|
|||
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» РГУ имени С.А. Есенина
Реферат на тему: «Возрастные особенности иммунной системы в подростковом периоде развития»
Выполнил: Зорина Софья Владимировна, ЕГФ 1 курс группа 4142 Направление подготовки: Педагогическое образование
Проверил к.б.н., доц.: __________________ Сазонов В.Ф.
Рязань, 2021 Содержание Введение 3 1. Общие сведения об иммунитете 3 1.1 История возникновения иммунологии и понятие иммунитет…………….………………………………………………………...3 1.2 Виды иммунитета……………………………………………………….4 2. Иммунитет у подростков……………………………………………………6 2.1 Основные возрастные особенности иммунной системы подростка…………………………..…………………………………………....6 2.2 Причины снижения иммунитета у подростков……….……………….6 2.3 Общие рекомендации по укреплению иммунитета у подростков…...7 3. Выводы 9 Заключение 10 Список использованных источников 11 Приложения 14
Введение Подростковый период – это этап развития, находящийся между детством и взрослостью. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. [1]. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражается в его названиях: «переходный», «переломный», «критический». В них зафиксирована вся важность и сложность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одного этапа жизни к другому. Именно в этот период завершается формирование всех морфологических и функциональных структур организма: под влиянием половых гормонов происходит нейроэндокринная перестройка, меняется тонус вегетативной нервной системы, происходит значительные изменения в иммунном статусе, окончательно реализуется индивидуальная, генетическая детерминированная, программа развития организма. Целью реферата является выяснить, что же такое иммунитет, изучения особенностей иммунной системы в подростковом периоде развития и узнать способы повышения иммунитета.
1. Общие сведения об иммунитет 1.1. История возникновения иммунологии и понятие иммунитет
Еще в древние времена за больными чумой ухаживали люди, переболевшие этой болезнью: опыт показывал, что они уже не подвержены заражению. Люди, возможно даже не осознанно, пытались обезопасить себя от инфекционных болезней. Несколько веков назад в Турции, на Ближнем Востоке, в Китае для профилактики оспы втирали в кожу и слизистые оболочки носа гной из подсохших оспенных гнойников. Делая это, люди надеялись, что переболев каким-то инфекционным заболеванием в легкой форме, они приобретут устойчивость к действию возбудителей в последствии. Так зарождалась иммунология – наука, изучающая реакции организма на нарушения постоянства его внутренней среды. Нормальное состояние внутренней среды организма является залогом правильного функционирования клеток, не общающихся напрямую с внешним миром. А такие клетки образуют большинство наших внутренних органов. Внутреннюю среду составляют межклеточная жидкость, кровь и лимфа, а их состав во многом контролирует иммунная система. Иммунитетом принято называть невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам. [2]. На основе этого определения, я могу построить своё: Иммунитет - защита организма от внешних и внутренних биологически активных агентов, направленная на сохранение постоянства внутренней среды организма.
1.2. Виды иммунитета Врожденный иммунитет представляет собой невосприимчивость организма, обусловленную врожденными биологическими особенностями. Это видовой признак, передающийся по наследству, подобно любому другому морфологическому или биологическому признаку вида. Данный иммунитет – своеобразное проявление физиологической регуляции, возникающей в организме при нарушении постоянства его внутренней среды каким-нибудь микроорганизмом или другим инфекционным агентом [3, с. 295]. Врожденный иммунитет осуществляется при помощи ряда защитных приспособлений, имеющихся в организме, и координируется центральной нервной системой. Виды врожденного иммунитета: · Абсолютный иммунитет – это проявление невосприимчивости организма к данной инфекции в любых условиях. · Относительный иммунитет – невосприимчивость организма к некоторым инфекциям лишь при нормальном его состоянии, при ослаблении организма тем или иным воздействием заражение человека может наступить. · Внутривидовой иммунитет – невосприимчивость к определенной инфекции не всего вида, а человека определенной расы. Приобретенный иммунитет – невосприимчивость к определенной инфекции, возникающая в постэмбриональной жизни организма. Так иммунитет может быть выработан в результате переболевания человеком какой-либо инфекцией после естественного заражения – естественный иммунитет или в результате различного рода прививок (вакцин или сывороток) – искусственный иммунитет. Приобретенный иммунитет обычно делится ещё на активный и пассивный. Активный иммунитет вырабатывается в организме человека после переболевания или при иммунизации его культурами микробов, убитых или ослабленных, или их токсинами (при этом в организм попадает антиген). Для его развития требуется некоторое время, в течение которого соответствующим образом изменяется реактивность организма и вырабатываются иммунные тела по отношению к данному возбудителю. Пассивный иммунитет появляется при введении человеку сыворотки от естественно переболевшего или гипер-иммунизированного человека. [3, с. 295].
2. Иммунитет у подростков 2.1. Основные возрастные особенности иммунной системы подростка
· Уменьшается масса лимфоидных образований на фоне повышения секреции половых стероидов; · Выработка андрогенов у мальчиков приводит к подавлению клеточного иммунитета, что вызывает повышение чувствительности к микобактериям туберкулеза и другим патогенам с преимущественной Т-клеточной защитой, однако облегчается течение аллергических и аутоиммунных заболеваний; У девочек неустановившиеся взаимоотношения эстрогенов и прогестерона приводит к снижению супрессорной функции Т-клеточного звена, что обусловливает утяжеление течения аллергических и аутоиммунных заболеваний [4, с. 33].
2.2. Причины снижения иммунитета у подростков Половое созревание – процесс, затрагивающий все органы, системы тела подростка. Завершается формирование опорно-двигательного аппарата, почек, сердца и меняется структура гипофиза, мозгового придатка, отвечающего за выработку практически всех гормонов. Созревание отдельных структур происходит неравномерно, что вызывает временный гормональный дисбаланс, замедляющий и затрудняющий начавшуюся перестройку эндокринной системы. В результате - у подростка слабый иммунитет, его преследуют частые простуды и инфекционные заболевания. Ситуация усугубляют чрезмерные физические и интеллектуальные нагрузки, стресс, отсутствие режима сна. Сами юноши и девушки не могут адекватно оценить состояние своего здоровья. Поэтому организация мероприятий, направленных на повышение барьерных функций их организма – задача родителей и учителей. [5].
2.3. Общие рекомендации по укреплению иммунитета у подростков Иммунитет можно укрепить разными способами, но очевидно, что делать это нужно постоянно. Для профилактики различных инфекционных заболеваний делаются прививки: вводятся живые или ослабленные возбудители заболевания, в ответ организм вырабатывает антитела, способные их нейтрализовать. При иммунодефицитных состояниях применяют различные лекарственные препараты, которые восстанавливают нарушенные звенья иммунитета. Но такое нарушеное звено нужно сначала выявить, для этого назначается специальный анализ крови – иммунограмма, а все легение проводится по назначению и под контролем врача. Кроме того, есть способы укрепления иммунитета, которые человек может использовать самостоятельно, они связаны с правилами питания и образом жизни. Питание – основа для формирования иммунитета. Для строительства любых клеток организма (в том числе и иммунных) требуются белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Если человек недоедает, то строить клетки не из чего и иммунитет обязательно пострадает. Движение – это не только жизнь, но и здоровье. У человека, который ведет малоподвижный образ жизни, обязательно снизится иммунитет. Происходит это за счет того, что замедляются все обменные процессы, а это значит, и образование иммунных клеток. Во время физической нагрузки, напротив, активируются мышечная, нервная, кровеносная системы, в крови появляется повышенное количество гормонов – все это укрепляет иммунитет. Для укрепления иммунитета подойдут любые виды спорта, если они не противопоказаны человеку (в нашем случае подростку) по состоянию здоровья. Хорошим средством для укрепления иммунитета является закаливание холодом. От таких процедур кровеносные сосуды привыкают быстро и своевременно реагировать на температурные воздействия, что и обеспечивает правильную работу иммунной системы. [6].
3. Выводы 1. Иммунитет - защита организма от внешних и внутренних биологически активных агентов, направленная на сохранение постоянства внутренней среды организма. 2. Начало пубертата означает наступление кризиса иммунной системы. Подростки по частоте заболеваний практически догоняют трехлетних детей. Такие показатели обусловлены гормональной перестройкой, неизбежно сопровождающей переход из детства в юность. 3. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточного подвижного образа жизни подросток сможет повысить свой иммунитет и как следствие будет меньше болеть
Заключение Основной задачей иммунной системы является защита организма от инфекции. Иммунная система поддерживает постоянство внутренней среды и уничтожает все чужеродные вещества, то есть возбудителей инфекции, чужеродные вещества и аномальные клетки. Если в организм человека вторгается инфекция, в дело вступают защитные системы. Здоровая иммунная система немедленно обнаружит «чужака» и даст ему достойный отпор. Начало пубертата означает наступление кризиса иммунной системы. Подростки по частоте заболеваний практически догоняют трехлетних детей. Такие показатели обусловлены гормональной перестройкой, неизбежно сопровождающей переход из детства в юность. В данной работе мной были предоставлены рекомендации по укреплению здоровья и иммунитета. Руководствуясь данными рекомендациями, можно укрепить здоровье и иммунитет, что в свою очередь поможет меньше болеть.
Список использованных источников 1. Сазонов В.Ф. Сон [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2020: [сайт]. Дата обновления: 30.11.2020. URL: https://kineziolog.su/content/vozrastnaya-periodizaciya (дата обращения: 01.11.2021). 2. Глоссарий [Электронный ресурс] //http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIssztoyly (дата обращения: 01.11.2021). 3. Дюльер Г.П. Табаков Г.П. Основы ветенираниее: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] //https://reader.lanbook.com/book/146658#296(дата обращения: 02.11.2021). 4. Возрастные особенности иммунной системы детей: Учебное пособие 5. Интернет ресурсы//Укрепить-иммунитет.РУ: [сайт]. URL: https://ukrepit-immunitet.ru/detskij-immunitet/immunitet-podrostkov/(дата обращения: 02.11.2021). 6. Соловьев Н.И. Укрепление иммунитета – живи здоровым: Выпуск 2: www.houseofhealth.ru.
|
|||
|