|
|||
ОНЛАЙН-РУБРИКА «ПЕСНИ ПОБЕДЫ!»ОНЛАЙН-РУБРИКА «ПЕСНИ ПОБЕДЫ!»
Ноябрь, 2021 год «СОЛОВЬИ»
Песни предвоенных лет, фронтовые песни, песни победы. Их слова и мелодии звучат всегда, воскрешая в памяти пожилых людей разные воспоминания. Для новых поколений те песни – иногда открытие, откровение. Слушая их, молодёжь больше узнаёт о своих предках, их судьбе, их героическом прошлом. ИСТОРИЯ ПЕСНИ «СОЛОВЬИ» Много песен родилось в те далекие, военные и трудные дни. А их, было много, разных и хороших, хватавших за душу и разрывающих на части сердце, поднимавших в атаку, развеселых в часы короткого отдыха. А в этой ... было все, будто она аккумулировала все чувства воедино. Как часто за четыре с лишним года солдату не хватало сна... Если ж выпадала минута — спал и под грохот батарей, и под взрыв бомб, и в самую душевывертывающую болтанку, коли случалось бороздить море на катере, и просто положив под голову снарядный ящик или смерзшийся ком земли... Да, когда выкраивалось такое мгновение сна, тут уж пусть рядом хоть целый полк соловьев — ни за что до самой команды «подъем!» не разбудить было им солдата. Однако наступила весна сорок пятого, и смертельно усталый наш солдат стал спать как-то по-иному, тревожно. Словно боялся пропустить миг победы. А еще, видно, очень тосковал о далеком доме, о любимой, о жизни, в которой уже не будет ни огня, ни крови...
В декабре 1944-го при штурме города Секешфехервара (Венгрия) корреспондент фронтовой газеты 6-й Гвардейской танковой армии Алексей Фатьянов получил ранение в руку, был награжден медалью «За отвагу» и 10-дневным отпуском. Он прямиком поехал в столицу и с вокзала пришел в номер гостиницы «Москва», где в тот момент жил Соловьев-Седой, которому молодой поэт очень хотел показать написанные на фронте стихи. Среди них были и «Соловьи». «Однажды утром дверь моей комнаты открылась, на пороге я увидел Алексея Фатьянова, улыбающегося, с медалью на выцветшей гимнастерке», — так эту встречу в гостинице описывал композитор. Являвшиеся друзьями авторы достали свои припасы, стали завтракать. По ходу поэт знакомил Василия Соловьева-Седого с новыми стихами. Среди них находился и затертый в кармане черновик с заголовком «Пришла и к нам на фронт весна», датированный 1942-м (будущая песня «Соловьи»). Фатьянов рассказал, как родилось это стихотворение. Однажды в часть, где он служил, приехал выступать фронтовой ансамбль. Один пожилой боец посетовал: «Опять «соловьи» приехали, опять спать не дадут». А сон на фронте, как и табак, ценился по-особому. Импровизатор Фатьянов, чтобы выйти из неловкой ситуации, шутливо спел строчку: «Соловьи-соловьи, не будите ребят, пусть ребята немного поспят». Все рассмеялись, включая недовольного бойца. Ни о каких блаженных минутах мирного покоя под пение соловья на фронте в этой импровизации речи не шло. Во время рассказа Фатьянов обратил внимание, что собеседник его не слушает: он весь ушел в себя. Наверное, в тот момент в его душе зарождалась музыка к известным строкам. Весь день и последующую ночь соавторы набрасывали и переделывали слова и музыку. К утру произведение было готово. Друзья пошли по коридорам гостиницы и собрали публику для мини-концерта в гостиничном номере: горничных, соседей, один из которых представился генералом Соколовым. Песню исполняли дуэтом с Василием Павловичем. Новая песня была принята на ура. Правда, как указывает биограф поэта Т. Дашкевич, в припеве вначале были такие слова: «Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят». Присутствовавший генерал Соколов предложил поменять слово «ребят» на «солдат». — Почему у вас поется «пусть ребята немного поспят»? Речь ведь идет о солдатах! Это очень хорошее русское слово — «солдат», и не надо его стесняться. Оно овеяно славой, это слово. Мы на время позабыли о нем — война напомнила. Ну и надо петь — «пусть солдаты немного поспят»!.. Авторы согласились с ним не сразу: слово «солдат» казалось тогда старомодным, советских воинов, как правило, называли бойцами. Но понятие «солдат» объединяло и командиров, и рядовых, потому что на войне все они были солдатами. Генерал по-доброму улыбнулся: «Солдаты в широком смысле — это все, кто воюет, даже я». И слово «солдат» победило. Еще раз по поводу строки про сон солдат возник разговор на Всесоюзном радио. Редактор отметил: «Идет война, а мы солдат спать призываем!» Фатьянов отрезал:«Вы не понимаете, не воевали. Сон после боя ценней табака».
В архиве поэта сохранился черновик стихотворения «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название «Соловьёв»), датированный 1942 годом. Более двух лет оставались в рукописи «Соловьи». Фатьянов не решался показать их даже Соловьеву-Седому. Не отдавал и в газеты, не верил, что стихи смогут появиться в печати. Стихотворение так и не было опубликовано, а песня, впервые появившаяся в 1944 году, не знала себе равных по популярности. Редко кто из фронтовиков, слушая ее, мог сдержать слезы. Вот что рассказал Соловьев-Седой: «...Это было в начале марта 1945 года, всего за два месяца до Дня Победы. В нашу 10-ю гвардейскую армию тогда приехала бригада артистов Рижской филармонии... Под зрительный зал оборудовали большую госпитальную палатку. Перед эстрадой в несколько рядов положили длинные бревна, которые заменили кресла... Надо ли говорить о том, что в госпитальной палатке некуда было упасть не только яблоку, но даже маковому зернышку. На тесноту, однако, никто не жаловался. Еще бы — концерт! Довольны были даже те, кто не сумел проникнуть а «зрительный зал». Брезентовые стены палатки свободно пропускали слова и музыку, и они были слышны далеко за ее пределами... — А сейчас, товарищи, артистка нашей филармонии,— конферансье назвал фамилию певицы,— исполнит песню композитора Соловьева-Седого на слова Фатьянова «Соловьи, соловьи...». Зал приветствовал артистку вежливыми аплодисментами. Аккомпаниатор дал вступление, и артистка запела. Первые же слова песни оглушили слушателей: «Пришла и к нам на фронт весна, Солдатам стало не до сна...» Это было настолько реально, что даже не верилось, что песня написана вчера или позавчера, а не сейчас, сию минуту, вот здесь, в этой санитарной палатке. А певица продолжала: «Не потому, что пушки бьют, А потому, что вновь поют, Забыв, что здесь идут бои, Поют шальные соловьи.» Всякая бывает тишина. Но та, что воцарилась в госпитальной палатке и за ней, была необычной, необыкновенной какой-то: я бы сказал, неестественной. Все, будто завороженные, впились горящими глазами в певицу и ждали, ждали новых слов и новой мелодии... «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят.» И когда песня окончилась, никто не шелохнулся. Молчал зал, молчала певица, плетьми повисли руки аккомпаниатора. И за палаткой стояла тишина. Я повернул голову и был ошеломлен еще больше. В окне палатки я увидел лицо молоденького солдата. По нему струились слезы, прокладывая тонкие белые бороздки на его закопченных порохом щеках». Песня появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычайным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе у каждого бойца:
Чтобы песня пошла в народ, чтобы полюбили её и запомнили, она должна быть не просто исполнена, а спета сердцем, спета душой. В этом отношении «Соловьям» очень повезло: песню впервые исполнил замечательный певец, с голоса которого запомнились, полюбились людям многие песни, – Георгий Павлович Виноградов (1908 – 1980). Его исполнение «Соловьёв» вместе с Краснознамённым ансамблем в далеком 1945 году было да, пожалуй, и по сей день остаётся, непревзойдённым образцом проникновения в творческий замысел авторов. «Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!» Из воспоминаний В. Соловьева-Седова: «За время войны мы с Фатьяновым написали, сейчас даже трудно сказать, сколько песен! Биографы подсчитали, что около восьмидесяти. Насколько они точны в ту или иную сторону, я затрудняюсь сказать. А специально подсчитывать как-то не хочется. Ведь все-таки не для бухгалтерского отчета пишутся песни… А сочинял Алеша удивительно легко. Я мало помню таких случаев, чтобы приходилось что-нибудь в его стихах переделывать. Такие, как правило, получались хуже тех, которые сразу как-то появлялись из-под пера, как у него, так и у меня. Это было взаимно. Мы с ним до того хорошо понимали друг друга, что, я даже должен сказать, бывало так, что я ему какие-нибудь стихи подсочиню, отдельные слова в его духе, так сказать. Бывало так, что он настолько «вселялся» в музыку, что и сам сочинял. И он напевал, «присочинял» то, что ему казалось органичным, естественным для этой песни. Большинство песен, которые я с ним написал, имеют какой-то особый отпечаток. Уж очень близко соприкасались наши творческие интересы…».
Песня «Соловьи». Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят. Немного пусть поспят. Пришла и к нам на фронт весна. Ребятам стало не до сна, Не потому, что пушки бьют. А потому, что вновь поют. Забыв, что здесь идут бои, Поют шальные соловьи. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят, Немного пусть поспят. Но что война для соловья! У соловья ведь жизнь своя. Не спит солдат, припомнив дом И сад зеленый над прудом. Где соловьи всю ночь поют. А в доме том солдата ждут. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Пусть солдаты немного поспят. Немного пусть поспят. А завтра снова будет бой — Уж так назначено судьбой, Чтоб нам уйти, недолюбив, От наших жен, от наших нив; Но с каждым шагом в том бою Нам ближе дом в родном краю. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят. Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят. Пусть ребята немного поспят.
Автор-составитель – педагог-организатор ТЕСТОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА
К О Н Е Ц
|
|||
|