|
|||
Основные понятияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Философия Древнего мира Философия возникла около 3 тыс. лет тому назад, выделившись в самостоятельную область мышления из мифологического и религиозного мировоззрения. Это произошло на том этапе развития общественного сознания, когда человек начал мыслить самостоятельно, независимо от других, задумываясь над вопросами, что такое мир, что представляет собой человек в этом мире. Социальной основой возникновения философии послужило становление рабовладельческого общества и отделение физического труда от умственного, что позволило определенному количеству мыслящих людей освободиться от повседневных забот о хлебе насущном и решать философские вопросы. Древнейшие философские учения возникли на Востоке в Индии и Китае. Одна из главных характеристик философии Древней Индии и Китая заключается в том, что она развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское учение предстает и как собственно философия, и как религия. В Древней Индии формируется учение идеалистического плана, изложенное в древнейших книгах — ведах (с санскр. — знание, учение). Многие древнеиндийские философы считали первоосновой мира мировой дух брахман. Человеческая душа В Ведах называется атман. Она является частичкой мировой души, или брахмана. Душа подчиняется всеобщему закону — карме (воздаяние человеку после смерти и его дальнейшая судьба), согласно которому после смерти тела душа переселяется в другое тело (реинкарнация). Человеческая душа переселяется из одного тела в другое в зависимости от поведения каждого человека в его земной жизни. Душа человека, который правильно вел себя в жизни, переселяется в более совершенное тело и становится ближе к брахману, и наоборот, грешная, неблагородная жизнь ведет к понижению духовного статуса и удалению от брахмана. Круговорот перерождений называется сансарой и в целом является болезненным для души. В VI в. до н.э. в контексте критики брахманизма (системы верований и ритуалов, основывающихся на мифологических текстах вед) появляются первые философские тексты — сутры (изречения, афоризмы) и философские учения — локая-та (чарвака), буддизм, джайнизм, даршан (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса). Гармонизация отношений между человеком и окружающим миром, человеком и собой — основная цель философских исканий Будды (563—483 до н.э.). Будда вывел четыре благородные истины. 1) сущность жизни есть страдание; 2) причина страданий — наши желания, привязанности и пристрастия; 3) избавление от страданий заключается в отказе от желаний; 3) для этого необходимо пройти восьмеричный путь правильного поведения. Выполнение этих четырех истин ведет к достижению нирваны (слияние атмана с брахманом). Согласно буддизму, карму изменить нельзя, но можно освободиться от нее через самосовершенствование — следование восьмеричному пути, которое подразумевает отказ от земных благ, страстей, самосозерцание и др. — и достичь нирваны. Древнекитайская философия обращается к существованию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни, культуры и истории Китая. Особое внимание в философии Древнего Китая уделяется социально-этическим и политическим проблемам. Мир в древнекитайской философии существует не сам по себе, а как взаимосвязанная в гармоничном космическом порядке система мироздания, где действуют две пронизывающие все явления и процессы силы — Инь и Ян. Ян — мужское, активное, динамичное начало; Инь — женское, пассивное, статичное начало; их соединение с эфиром — Ци. В философской мысли Китая также развивались материалистические идеи о пяти первоэлементах мира — металле, дереве, воде, огне, земле. В VI в. до н.э. возникло одно из первых философских учений Китая — конфуцианство, которое в дальнейшем приобрело статус государственной идеологии Китая на многие столетия. Конфуций (551—479 до н.э.) сосредоточил свое внимание на выработке таких правил поведения, которые способствуют укреплению порядка в обществе и достижению личного счастья. Он разработал этико-гуманистическое учение, базирующееся на принципах: ли (норма, правило) — порядок вещей в природе, государстве, семье, душе человека через поддержание иерархических законов и традиций, кастовых социальных отношений; жень — человеколюбие и гуманность; сяо — почитание старших, семьи, начальника, правителя. Если человек соблюдает эти принципы, он становится высоким (благородным) мужем, если не соблюдает — то низким мужем. Чем больше в обществе благородных мужей, тем оно правильнее, счастливее, стабильнее. Даосизм — учение Лао-цзы (VI-V до н.э.) о дао (пути вещей). Не воля неба, богов, а всеобщий, абсолютный закон Дао определяет существование и развитие вещей и действий человека. Жизнь природы и людей не управляется небом, а идет естественным путем Дао — законом самих вещей. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.к. нельзя подчинить Дао своим личным интересам. К древней философии относится также античная философия. Это философия Древней Греции и Древнего Рима. В философии Древней Греции сложились фундаментальные основы материалистической и идеалистической философии, возникли и стали развиваться целые школы и течения. Древнегреческая философия, возникшая в VI в. до н.э., знаменует собой переход от мира к логосу (с греч. — слово, мысль, разум), т.е. ориентируется уже на разум, знание. Здесь философия впервые выступает как самостоятельная, независимая от религии мировоззренческая система. Древнегреческие философы стремятся познать сущность природы, космоса, Вселенной. Первых философов часто называют натурфилософами, физиками (с лат. nature — природа, с греч. — природа); первоначалом мира они объявляют нечто вещественное — воду, воздух, огонь, землю; складываются рациональные (с лат. ratio — разум) объяснения происхождения, сущности мира. Милетская школа возникла в Древней Греции в VI в. до н.э. Представителями Милетской школы были: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес Милетский (ок. 625—547 до н.э.) первоначалом всего сущего считал воду. Анаксимандр (610—540 до н.э.) первоначалом всего сущего считал апейрон — вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию (наподобие дыма). Анаксимен (546—526 до н.э.) первопричиной всего сущего считал воздух. Гераклит Эфесский (ок. 520—460 до н.э.) первоначалом считал огонь. Он полагал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды») и был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории. Гераклит первым рассматривал движение как всеобщий принцип бытия и утверждал, что противоположности переходят друг в друга. Этим он предвосхитил появление диалектической философии. Диалектика Гераклита, хоть и носила наивный характер, тем не менее, рассматривала развитие в качестве основного свойства мира. Иную точку зрения выдвигали философы элейской школы, существовавшей в VI-V вв. до н.э. Ксенофан (ок. 570— 480 до н.э.), Парменид (ок. 540—480 до н.э.) и Зенон Элейский (ок. 490—430 до н.э.) считали, что кажущаяся способность тел перемещаться на самом деле представляет собой не движение, а взаимоперемещение и обмен положениями в пространстве. Они выдвинули ряд апорий (логических парадоксов), в которых доказывали, что невозможно переместиться из одной точки в другую, так как между ними нужно пройти бесконечное множество других точек. Любой объект, перемещаясь, должен постоянно преодолевать какую-либо точку, и так как их бесконечное множество, он на самом деле не движется. Пифагор и пифагорейцы первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу или измерить с помощью числа). Единица в философии Пифагора (570—490 до н.э.) означала точку. Двойка — это линия (две точки, через которую можно провести линию). Тройка выражает плоскость (три точки, на которых располагается плоскость). Четверка — четырехугольник, объемная пространственная фигура, две плоскости, образующие собой пространство. Десятка вбирает в себя все объекты вселенной как сумма единицы, двойки, тройки и четверки. Демокрит (ок. 460—370 до н.э.) считался основоположником материалистического направления в философии. Древнегреческий философ первым, без микроскопа или иных приборов, с помощью догадок и предположений смог предвосхитить фундаментальное открытие современной науки о строении мира. Демокрит считал, что весь мир состоит из атомов (термин «атом» также был введен им). Атом — мельчайшая частица и первоисточник всего сущего. Атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных) и форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.). Атомы находятся в движении: вещи и живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира. Важное идейное течение в древнегреческой философии представляли софисты (V-IV вв. до н.э.). Софисты ставили перед собой задачу победить в споре соперника, объединялись в группы (наподобие современных клубов по интересам) и спорили между собой на самые разные темы. П ричем истина их мало интересовала, главным было победить соперника в спорах и на дебатах. Их навыки красноречия и искусства красиво говорить (риторика) нашли широкое применение с развитием древнегреческой демократии в VI в. до н.э., когда ораторы выступали перед большими аудиториями и толпами при обсуждении различных вопросов и проблем. Главная особенность философии софистов — представление суждений и выводов как истинных, даже если они на самом деле ошибочны или даже абсурдны. Известные изречения софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих — в том, что они существуют, и несуществующих — втом, что они не существуют», — Протагор (481—411 до н.э.); «Ничто не существует; если нечто и существует, то оно непознаваемо; если оно и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо», — Горгий (ок. 480—380 до н.э.). Сократ (469—399 до н.э.) совершил революцию в философии, переориентировав философскую проблематику с изучения природы на изучение человека, его души, мышления, нравственности. Сократ (469-399 до н.э.) Определяя задачу философских размышлений словами «Познай самого себя», Сократ пытался осмыслить своеобразие человека через нравственное поведение, поэтому и называл философию учением о том, как следует жить, чтобы быть добродетельным, справедливым, мужественным и т.д. Вследствие этого Сократ отождествлял знание и добродетель. Сократ считал, что основой поведения человека являются всеобщие понятия — некие идеальные образцы, порождающие конкретный поступок (например, добрые поступки могут быть разнообразны, но добро одинаково, неделимо). По Сократу, происхождение общих понятий неизвестно, но постигаются они умом и только при помощи специального метода — майевтики (от греч. — повивальное искусство), т.е. подведениея собеседника к правильному ответу путем наводящих вопросов и обнаружения противоречий в мыслях. Выдающийся древнегреческий философ Платон (427—347 до н.э.) создал уникальную и очень интересную философию мира идей. Он первым обратил внимание на то, что за видимым миром скрывается невидимый, почувствовал тайную, скрытую сторону действительности. Платон (427-347 до н.э.) Каждый объект в мире очень похож на другие. Солнце имеет форму круга, щит тоже круг, блюдце — круг, колесо — круг и т.д. Значит существует идея круга, общая для этих вещей. Она повторяется в вещах, которые имеют разные размеры, состав, предназначение, но эта идея, объединяющая их, универсальна. Она есть самая высшая реальность: даже когда щит, блюдце и колесо сломаются и перестанут существовать, идея круга останется. Идеи составляют особое царство идеальных сущностей, мир подлинного бытия, они универсальны и неизменны. Проникая в материю, идеи создают все вещи и объекты окружающего нас мира. Материя, приняв идею, становится определенной вещью. Идеи и материя — два первоначала мира, независимые друг от друга (в этом смысле Платон утверждает дуализм). Из них творящая созидательная сила — Демиург — сотворила наш мир. Душа человека тоже является идеей, и поэтому она бессмертна. До вселения в тело душа пребывает в мире идей, поэтому в земной жизни оказывается возможным припоминание о виденном прежде, о том, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческом теле. Кроме теории идей Платон разработал теорию совершенного государства. Философ полагал, что для того, чтобы оно было таковым, общество должно быть построено по принципу структуры души человека. Душа человека, по Платону, состоит из трех врожденных качеств — разума, воли и вожделения. Поэтому и общество необходимо разделить на три социальные группы, соответствующие этим врожденным способностям. Те люди, у которых преобладает вожделеющая часть души, должны быть земледельцами, ремесленниками, купцами. Те, у кого волевая, — воинами или спортсменами. Если преобладает разум — правителями, философами, мудрецами. Эти три общественных класса вместе составляют, по Платону, совершенное государство. Другой величайший древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.) критиковал теорию идей Платона и полагал, что следует заменить идею формой, т.к. форма более полно и конкретно отображает сущность вещи. Каждая вещь неповторима, не существует двух совершенно одинаковых вещей. Если идея — абстрактна и универсальна, то форма вещей — всегда конкретна и свойственна только данной вещи. Аристотель (384-322 до н.э.) Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу), в которую заключена материя, и характеризуется четырьмя причинами:
Задачу познания философ видит в отыскании цели существования каждой вещи. Так, Аристотель создал учение о целесообразной организации мира (телеология). В нем Аристотель выделяет понятия причины, пространства и времени. Причину он связывает с формой, а пространство и время считает неотъемлемыми свойствами {атрибутами) материи. Аристотель тоже был дуалистом. Бог Hyc сотворил мир из материи и формы, являющихся двумя независимыми субстанциями. Аристотель выделил десять категорий, через которые могут быть раскрыты и описаны все возможные явления бытия: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Исторической заслугой Аристотеля является создание формальной логики. Всего есть три логики (аристотелевская, или формальная, математическая и диалектическая). В социальной философии Аристотель выделяет три правильных формы власти и три неправильных. К правильным относятся монархия (власть одного для блага всего общества), аристократия (власть группы людей для блага всего общества) и полития (власть большинства для блага всего общества). Их антиподами выступают тирания (власть одного для своего блага, а не блага всего общества), олигархия (власть группы людей для своего блага, а не блага всего общества) и демократия (власть большинства для своего блага, а не блага всего общества). Эпикур (341—270 до н.э.) разработал эвдемоническое учение (учение о счастье), в котором целью человеческой жизни определял счастье. Счастье в его понимании, это, во-первых, ограничение себя в желаниях и потребностях и, во-вторых, отсутствие страха. Эпикур говорил, что человек больше всего боится смерти, но ее не следует бояться: когда человек жив — то смерть он не встречает, а когда встретит — то он уже не живет и ее не чувствует. Жизнь и смерть как бы параллельны и не соприкасаются в человеке. Кроме того, Эпикур развил и дополнил атомистическое учение Демокрита. Демокрит полагал, что атомы движутся по строго определенной траектории, от которой не могут уклониться. Отсюда выводится принцип детерминизма', все предопределено (ведь движение атомов невозможно изме нить) и настоящей свободы нет. Эпикур утверждал, что атомы могут отклоняться от траектории из-за различного веса и формы. Поэтому, по Эпикуру, детерминизм не абсолютен и свобода существует. В противовес эвдемонической философии Эпикура в философских мировоззрениях стоицизма, кинизма и скептицизма (IV-I вв. до н.э.) подчеркивается мощь духа и величие человека в бесстрастном отношении к окружающему миру, фаталистическом принятии судьбы, презрении к страданию. Аскетизм, мужественность и выдержка в противостоянии ударам судьбы, а также самодостаточность и умение довольствоваться малым — главные идейные принципы этих философских течений. Основные понятия Субстанция — сущность, лежащая в основе всего; нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам. Эйдос — образ, понятие, идея, нечто идеальное, чувственно не воспринимаемое. Логос — мировой разум, идентичный безличной, возвышающейся даже над богами закономерности. Космос — мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу). Диалектика — учение о развитии бытия и познания. Энтелехия — активное начало, которое сначала превращает возможность в действительность, а последняя приводит существование возможности к завершению.
|
|||
|