Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Франшиза Терминатор: Анализ Объекта



Франшиза Терминатор: Анализ Объекта

Автор - Mathieu Tuli (2019)

 

Вселенная Терминатора охватила множество средств массовой информации, включая фильмы, телесериалы, романы, комиксы и даже видеоигры. Она основана на апокалиптической войне между Скайнет, передовой сетью с искусственным интеллектом, и человеческим сопротивлением, которое пережило попытку ядерного геноцида. Сопротивление возглавляет Джон Коннор, и хотя он человек, он представляет значительную угрозу для выживания Скайнета. В результате Скайнет отправляет “терминаторов” — роботов-убийц — назад во времени с миссией убить мать Джона, Сару, чтобы остановить это сопротивление еще до того, как оно сможет принять форму (сюжет первого фильма: Терминатор). После неудачной миссии терминаторы сосредотачивают свое внимание на попытке убить самого Джона, который на данный момент во временной шкале путешествия во времени всего лишь подросток. Именно здесь начинается история Терминатор: Хроники Сары Коннор (далее Хроники). В попытке помочь Саре и Джону сопротивление отправляет своих собственных перепрограммированных терминаторов назад во времени, одного из которых зовут Кэмерон, и вместе они сосредотачиваются на том, чтобы помешать Скайнет когда-либо родиться[1] (см. Иван Стренский, стр. 56). Франшиза фильма также продолжается фильмами "Терминатор 3: Восстание машин" и "Терминатор: Спасение", но для целей этой статьи нам не нужно выходить за рамки Хроник.

Благодаря явному использованию “традиционно религиозных” историй, метафор и символов Вселенная Терминатора обеспечивает культурный мост к ритуалам и контекстам, которые ученые могли бы счесть “религиозными”. В этой статье я исследую и покажу, как франшиза “Терминатор” и, в частности, Хроники, уникальным образом отражает и имитирует “традиционную религию”, позволяя не только создавать неявную религию в форме фэндома, но и ту, которая плавно объединяет "традиционно религиозные" идеи и практики.

Франшиза "Терминатор" сама по себе создала неявно религиозный фэндом вокруг своей обширной сюжетной линии. Включение путешествий во времени не только позволило канону развернуться в нескольких направлениях, но и позволило фанатам зажечь свои творческие искры, исследовать и расширять Вселенную. Одной из областей, представляющих интерес для многих поклонников и ученых, является идея “сверхчеловеческих агентов”. Ханс Пеннер описывает этих агентов как “существ, которые могут делать то, что [мы] не можем делать[2]” (см. Иван Стренский, стр. 56). Что делает этих агентов полезными в обсуждении религии и популярной культуры, так это, как утверждает Пеннер, идея о том, что религии должны включать сверхчеловеческих существ или один из их вариантов (см. Иван Стренский, стр. 56)[3]. Теперь аргумент Пеннера можно изменить, сказав, что произведения, в которых фигурируют сверхчеловеческие существа, сами по себе являются религиозными, и в случае с Терминатором это, естественно, будут терминаторы, Скайнет и во многих случаях Джон (с этого момента мы будем рассматривать Джона как сверхчеловеческого агента). Теперь, хотя этот аргумент имеет свои достоинства — во многих случаях “традиционные религии” содержат истории, сосредоточенные вокруг существ, обладающих великими способностями, — я должен был бы не согласиться с Пеннером. Я привожу аргумент Пеннера, хотя бы потому, что, как указывает Иван Стренский, для того, чтобы считаться религиозным, “сверхчеловеческие агенты должны быть включены, среди прочего, в ритуал, [а не] вне какого-либо культурного или социального контекста” (см. Иван Стренский, стр. 56)[4]. Это означает, что не просто включение этих агентов придает произведению “религиозный” статус, но и дополнительную связь с ритуальным или культурным контекстом. Тогда давайте сосредоточимся на этих “ритуалах” и “культурных контекстах".

Как обсуждалось в аргументах Дженнифер Портер в отношении ее идей о неявной религии, это включение культурного и социального контекста имеет решающее значение для создания произведений массовой культуры в качестве религиозных образований. Само по себе наличие структурных или теологических сходств с “традиционной религией” недостаточно существенно, чтобы считать работу религиозной. Не терминатор или Джон как сверхчеловеческие агенты делают Хроники религиозными, а скорее культурный контекст и ритуалы, существующие в сообществе фэндома, которые делают работу религиозной. Поскольку "Хроники" - это телесериал, у него более низкий бюджет, более плотный график, более медленный темп и более сериализованная структура (Роберт Дж. Майлз, стр. 335)[5], чем у фильмов. Этот формат производства позволяет создавать более увлекательный и спекулятивный контент, а не захватывающий и привлекающий внимание контент, который часто можно увидеть в фильмах. Хроники способны оставлять повороты сюжета без ответа, а мотивы персонажей неоднозначными, что в результате “дает аудитории больше возможностей для изучения этих нюансов в повествовании” (Роберт Дж. Майлз, стр. 335)[6], порождая фанфики и разжигая разговоры в сообществе фэндомов. В результате сообщество может глубоко анализировать эпизоды и использовать интересные отношения между шоу и религией. Например, во 2 сезоне 8 серии “Мистер Фергюсон сегодня приболел”, есть очевиднейшее включение Креста и христианских образов. Это изображение легко интерпретируется аудиторией как подчеркивающее сходство между Джоном и Мессией (Ева Беннетт, стр. 10)[7]. Этот культурный контекст - это то, что дает Хроникам их религиозные связи и обеспечивает основу для религиозного контекста, о котором я упоминал ранее. Чтобы развить эту идею, давайте рассмотрим первый эпизод второго сезона “Самсон и Далила”.

Эпизод явно строит свое повествование на основе культурных знаний о конкретном библейском тексте (Роберт Дж. Майлз, стр. 337)[8]. Чтобы дать краткий обзор, эпизод начинается после взрыва бомбы в автомобиле, который серьезно повредил Кэмерон. Саркисян, злодей, владеющий компьютером, который в конечном итоге станет Скайнетом, захватывает Сару и Джона, однако они были “спасены” Кэмерон, которая, похоже, пережила взрыв. Я говорю “спасены” в двойных кавычках, потому что ее системы наведения были повреждены во время взрыва, и в результате она не может отличить Джона от врага и пытается убить его. В конце концов Джон загоняет Кэмерон в угол и отключает ее. Однако в порыве веры он активирует ее, и в результате ее программирование восстанавливается, и она продолжает служить, чтобы защитить их. Что делает этот эпизод интересным для зрителей, обладающих необходимыми знаниями, так это “сильные аллюзии на библейскую Книгу Судей 13-16, историю Самсона” (Роберт Дж. Майлз, стр. 338)[9]. Помимо ассоциаций в названии эпизода, известно, что сила, данная Самсону Богом, является предпосылкой для его цели избавления Израиля от его угнетателей. Этот эпизод предназначен для выявления аллюзий между Джоном и Самсоном, Далилой и Кэмерон (хотя я не буду фокусироваться на этих отношениях). История Самсона прямо симметрична рождению Джона Коннора и его предсказанной роли в войне против Скайнета: спасти человечество. Использование “традиционно религиозных” историй в качестве основы для этого эпизода обеспечивает культурный контекст, который очерчивает религиозную природу Терминатора. Важно отметить, что переплетение “традиционной религии” во Вселенной Терминатора настолько важно для сообщества, что третий и четвертый фильмы подверглись резкой критике за то, что они преуменьшили эту теологическую и философскую глубину и больше сосредоточились на последовательностях действий и спецэффектах — нерелигиозных ритуалах (Роберт Дж. Майлз, стр. 334)[10]. Таким образом, теологические сюжетные линии, отраженные во Вселенной Терминатора, очень важны для этих фанатов. Этот фэндом не только обеспечивает скрытую религию, но и позволяет практиковать “традиционно религиозные” практики. Терминатор и, в частности, Хроники, легко объединяют эти, казалось бы, полярные миры, создавая особую разновидность скрытой религии.

Возвращаясь к Ивану Стренскому, “Терминатор” напрямую включает элементы "традиционных религий" в свою сюжетную линию, и в результате сообщество фэндомов, которое следует этим работам, практикует эти ритуалы. Эта взаимосвязь демонстрирует недавно основанную религию Терминатора, объединяющую старое и новое. В конечном счете, явное использование религии в Хрониках — и, по сути, во Вселенной Терминатора в целом — позволяет продолжать “традиционно религиозные” мотивы через популярную культуру. Хотя многие ученые яростно выступают против идеи о том, что произведения популярной культуры и последующие фэндомы могут считаться в любой форме “религиозными”, “Терминатор” можно использовать в качестве шаблона для того, как "традиционные религии" могут жить и способствовать созданию неявных религий.

 

Перевод для группы vk.com/terminator_sarahconnorclan

 

Библиография:

1. Strenski, Ivan. 2004. “Hans Penner, Horatio and the Terminator: A Review Essay of Radical Interpretation in Religion.” Religion 34 (1): 53–64. doi:10.1016/j.religion.2003.11.012. http://resolver.scholarsportal.info/resolve/0048721x/v34i0001/53_hphatteoriir.

2  Robert J. Myles. 2011. “Terminating Samson: The Sarah Connor Chronicles and the Rise of New Biblical Meaning,” Relegere: Studies in Religion and Reception I, no. 2, 329–350. https://www.academia.edu/1435446/Terminating_Samson_the_Sarah_Connor_Chronicles_and_the_Rise_of_New_Biblical_Meaning_Relegere_1_2_2012_

3  Sey, J. 1992. “The terminator syndrome: Science fiction, cinema and contemporary culture”. Literator, 13(3), 13–20. doi:https://doi.org/10.4102/lit.v13i3.760

4. Bennett, E. 2014. “Deus ex Machina: AI Apocalypticism in Terminator: The Sarah Connor Chronicles.” The Journal of Popular Television, 2(1), 3–19. doi:10.1386/jptv.2.1.3_1

5. Cox-Twardowski, Alexander. 2014. “Temporality in Ancient and Contemporary Revelations: Hypermasculinity and Violence in the Book of Revelation and Donnie Darko“. https://www.queensu.ca/religion/sites/webpublish.queensu.ca.rlgnwww/files/files/rels/grad/maessaytitles/mastersessaycoxtwardowski.pdf

6. Fitzgerald, T. 2000. “The Ideology of Religious Studies”. Timothy Fitzgerald. The Journal of Religion, 81(3), 494–496. doi:10.1086/490912. https://books.google.ca/books?id=R7A1f6Evy84C&pg=PA24&lpg=PA24&dq=hans+penner+superhuman+agents&source=bl&ots=_OWRGPLzpR&sig=ACfU3U0LeKov_6uOWbpc-7mBkExikHhRBg&hl=en&sa=X&ved=2ahUKEwixhrbUkqHhAhXN11kKHTx8DIcQ6AEwAHoECAgQAQ#v=onepage&q=hans%20penner%20superhuman%20agents&f=false

7.  Harris, Jennifer. “Digital Religion” Week 6. Toronto, Ontario, Canada. February, 2019. Lecture.

8. Forbes, Bruce David, and Jeffrey H. Mahan. Religion and Popular Culture in America. 3rd ed., University of California Press, 2017.

9. Wikipedia, The Free Encyclopedia, s.v. “Delilah,” (accessed March 27, 2019), https://en.wikipedia.org/wiki/Delilah

 


[1] Иван Стренский, стр. 56

[2] Там же

[3] Там же

[4] Там же

[5] Роберт Дж. Майлз, стр. 335

[6] Там же

[7] Ева Беннетт, стр. 10

[8] Роберт Дж. Майлз, стр. 337

[9] Там же, стр. 338

[10] Роберт Дж. Майлз, стр. 334



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.