в. один из последних Каролингов Карл IV Простоватый был вынужден уступить большую территорию на северо-западе Франции герцогу Роллону, создавшему здесь сильное герцогство Нормандское. Норманны (нормандцы) приняли христианство, усвоили язык и обычаи коренного населения. Нормандия формально находилась в вассальной зависимости от Каролингов, но реально она была независима.

Последние Каролинги, подобно последним Меровингам, имели прозвище «ленивых королей». Вновь встал вопрос о смене династии, и в XI в. власть перешла к новой династии Капетингов, первым королем которой был Гуго Капет.

 

Домашнее задание. Изучить материал по теме.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.