Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рационализми эмпиризм.



 

1. Философия Нового Времени.

  План:

1.Причины изменений в философии в Новое Время.

2.Рационализми эмпиризм.

3.Английская философия XVII-XVIII веков.

4.Европейская рационалистическая философия XVII-XVIII веков.

5.Основные идеи и направления философии французского Просвещения.

6.Немецкая классическая философия.

7.Агностицизм и субъективный идеализм Канта.

8.Диалектика и антиномии.

9.Философия Г.В.Ф. Гегеля.

10. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

      Философия Нового времени - период развития философии в западной Европе в XVII-XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой науч-ной революции.

Разработка и обоснование методов научного познания - главная цель философов Нового времени. Формируются два основных метода и на их ос-нове возникают противоположные философские направления: эмпиризм и рационализма.

Новое Времяхарактеризуется тем, что в этот период в европейской истории:

— наступает эпоха великих географических открытий, стимулирующая приток золота из Нового Света и оживившая этим экономику Европы; появление новых видов товаров развивает торговлю, транспортную систему, мореплавание, перекраивает социальные связи, формирует новые привычки и потребности, встряхивает весь социальный уклад Европы, формирует новую жизненную позицию, широкую по взглядам, любопытствующую во всём, проникнутую живым интересом к новшествам, к изменениям, к усовершенствованиям, к путешествиям, к науке, к изобретательству и вообще к активной, свободной жизни;

— оздоровившаяся экономика стимулировала быстрое развитие промышленности; промышленные процессы стали усложняться, появилось много производственных технологий, что само по себе резко расширило базовую сумму научных знаний и одновременно стимулировало активный поиск новых знаний;

— астрономическая революция Коперника полностью изменила взгляд на физическую картину мира, а введение Галилеем в науку метода физического эксперимента сформировало основы нового естествознания; в результате этого поиск новых знаний стал приобретать научный характер, а развитие математики позволило на основе теоретически спланированных наблюдений и экспериментов создавать научные теории, описанные языком алгебры и геометрии; оформляются фундаментальные науки, такие как механика, физика, химия, экспериментальная биология.

В итоге всего этого возникает большое количество не только новых знаний о мире, но и много сложных научных проблем, требующих философского осмысления.

Активный процесс философского осмысления новых проблем и новых знаний пробудил интерес к разработкам в методологии познания.

В результате философия перестает быть логическим обоснованием интуитивно выведенного знания, а начинает превращаться в истолкование научно определенных фактов. Возникает ситуация, когда наука экспериментально добывает знания, а философия формирует из них научную картину мира.

В итоге познание становится центральной проблемой философии, а сам этот период в развитии философии приобрел гносецентристский характер(от греческого «gnosis» — знание, познание).

Основными направлениями философии Нового времени были:

1. Рационализм (от латинского «ratio» — разум), где главным источником знания считается разум, то есть умозаключения, идеи, мысли и понятия. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

2.Эмпиризм (от греческого «empiria» — опыт), который утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. (Бэкон, Гоббс, Локк).

В философии Нового времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и чело-века. Особенно характерна для данного периода развития философии тен-денция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влия-ние на все сферы жизни социума.

Английская философия XVII - XVIII вв. имела свою специфику:

- материалистическую направленность (большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко крити-ковало идеализм);

- господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм - на-правление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);

- большой интерес к социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств). Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной.

Представители рационального направления были убеждены в том, что данные чувственного опыта не всегда точны, а потому отдавали предпочтения не опытным, а теоретическим приемам получения знания, не чувствам, а разуму, полагая, что разум способен рассматривать внутри себя всеобщие и необходимые истины.

Основоположник Рене Декарт (1596 - 1650) полагал, что все знания об окружающем мире может быть выведено непосредственно из человеческого разума методом дедукции, т.е. движение мысли от общего к частному, чтобы обнаружить истинные мысли, необходимо подвергать сомнению рассмот-ренные положения. «Я мыслю, следовательно существую».

Фундаментальным понятием философии Декарта являлась субстанция. Все вещи составляют две независимые друг от друга субстанции: души и тела.

Духовную он считал не делимой, а материальную – делимой до беско-нечности. Их главными атрибутами являлись соответственно мышление и протяженность, а прочие атрибуты производны от них. Духовная имеет в себе идеи, присущие изначально и не приобретенные в опыте – это врожденные идеи. К врожденным относит: идея Бога, большинство оснований математики. В своем подходе к субстанции Декарт выступает с позиции дуализма, т.е. признания 2-х субстанций.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) противопоставил дуализму Декарта принцип монизма. В основе его философской системы положено учение о единой субстанции. С его точки зрения первооснова, окружающая нас, мира является субстанцией. Она одновременно материальное основание всех вещей и Бог, подобно которому она вечна, бесконечна, и не имеет внешних причин для своего бытия.

Французскую философию XVIII в. принято называть философией Про-свещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую ре-волюцию 1789 – 1794 гг.

Характерные черты философии Просвещения:

- крайний рационализм, скептицизм и гносеологический оптимизм;

- идея прогресса;

- антиклерикализм;

- особый интерес к политико-правовым проблемам;

- идея самоуправляющейся рыночной экономики;

- выдвинутая в сфере этики идея «разумного эгоизма» сводилась к тому, что каждый человек, стремясь к личному благу, невольно содействует про-цветанию всего общества (Ж.Ж. Руссо);

- просветители активно выступали за всемерное развитие системы обра-зования, просвещение населения, борьбу с неграмотностью, повышение культурного уровня общества, считая эти меры главным залогом прогресса (отсюда и название эпохи - Просвещение).

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

- деистическое;

- атеистическо-материалистическое;

- утопическо-социалистическое (коммунистическое).

Деизм (не путать с дуализмом Декарта – взаимосвязью и равноправием материализма и идеализма) – направление в философии, сторонники которо-го: отвергали идею личного Бога; не соглашались с отождествлением Бога и Природы (паитеизмом); видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более); отвергали возможность вмешательства Бога в процессы приро-ды и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворение. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Рус-со, Кондильяк.

Другим возможным направлением философии французского Просвеще-ния было атеистическо-метериалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и че-ловека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах по-знания отдавали предпочтение эмпиризму. Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формирования еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения.

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадле-жали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес социали-сты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеаль-ного общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Конец XVIII - первая половина XIX в. - господство немецкой классиче-ской философии, которая считается вершиной развития философской мысли Нового времени.

Характерные черты немецкой классической философии:

- особый интерес к теории познания (гносеологии) и этическим вопро-сам;

- стремление выработать всеобщие (абсолютные) законы развития окру-жающего мира и мышления человека;

- общий высокий научный уровень философских работ.

Представители: И. Кант, Ф.В. Шеллинг, И.Г. Фихте, Г. Гегель, Л. Фей-ербах.

И. Кант. Главный вопрос для Канта - «Познаваема ли вещь в себе?». «Вещи в себе» - это предметы и явления окружающего мира, существующие объективно, т.е. независимо от человеческого сознания и вне его. По мнению Канта, каждый человек пытается выявить сущность «вещей в себе». При этом в процессе познания он проходит три этапа:

- на этапе чувственного познания - это показания органов чувств (запах, цвет и т.д.), которые хаотичны и не систематизированы;

- на этапе рассудочного познания происходит систематизация хаотичных ощущений при помощи врождённых категорий, главные из которых - катего-рии пространства и времени;

- на этапе разумного познания человек пытается выйти за пределы пока-заний органов чувств и врождённых категорий и дать определения предельно общим понятиям (например, сознание, Бог, материя). Однако человек будет при этом постоянно сталкиваться с антиномиями - взаимно противоречащими суждениями об одном и том же объекте, которые одинаково логично можно доказать (например: Бог есть - Бога нет). Заслуга Канта заключается в создании оригинальной теории познания и этического учения, проникнутого идеалами гуманизма.

Большой вклад в философию Нового времени  внесли Ф.В. Шеллинга, И.Г. Фихте, Г. Гегель.  Вклад Ф.В. Шеллинга (1775-1854) (ученик Канта) в развитие философии заключается в создании учения о природе - натурфилософии. Главная идея учения - в природе все явления находятся в постоянном и все более усложняющемся развитии. Тем самым Шеллинг начал разрабатывать диалектический метод.

     И.Г. Фихте (1772-1814) (также ученик Канта) был ещё более ярко выра-женным представителем субъективного идеализма. Характерная черта миро-воззрения Фихте заключается в том, что в жизни он занимал активную граж-данскую позицию и являлся: одним из идеологов антинаполеоновского дви-жения. Все явления окружающего мира он рассматривал через взаимодейст-вие «Я» (мыслящий субъект, носитель сознания) и «не-Я» (все, что вокруг него). При этом каждый человек стремится к достижению абсолютного «Я» - максимально возможного знания об окружающем мире, но этот идеал факти-чески недостижим, так как, решая какую-либо задачу, человеку кажется, что он приблизился к этому идеалу, потом он ставит новую задачу, и идеал ото-двигается и так до бесконечности. Фактически Фихте сформулировал идею бесконечного прогресса человеческих знаний, в чем и заключается его вклад в развитие философии.

  Основным вопросом для Гегеля был тот же, что ставил Кант, - «Познаваема ли вещь в себе?». У Канта «вещи в себе» - это предметы и явле-ния окружающего мира, существующие независимо от сознания человека, т. е. объективно, они непознаваемы из-за ограниченности разума человека. От-вет Гегеля иной: «Вещи в себе» познаваемы, так как они проявляются в явле-ниях окружающего мира, которые доступны органам чувств человека. При этом Гегель исходит из основополагающей идеи о тождестве мышления и бытия, т. е. все, что происходит в окружающем мире, напрямую отражается в мышлении человека, поэтому если выявить законы развития мышления, то мы автоматически выявим законы развития окружающего мира. Исследуя мышление, Гегель пришёл к выводу, что оно развивается по трём основным законам (получившим название законов диалектики Гегеля):

1.Закон превращения количественных изменений в качественные;

2. Закон единства и борьбы противоположностей;

3. Закон отрицания (или закон двойного отрицания).

Эти три закона составляют диалектический метод Г. Гегеля, который считается его главным вкладом в развитие философии

Л. Фейербах (1804-1872) был учеником Гегеля, но затем подверг его учение критике. Фейербах первым выявил противоречие между методом и системой Гегеля. Он критиковал Гегеля за излишнюю абстрактность его рас-суждений, их оторванность от конкретных проблем человека.

По мнению Фейербаха, философия должна заниматься именно пробле-мами человека. Он предлагал переименовать философию в антропологию, т.е. науку о человеке. Главная задача - это способствовать максимальной са-мореализации человеческой личности, чему препятствует религия, которая ставит человека в приниженное положение, убивает веру в себя. В центре но-вой религии должен быть человек, который вернёт себе утраченные качества, приписанные богам.Заслуга Л. Фейербаха заключается в критике противоречий философии Г. Гегеля и гуманистическом характере его учения, попытке философского обоснования причин возникновения религии.

Значение немецкой классической философии: немецкие классические философы внесли огромный вклад в развитие всей философии, особенно в теорию познания и решение этических вопросов. Само это направление было господствующим в XIX в., образцовым (отсюда и название - классическая), оно оказало огромное влияние на такие учения второй половины XIX в., как марксизм и позитивизм.

    Кантовская философия сформировалась в критический период творчества философа после опубликования трех его главных философских работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика спо-собности суждения». По словам Канта, своей философией он пытался отве-тить на три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».

Кант совершил настоящий переворот в теории познания. Если до него философы главное внимание уделяли объекту познания, то Кант обратил внимание на специфику познающего субъекта. В субъекте познания он выде-лял два уровня: эмпирический (опытный), трансцендентальный (находящийся за пределами опыта). К первому уровню он относил индивидуально-психологические особенности человека, а ко второму – всеобщие определе-ния человека как представителя человечества.

Кант попытался решить проблему происхождения достоверного знания. По его мнению, каждому человеку от природы присущи некоторые априор-ные (доопытные) формы подхода к действительности: пространство, время, формы рассудка. Пространство – это форма внешнего созерцания. Время – это форма внутреннего созерцания. Таким образом, вещи существуют сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека, порождая многооб-разные ощущения. Эти ощущения упорядочены пространством и временем. На их основе формируются восприятия, которые индивидуальны. Вещи, как они существуют в сознании человека, выступают как явления (феномены). То, что они представляют собой вне сознания, человек знать не может и в этом смысле они есть «вещи в себе» (ноумены). По мнению Канта, не предмет является источником знания, а разум человека сам конструирует предмет. Кант утверждал, что у человека нет средств установить связь между явлением и «вещью в себе». Познавательные возможности человека ограничены миром явлений. Мир «вещей в себе» недоступен для науки, однако это не означает, что он закрыт для человека.

Человек – житель двух миров: чувственно-воспринимаемого мира при-роды и умопостижимого мира свободы. В сфере свободы существуют поня-тия о Боге, бессмертии души, и в этом мире действует не теоретический, а практический разум, который руководит поступками человека. Его движущей силой является не мышление, а воля, которая определяется не внешними причинами, а собственным законом. Этот закон Кант назвал категорическим императивом. Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», то есть поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Диалектика и антиномии. Антиномия (греч. - противоречие законов) - термин, означающий проти-воречие между двумя взаимоисключающими положениями, признаваемыми в равной степени истинными. Немецкий философ Кантотводил в своей системе значительное место антиномиям разума. Он доказывал, что разум в своём стремлении познать мир неизбежно впадает в противоречия с самим собой, которые, однако, он не в силах разрешить. Кант различал четыре антиномии:

1) мир конечен во времени и в пространстве; мир бесконечен во времени и в пространстве;

2) всё в мире просто и неделимо; нет ничего в мире простого, всё сложно и делимо;

3) в мире существует свобода; нет в мире свободы; всё необходимо;

4) существует первопричина мира; не существует первопричины мира.

Антиномии, по Канту, присущи лишь человеческому разуму. В этом учении Канта содержались некоторые элементы диалектики, основной смысл антиномии был один - доказать ограниченность человеческого познания, не-способность познать сущность вещей, утвердить и оправдать антинаучный взгляд агностицизма. Противоречия в человеческих понятиях с точки зрения диалектического материализма есть отражение реальных противоречий, борьба которых является основой развития материального мира.

   Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), исходя из принципа раз-вития, дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Именно он конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи. При этом Гегель прекрасно осознает тот факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского исследования.

Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная идея должна «вырваться» из абсолютности, т.е. «сама выйти из себя и ступить в другие сферы». Природа оказывается лишь одной из этих сфер и, соответственно, этапом внутреннего развития идеи, ее инобытием или ее иным воплощением.

Таким образом, природа принципиально объясняется из идеи, которая изначально лежит в ее основе. Безусловно, эта мысль глубоко идеалистична, но это не отнимает у нее смыслового значения при решении, в том числе (а может быть, и в первую очередь) проблем исследования реального бытия. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наи-более эффективных форм размышления над миром, которая позволяет рас-сматривать последний как особую целостную систему, развивающуюся по универсальным законам.

  По Гегелю, диалектика - особая модель философского подхода к миру. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе ко-торой лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и раз-решение противоречий. Гегель писал: «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе проти-воречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».

  Любой предмет, явление, представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. Найденные Гегелем зависимости, будучи сторонами процесса развития, характеризуют его с разных сторон.

Огромна заслуга Гегеля в развитии социальной философии. Он разрабо-тал учение о гражданском обществе, о правах человека, о частной собствен-ности. В своих трудах «Феноменология духа» (1807), «Основы философии права» (1821) он показал диалектику человека и общества, универсальное значение труда. Большое внимание уделял выяснению механизма товарного фетишизма, природе стоимости, цены и денег.

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Л. Фейербах (1804-1872) был учеником Гегеля, но затем подверг его учение критике. Фейербах первым выявил противоречие между методом и системой Гегеля. Он критиковал Гегеля за излишнюю абстрактность его рассуждений, их оторванность от конкретных проблем человека.

По мнению Фейербаха, философия должна заниматься именно пробле-мами человека. Он предлагал переименовать философию в антропологию, т.е. науку о человеке. Главная задача - это способствовать максимальной са-мореализации человеческой личности, чему препятствует религия, которая ставит человека в приниженное положение, убивает веру в себя. Люди сами создали богов по своему образу и подобию; они нуждались в идеале, образце для подражания и сами создали его, наделив теми качествами, которые хотели бы видеть у себя. Затем, через несколько поколений, этот идеал стал восприниматься как некая сверхличность, т.е. как Бог, а человек попал в приниженное положение. В центре новой религии должен быть человек, который вернёт себе утраченные качества, приписанные богам.

Заслуга Л. Фейербаха заключается в критике противоречий философии Г. Гегеля и гуманистическом характере его учения, попытке философского обоснования причин возникновения религии.

  Подводя итоги, можно сказать, что философия Нового времени отличается разнообразием взглядов и идей, ее представители внесли неоценимый вклад в ее развитие.

 

Литература:

1.Авдеев, В.И. Философия. Хрестоматия / В.И. Авдеев, И.М. Бочарова. - М.: Центр, 2017. - 432 c.

2.Канке, В.А. Основы философии: учебник / В.А. Канке. - М.: Логос, 2014. – 287 с.

Дополнительная литература:

1.Грядовой, Д.И. Философия: учебное пособие / Д.И. Грядовой. – М.: ЩитМ, 2013. - 381 с.

2.Губин, В.Д. Философия: учебник / В.Д. Губин. - М.: Проспект, 2013. - 332 с.

Методическая литература:

1.Бордак, С.Н. Курс лекций по теории философии: учебно-методическое по-собие / С.Н. Бордак. – Гомель: ГомГМУ, 2013. – 108 с.

2.Философия: практикум / И.Н. Сидоренко, В.А. Ксенофонтов. – Минск: ВА РБ, 2014. – 69 с.

Интернет-ресурсы:

1.Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ): соз-дана и поддерживается как база электронных ресурсов для исследований и образования в области экономики, социологии, политологии, международных отношений и других гуманитарных наук http://uisrussia.msu.ru

2.Хайдеггер М. Что такое – философия? http://www.ec-dejavu.net/p/Philosophy.html

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.