|
||||
Человек и природаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Банк аргументов из художественной и публицистической литературы
Человек и природа | ||||
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека) | «Слово о полку Игореве» | Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости. | ||
А.П. Чехов «Степь» | Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся по-детски серьезными, философскими. | |||
Л.Н. Толстой «Война и мир» | Наташа. Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева. | |||
В. Астафьев «Царь-рыба» | Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. | |||
Постижения прекрасного в природе | Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями» | Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе. | ||
Бережного отношения к природе | Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирал их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него - родная стихия, и он переживает за всех его обитателей. | ||
В. Астафьев «Царь-рыба» | Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости. | |||
Проблема влияния человека на природу | Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния? | В. Брюсов «Труд»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Б.Л. Пастернак. Лирика. | ||
Проблема восприятия человеком природы как живой материи | Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней? | В.П. Астафьев «Царь-рыба»; А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…»; С.А. Есенин «Песнь о собаке»; В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»; Е. Носов «Трудный хлеб»; Паустовский «Заячьи лапы». | ||
|
||||
|