Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 

 

__________ВШППиФК _________

(наименование высшей школы / филиала / института / колледжа)

 

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ

 

 

По дисциплине/междисциплинарному курсу/модулю

Логика

 

 

  На тему

Проблемные задачи

 

     

 

  Выполнил (-а) обучающийся (-аяся): Федотовская Анастасия Михайловна
  (Ф.И.О.)
  Направление подготовки / специальность: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование» «Психология и педагогика дошкольного образования»
  (код и наименование)
  Курс: 1
  Группа:143103
    Руководитель: Макулин А.В.. преподаватель
  (Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)
Отметка о зачете        
    (отметка прописью) (дата)
Руководитель   Макулин А.В.
    (подпись руководителя) (инициалы, фамилия)

 

 

Архангельск 2021

 

1.Какие логические операции используются в определении понятий? Приведите примеры

Основными логическими операциями с понятиями являются: обобщение и ограничение понятий, их определение и деле­ние. В основе данных операций лежат родо-видовые отношения между понятиями.

Логические операции обобщения и ограничения основаны на законе об­ратного отношения между объемом и содержанием понятия. Данные опера­ции имеют противоположную направленность.

Ограничением называется логическая операция перехода от родовых по­нятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака. Например, если к содержанию понятия «юрист» до­бавить видообразующий признак, показывающий его специализацию, то получим новое понятие «юрист-криминолог», которое является видовым понятием по отношению к исходному, родовому понятию.

Логическая операция ограничения понятия широко применяется в право­вой деятельности, в частности при квалификации конкретного преступления. В этом случае осуществляется последовательный переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Например, «деяние» - «адми­нистративное нарушение» - «уголовное преступление» - «разбой».

Обобщением называется логическая операция перехода от видового по­нятия к родовому путем исключения из содержания данного видового поня­тия его видообразующего признака. Так, если из содержания понятия «юри­дическая академия» исключить видовой признак «юридическая», то получим родовое понятия «академия».

Определение (или дефиниция) понятия есть логическая операция, кото­рая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. Всякое определение отвечает на вопрос: что это такое? Например, «контра­банда — это незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу, совершенное с сокрытием предметов в специаль­ных хранилищах».

Номинальным называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п., например, «Кредитор - тер­мин, обозначающий физическое или юридическое лицо, перед которым данная организация имеет задолженность, отраженную в ее балансе». В но­минальном определении часто раскрывается, и этимология того или иного термина. Например, термин «философия» происходит от греческих слов «филио» — люблю и «софия» — мудрость, что означает любовь к мудрости (или, как говорили раньше на Руси, любомудрие). Для номинальных опре­делений характерно присутствие в их составе слова «называют (ся)».
2. Объясните, почему нельзя путать грамматические подлежащее и сказуемое с субъектом и предикатом?

Нельзя путать грамматические подлежащее и сказуемое с субъектом и предикатом. Во многих случаях они не совпадают. Субъект и предикат постоянных форм выражения не имеют и нередко определяются логическим ударением (в зависимости от того, что выделяется в качестве нового знания).

Простые суждения бывают трех видов:

1. Суждения свойства (атрибутивные). В них утверждается или отрицается принадлежность предмету известных свойств, состояний, видов деятельности. Примеры:

«Мед сладкий», «Шопен не является драматургом». Схемы этого вида суждения: «S есть P» или «S не есть P».

2. Суждения с отношениями (реляционные). В них говорится об отношениях между предметами. Например, «Всякий протон тяжелее электрона», «Вера и Маша подруги».

Формула, выражающая такое суждение, записывается как aRb или R(a,b), где a и b – имена терминов суждения, а R – имя отношения.

3. Суждения существования (экзистенциальные). В них утверждается или отрицается существование предметов в действительности. Примеры этих суждений:

«Существуют атомные электростанции», «Не существует беспричинных явлений».

Если рассматривать предикат существования наравне с другими признаками предмета, то отсюда вытекают такие типы рассуждения, как онтологическое доказательство бытия Бога, изобретенное в XІ в.

3. Объясните на примерах, чем отличается логическая структура суждения от грамматической структуры предложения?

Предложение – это грамматическая форма суждения. А суждение – логическое содержание предложения. Различие между предложением и высказыванием в собственно грамматическом смысле заключается в том, что предложение - это абстрактная синтаксическая модель, или конструкция, высказывание - это та же модель, но заполненная определенными словами. Например, синтаксическая модель подлежащее + сказуемое+ дополнение представляет собой предложение.

Это единство суждения и предложения конкретно выражается в том, что и в суждении, и в предложении основные элементы выражают одно и то же качество. Однако состав суждения и предложения не тождествен: каждой части суждения могут не соответствовать главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Логический строй мысли и грамматическая форма речи также не совпадают. Подлежащее в предложении должно всегда стоять в именительном падеже; для выражения субъекта суждения это не обязательно. Предложение содержит так называемые второстепенные члены; все элементы суждения входят в состав субъекта и предиката.

Рассмотрим, например, такое суждение:

"Постоянная нацеленность на поиск новых, нестандартных путей решения беспрецедентных задач является неотъемлемой чертой менеджера".

Его грамматическое выражение будет состоять из подлежащего (нацеленность), сказуемого (является) и ряда поясняющих членов предложения. С точки зрения логического состава, понятием о предмете мысли в этом суждении будет "менеджер", а предикатом — "неотъемлемой чертой которого является нацеленность на поиск новых, нестандартных путей решения задач". Логический строй суждения одинаков для всех народов; грамматический строй предложения в значительной степени национален, определяется характерными особенностями данного языка, сложившегося в определенных исторических условиях жизни того или иного народа. Всякое суждение выражается в предложении, но не каждое предложение может выражать суждение. Если соотношение логического содержания и грамматической формы легко раскрывается в повествовательных предложениях, то гораздо сложнее оно решается в побудительных, нормативных и вопросительных предложениях.

4. Используя тексты художественной литературы найдите и приведите примеры непоследовательности, когда по одному и тому же поводу высказываются взаимоисключающие, несовместимые положения.

С законом тождества органически связан закон противоречия. Можно сказать, так: если бы не было первого, то не могло бы быть и второго. В то же время закон противоречия носит самостоятельный характер. Если закон тождества обусловливает такую коренную черту правильного мышления, как определенность, то действие закона противоречия обеспечивает его последовательность, непротиворечивость. Например, «Ночь длинная» — «День короткий». Здесь налицо два противоположных высказывания, но они касаются разных предметов. Такие два высказывания могут быть одновременно истинными. Следовательно, никакого логического противоречия здесь нет: есть лишь отражение противоположных свойств, присущих дню и ночи.

А если мы выскажем два противоположных суждения об одном и том же предмете? Могут ли они быть одновременно истинными? Да, но при условии, если предмет рассматривается в разное время. Например, «Октябрьский день короткий» — «Июньский день длинный». Здесь тоже нет логического противоречия.

Могут ли, далее, быть одновременно истинными противоположные высказывания об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время? Да, но при новом условии: если он рассматривается в разных отношениях. Например, «Октябрьский день короткий по сравнению с июньским» — «Октябрьский день длинный по сравнению с январским».

Возьмем, наконец, последний случай. Могут ли быть одновременно истинными два противоположных суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении? Нет. Октябрьский день по сравнению с июньским не может быть и длинным, и коротким. Если мы будем рассуждать так, то допустим логическое противоречие. Это и есть такой феномен мышления, когда высказываются два взаимоисключающих суждения об одном и том же предмете, который рассматривается в одно и то же время и в одном и том же отношении.

5. Подумайте и объясните с использованием примеров, могут ли правдоподобные рассуждения быть обоснованными?

Это означает, что с помощью правдоподобных рассуждений можно обосновать только определенную степень вероятности точки зрения. Доказать ее истинность, опираясь на схемы правдоподобных рассуждений, невозможно

Правдоподобная аргументация - это аргументация, в которой точку зрения обосновывают или критикуют, применяя схемы правдоподобных рассуждений.

Различают разные виды правдоподобных рассуждений среди них:

-o индуктивные рассуждения;

-o рассуждения по аналогии

В связи с этим правдоподобную аргументацию можно строить или по схемам индуктивных рассуждений, или по схемам рассуждений по аналогии.

 

6. По мнению Аристотеля, энтимемы должны играть решающую роль в риторике, ибо они убеждают сильнее, чем примеры. Объясните, почему?

Энтимемы, по мнению Аристотеля, должны играть решающую роль в риторике, ибо они убеждают сильнее, чем примеры.

Наведение, пример используется, когда на основании многих подобных случаев выводится заключение относительно наличия какого-либо факта. Такое заключение является наведением.

Например, когда дети часто болеют, родители плохо концентрируются на работе, стремятся отпроситься к семье, чем снижают уровень производственной активности. Значит, работодателю выгодно заботиться о детях работников так, чтобы они менее болели или получали квалифицированную помощь. Наведением является вывод о том, что снижается уровень производственной активности.

                   7. Почему умозаключения называют рассуждениями?

Рассуждение, между посылками и заключением которого имеет место отношение следования, называют дедуктивным. В логике вместо термина «рассуждения» чаще используется слово «умозаключение». Умозаключение – это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Умозаключение состоит из посылок и заключения. Всякое умозаключение состоит из двух частей: те суждения, из которых мы исходим, на которые мы опираемся в умозаключении, называются его посылками, новое суждение, извлекаемое нами из посылок, называется выводом.

8. Покажите области применения аналогии в практике связей с общественностью.

В связях с общественностью и рекламе применение правил аргументации имеет большое значение, поскольку целью специалиста этой области является воздействие на общественное мнение и формирование определенной системы ценностей. Аргументация важна и в рекламе, и в имиджевой статье, и в процессе проведения презентации.

9. Что такое логомахия? Приведите примеры?

Логомахия- логическая ошибка, "спор о словах", когда в процессе общения участники коммуникации по-разному понимают термины, что ведет к конфликту между собеседниками. Примером логомахии может послужить употребление словосочетания «смешанный хор» в следующем анекдотическом диалоге: Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины. - Да, но одни умеют петь, а другие нет.

10. Приведите примеры проблем-головоломок.

1. Любовный треугольник

Макс смотрит на Машу. Маша смотрит на Василия. Макс женат, Василий - нет, и мы не знаем, замужем ли Маша. Смотрит ли женатый человек на неженатого человека?

2. Носки боятся темноты

У мужчины в ящике стола 53 носка: 21 синий, 15 черных и 17 красных. Свет выключен, и он полностью в темноте. Сколько носков он должен взять, чтобы быть на 100 процентов уверенным, что у него есть хотя бы одна пара черных носков?

3. Горящие веревки

Эта задача является классической логической головоломкой. У вас есть две веревки, каждая из которых горит по часу, но, возможно, горит с разной скоростью. Как вы можете измерить 45 минут? (Вы можете зажечь одну или обе веревки на одном или обоих концах одновременно. Линейки и режущих предметов у вас под рукой нет, да они и не помогли бы).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.