Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЭКОНОМИКА 11 Класс



09.11.2021

ЭКОНОМИКА 11 Класс

Тема: «Государственный долг . Налоги и бюджет  »

Цель урока: формировать у учащихся понятие о государственном долге; раскрыть особенности классификации государственного долга; выяснить безопасную границу дефицита государственного бюджета и государственного долга; развивать познавательные интересы у учащихся, логическое мышление; продолжать формировать умение работать с различными источниками знаний, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Основные понятия: государственный долг, классификация государственного долга, внутренний долг, внешний долг, индикаторы финансовой безопасности государства.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

►► «Мозговой штурм»

В течение 2-3 мин. ученики высказывают свои мнения по вопросам:

♦ Почему большинство стран мира имеют государственные долги?

♦ Как по вашему мнению, само по себе наличие государственного долга дает представления о реальном финансовом состоянии государства?

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Что такое, по вашему мнению, государственный долг?

(Государственный долг (DG) - это общий размер накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных излишков. Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долгов государства. Внутренний государственный долг (D) - это задолженность государства домохозяйствам и фирмам страны, которые владеют ценными бумагами, выпущенными ее правительством. Внешний государственный долг (DI) - это задолженность государства перед иностранными гражданами, фирмами, правительствами и международными финансовыми организациями.)

Структурно государственный долг Украины состоит из внутреннего и внешнего. Размер государственного долга, согласно данным, приведенным на сайты Министерства Финансов Украины (www.оказались самыми богатыми среди европейцев.gov.ru), на 31.12.2010 года, представлены в таблице.

 

Внутренний и внешний долги Украины

 

Год

Внутренний

Внешний

тыс. долл. США тыс. грн. тыс. долл. США тыс. грн.
3 799 661,57 19 188 290,90 8 704 222,93 43 956 325,90
3 288 655,86 16 607 712,12 9 803 183,83 49 506 078,42
3 526 017,09 17 806 386,34 10 591 661,77 53 487 891,96
5 800 850,34 44 666 547,59 11 171 831,40 86 023 101,79
11 405 144,25 91 070 076,77 17 022 696,28 135 926 229,69
19 530 004,29 155 498 926,908 34 760 018,75 276 759 269,28

 

Как видим из данных, приведенных в таблице, внутренний и внешний долги Украины за последние годы росли очень высокими темпами.

Совокупный государственный (прямой) и гарантированный долг Украины в 2010 году вырос на 36,4%, или на 14,476 млрд. долл. США, - до 54,289 млрд. долл. (432,235 млрд. грн.).

 

V. Изучение нового материала

Экономическая сущность государственного долга проявляется через такие две присущие ему функции:

♦ фискальную - привлечение государством необходимых средств для финансирования бюджетных расходов;

♦ регулятивную - корректировка объема денежной массы через покупку-продажу ценных бумаг Национальным (Центральным) банком страны.

Главными причинами создания и увеличения государственного долга являются: увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов, циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики, сокращение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующей корректировки (уменьшение) государственных расходов, влияние политических бизнес-циклов - чрезмерное увеличение государственных расходов накануне выборов с целью завоевания популярности избирателей и сохранения власти.

Существует положительная взаимосвязь между размерами бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетный дефицит увеличивает государственный долг, а рост долга, в свою очередь, требует дополнительных расходов бюджета на его обслуживание, что увеличивает бюджетный дефицит.

На объеме бюджетного дефицита происходят все изменения в величине государственного долга, в том числе те, что обусловлены влиянием инфляции. Именно поэтому важно, чтобы государственная задолженность измерялась также в реальных, а не только в номинальных величинах.

Абсолютный размер государственного долга является не очень показательным макроэкономическим индикатором, поскольку долг растет по мере увеличения ВВП и на его величину влияет инфляция. Более содержательными являются относительные показатели задолженности, а именно: отношение долга к ВВП, отношение суммы обслуживания долга к ВВП.

Относительная величина государственного долга («долг/ВВП») зависит от таких факторов, как уровень реальной процентной ставки, по которой определяется размер выплат по долгу, темп роста реального ВВП и объем первичного бюджетного дефицита. Уменьшение относительной задолженности в экономике возможно при условии, если темпы роста реальной процентной ставки будут ниже темпов роста реального ВВП, а доля первичного бюджетного излишка относительно ВВП будет увеличиваться.

Управление государственным долгом (в широком смысле) - это одно из направлений финансовой политики государства в лице органов государственной власти и управления относительно определения долговой стратегии государства, в частности целей долгового финансирования, определения стоимости и объема государственного долга, организации планирования, учета, отчетности и контроля государственного долга, с целью удовлетворения финансовых потребностей государства и общества в режиме рационального использования бюджетных средств, экономии ресурсов, опосредованных долговым обязательствам Правительства и минимизации обслуживания долга.

Главными направлениями управления государственным долгом является поиск надежных источников для выплаты долга и рациональное использование внешних заимствований.

По определению экспертов Всемирного банка, эффективное управление государственным долгом включает в себя три специфические взаимосвязанные процессы:

♦ выбор пригодного вида финансирования;

♦ решение о размере займов;

♦ ведение полной и своевременной отчетности о имеющийся долг государства.

Само по себе наличие государственного долга не дает представления о реальном финансовом состоянии государства. Государственный долг - это сложное явление, обусловленное рядом факторов, в условиях каждого отдельного государства имеет свою специфику. Подтверждением этому является опыт Англии, которая считается родиной государственного кредита и которая, несмотря на рост государственного долга, достигшего расцвета экономики.

.

К категории стран с чрезмерным уровнем задолженности относятся те, что на протяжении последних лет имели превышение критического значения хотя бы одного из следующих показателей: отношение величины накопленного долга к ВВП составляло более 80% или отношение величины долга и процентных платежей к экспорту превышало 220 %.

Уровень бюджетного дефицита также относится к числу важнейших индикаторов финансовой безопасности любого государства. Существуют различные оценки его предельного размера. Например, Маастрихтский договор среди других условий потенциальным участникам валютного союза выдвигает и такую, как предел дефицита госбюджета (3 % от ВВП). Согласно данным международной статистики, «нормальная» величина бюджетного дефицита в индустриально развитых странах колеблется в пределах 3-4 % от размера ВВП за среднемировой его величины 4,5%. Существует тенденция к стабилизации бюджетного дефицита в среднемировом измерении 4-5% от объема ВВП.

Относительно влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют различные взгляды. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов основываются на том, что бюджетный дефицит не является деструктивным фактором. Для национальной экономики он не представляет угрозы, поскольку все расходы, в том числе и те, превышающие доходы, совершаются на территории определенного государства и способствуют росту благосостояния страны. Если дефицит будет сосредоточен в бюджете развития, то в этом случае рост дефицитного финансирования способен привести к инвестиционному и инновационному росту. Кроме того, дефицит бюджета, согласно теории дефицитного финансирования, означает увеличение доходов субъектов хозяйствования и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства. А это, в свою очередь, ведет к росту налоговых поступлений.

.

.

В условиях рыночной экономики, как утверждают современные западные финансовые теории, дефицит может быть полезным в случае, когда во время спада производства государство тратит больше денег, чем получает: он обеспечивает увеличение спроса, в том числе покупательную способность населения. Потребители начинают больше покупать, предприниматели - больше продавать. Вследствие этого растут объемы производства, сокращается безработица.

 

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1). Верны ли следующие утверждения?

1. Бюджетный дефицит и государственный долг угрожают независимости страны.

2. Уровень развития страны имеет значение для оценки уровня ее государственного долга и бюджетного дефицита.

3. Если национальная экономика достигла уровня полной занятости ресурсов и государственные расходы превышают налоговые поступления, возникает структурный дефицит бюджета.

4. Ускоренное развитие национальной экономики возможно только тогда, когда государственный долг не растет.

5. Государственный бюджет отражает интересы только министерств и ведомств, предприятий и организаций.

6. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за счет дополнительной эмиссии денег.

Ответы: 1 - да; 2 - да; 3 - да; 4 - нет 5 - нет; 6 - да.

3). Выполните практическое задание.

Правительство страны взяло заем в сумме 500 млн. долл. по годовой ставке 10%. Эти средства использованы для реализации инвестиционного проекта, который обеспечивает ежегодный прирост ВВП на сумму 100 млн. долл. в течение нескольких лет. Определите:

а) на сколько возрастет государственный долг;

б) вырастет ли чистое бремя долга, который несут граждане этой страны.

Решение:

а) государственный долг возрастет на сумму взятой за рубежом займа, то есть на 500 млн. долл.;

б) чистый бремя долга не вырастет, потому что сумма уплаты процентов за год меньше ежегодного прироста ВВП, с которого выплачивают долг. Уплата процентов равна 50 млн. долл. (500 ∙ 0,1), а ежегодный прирост ВВП - 100 млн. долл. Разницу между ними (100 - 50 = 50 млн. долл.) накапливают для уплаты основной суммы долга.

 

VII. Итог урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Составить сводную таблицу суммарного долга стран мира относительно ВВП по информации СМИ (журналов, периодики, Internet - ресурсов).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.