|
|||
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 3.Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектикив том, что: •все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); • данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; • единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: •существует определенный тезис(утверждение, форма бытия); • данному тезису всегда находится антитезис— его противоположность; • в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез— новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; • данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. Например: В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис — "небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме. По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять: • философию природы; • философию духа; • философию истории; • а значит, и их сущность. Природу (окружающий мир)Гегель понимает как инобытие идеи(то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: • субъективный дух; • объективный дух; • абсолютный дух. Субъективный дух— душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя"). Объективный дух- следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство. Абсолютный дух— высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: • искусство; • религия; • философия. Искусство— непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства. Религия— антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия— синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" — по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание. Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: •философию природы; • антропологию; • психологию; • логику; • философию государства; • философию гражданского общества; • философию права; • философию истории; • диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. История,по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: • восточную; • антично-средневековую; • германскую. Восточная эра(эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами. Антично-средневековая эра- период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей. Германская эра— современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все. 5.Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля: •государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог); • право - наличное бытие (воплощение) свободы; • общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; • богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться; • противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса; •противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе; • "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно
ФИЛОСОФИЯ КАНТА Немецкая философия конца ХVIII- первой трети ХIХ веков представлена именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха и представляет собой важный этап в развитии мировой философской мысли.В ней нашли отражение основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя в Западной Европе, а также конкретно-исторические особенности Германии того времени. Основателем немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.). Основное содержание своей философии Кант изложил в виде следующих вопросов: «Что я могу знать?»,«Что я должен делать?»,«На что я могу надеяться?»,«Что есть человек?». В творчестве Канта принято выделять 2 периода: 1) докритический (до 70-х гг.), 2) критический (после 70-х гг.). В первый период Кант занимался философскими вопросами естествознания, в центре его внимания идея о развитии в природе. Он развивает гипотезу о происхождении Солнечной системы естественным путем из туманности, идею о множественности миров, о происхождении человеческих рас и др. Второй период получил название «критический», т.к. внимание философа сосредоточено на критическом исследовании возможностей человеческого разума. В учении Канта основным разделом философии является гносеология; предметом философии, по Канту, должен являться не мир, а процесс познавательной деятельности, протекающий по своим собственным законам. Теория познания у Канта – это учение о познавательных возможностях и границах человеческого разума. Ее основной вопрос: как наше знание соотносится с объективным миром вне нас? Философ исходил из тезиса о том, что мир вещей существует независимо от человека и его сознания («вещи в себе»). Кант выделяет 3 формы познания: чувственность, рассудок, разум. На первом этапе «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения.Ощущения дают первичные сведения о вещах, но они являются субъективным свойством чувственности. На уровне рассудка эти сведения выражаются в форме понятий, с помощью которых происходит обобщение чувственного материала. Но рассудок имеет дело не с самим предметом, а с мыслью о нем - следовательно, рассудок также дает субъективное знание. Разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире. Это знание представлено в форме идей, которые выходят за пределы опыта (т.е. им не соответствуют реальные предметы). По Канту, разум порождает 3 основные идеи: идея души (обозначает источник всех психических процессов), идея мира (выражает причинно-следственные связи), идея Бога (абсолютное начало всех явлений, причина всех причин). Цель познания – объяснение мира как единого целого с помощью данных предельно широких идей. Однако в ходе решения этой задачи разум вступает в противоречие с самим собой. Кант доказывает это с помощью антиномий – противоречивых суждений, каждое из которых может быть доказано с помощью разума (мир ограничен во времени и пространстве – мир бесконечен, Бог существует – Бога нет и т.д.). Это приводит Канта к выводу о противоречивости и ограниченных возможностях человеческого разума. Кант приводит четыре самых известных антиномии для подтверждения своей теории о рассудке и опыте. 1.Мир (Вселенная, Космос) имеет начало и конец, т.е. границы, поскольку все в мире имеет начало и конец. Однако Вселенная – бесконечна и непознаваема человеческим разумом. 2. Все самое сложное можно разложить на самые простые элементы. Но в мире нет ничего простого, все сложно и чем больше мы раскладываем, тем сложнее нам объяснить полученные результаты. 3. В мире есть свобода, однако, все живые существа постоянно подчиняются законам природы 4.Мир имеет первопричину (бог). Но в то же время первопричины нет, все случайно, как и само существование Вселенной. Таким образом, знания, полученные на уровне чувственности и рассудка, субъективны, а разум противоречив, следовательно, объективное знание получить невозможно. В этом проявляется субъективный идеализмиагностицизм Канта. Кант писал: «Я должен был ограничить область знания, чтобы уступить место вере». В своем учении о морали и нравственности («практический разум») Кант исследует проблему свободы человека. Человек – существо свободное, способное к самостоятельному выбору поведения. Однако человек также существо нравственное, а нравственность формируется в обществе, поэтому необходимо уважение к свободе и интересам других людей.
|
|||
|