Таблица 1. - Функции экономического анализа
Анализпредставляют собой расчленение явления или предмета на его составные части (элементы) с целью изучения их внутренней сущности. Однако анализ не может дать полного представления об изучаемом предме те или явлении без синтеза, т.е. без установления связей и зависимостей между его составными частями.
Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их вовсем многообразии связей и зависимостей.
| | | | | | | | | | | | | | | | Планирование,
организация и мотивация
| | | | | | | | | | | | |
Таблица 1. - Функции экономического анализа
Функция
| Содержание
| Оценочная
| Оценка соответствия состояния экономической системы её целевым параметрам функционирования и потенциальным возможностям
| Диагностическая
| Установление причинно-следственных изменений экономической системы в количественном и качественном выражении влияния факторов на это изменение и развитие
| Поисковая
| Выявление неиспользованных резервов и потенциальных возможностей изменения и развития экономической системы, обоснованных механизмов их мобилизации
| Контрольная
| Выявление факторов, которые не позволяют достигнуть цели деятельности
|
Таблица 2 – Принципы экономического анализа
Принцип
| Содержание
| Научность
| Базироваться на положениях теории познания, учитывать требования экономических законов, передового опыта и новейших методов экономических исследований
| Комплексность
| Требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности, всестороннего изучения причинных взаимосвязей в экономике предприятия
| Системность
| Рассмотрение каждого объекта как сложной динамической системы, которая состоит из нескольких элементов, определенным образом связанных между собой, и внешней среды
| Объективность и достоверность
| Должен базироваться на достоверной проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, т.е. данные анализа должны констатировать, а не оценивать факты прошлых событий, а его выводы должны обосновываться точными аналитическими расчетами
| Действенность
| Активное воздействие и влияние на ход производства и его результаты, своевременное выявление недостатков, упущений в работе и информирование о них руководства
| Своевременность (оперативность)
| Осуществляется только тогда, когда возникает потребность выявить причины недостатков в работе предприятия и разработать пути повышения эффективности хозяйственной деятельности
| Результативность (завершенность)
| Обязательное оформление и пояснение полученных результатов исследования в виде актов, пояснительных записок и пр.
| Эффективность
| Затраты на его проведение должны давать многократный эффект
| Унифицированность
| Использование унифицированных методик, порядков расчета показателей
| Плановость
| Необходимость системного проведения аналитических исследований на базы высокой их организации и планирования аналитической работы
|
Таблица 3 – Источники информации
Источники
| Примеры
| Плановые
| бизнес-план, бюджеты, сметы, ценники, проектные задания, нормативные материалы
| Учетные
| документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная документация
| Внеучетные
| хозяйственно-правовые документы, нормативно-законодательная база, решение собраний коллектива, техническая и технологическая документация, информация из любых внешних источников (аудиторское заключение)
|
Таблица 4 – Классификация видов экономического анализа
Признак классификации
| Виды экономического анализа
| объекты анализа и сферы деятельности
| финансовый; управленческий; инвестиционный; инновационный; налоговый.
| пользователи (потребители) ЭА
| внутренний и внешний
| время исследования
| предварительный (перспективный, стратегический и тактический); оперативный (ситуационный); ретроспективный (последующий, текущий, исторический).
| степень пространственного (масштаб) охвата
| внутрихозяйственный; межхозяйственный; отраслевой; межотраслевой (народнохозяйственный)
| степень охвата объектов исследования
| комплексный (сплошной, итоговый);
тематический (целевой, локальный)
| глубина исследования и назначение результатов
| общеэкономический; технико-экономический;
функционально-стоимостной; эколого-экономический; экономико-статистический; социально-экономический; маркетинговый
| периодичность анализа
| периодический (регулярный): годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный; разовый
| функции управления (цели анализа)
| выявление резервов увеличения объема производства;
анализ повышения качества продукции; анализ снижения издержек производства и экономии капитальных затрат; анализ (сканирование) внешней среды; диагностический (ситуационный, проблемный); экспресс-анализ
| метод исследования
| сопоставимый (сравнительный) анализ, в т.ч. новое направление стратегического сравнительного анализа бенчмаркинг; детерминированный факторный анализ; стохастический анализ; маржинальный анализ ,анализ коммерческих рисков
| степень механизации и автоматизации работ
| автоматизированный; механизированный;
немеханизированный
|
Таблица 5 – Общенаучные методы и подходы к исследованию
Методы исследования
| Содержание
| Наблюдение
| Систематическое, целенаправленное восприятие объекта.
| Измерение
| Процесс определения численного значения некоторой величины посредствам единицы измерения.
| Сравнение
| Установление сходства и различия предметов явлений.
| Эксперимент
| Сознательное изменение течения естественных процессов путём создания искусственных условий, необходимых для выявления соответственных свойств.
| Анализ
| Совокупность приёмов и закономерностей расчленения объекта исследования на составляющие части.
| Синтез
| Совокупность приёмов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.
| Индукция
| Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от частного к общему.
| Дедукция
| Использование общих научных положений о явлении при исследовании его конкретных проявлений.
| Системный подход
| Рассмотрение объекта как целостного образования, состоящего из множества взаимосвязанных элементов; делается упор на анализ внутренних связей объекта.
| Комплексный подход
| Всестороннее изучение объекта в тесном взаимодействии научных направлений.
|
Таблица 6 – Виды и цели сравнения
Виды и базы сравнения
| Цель сравнения
| Факт - План
| оценка степени выполнения плана
| Факт – база (предыдущий период)
| определение тенденций развития экономических процессов
| План – база
| определение планового задания
| Предприятие с другими предп. и средними
| оценка достигнутых результатов и поиска резервов
| Параллельные и динамические ряды
| изучение взаимосвязей исследуемых показателей
| Варианты управленческих решений
| выбора наиболее оптимального
| Результаты до и после изменения фактора
| расчета влияния факторов и подсчета резервов
|
Таблица 7 – Классификация приемов экономического анализа
Приемы экономического анализа
| Качественные (логические)
| Количественные (Формализованные)
| ü приём сравнения
ü детализации
ü обобщения
ü выделения «узкого места»
ü выделение «ведущего звена»
ü приём группировки (структурной)
ü эвристические методы (методы экспертных оценок: комиссий, суда, "мозговой атаки", "Дельфи" и метод анализа иерархий)
| Ø традиционные методы экономической статистики:
· элементарные методы обработки расчетных данных;
· метод группировки данных (аналитической);
· метод расчета индексов
| Ø классические методы экономической аналитики:
· прием цепных подстановок;
· метод абсолютных разницы;
· метод относительных разниц;
· индексный метод;
· метод пропорциональное деление;
· балансовый;
· интегрированный метод;
· метод логарифмирования.
| Ø экономико-математические методы:
· стохастического факторного анализа: корреляционный, дисперсионный анализ и метод главных компонент.
· прогнозирования: регрессионный анализ, экспоненциальное сглаживание, прогноз на основе преобразования Фурье с учетом сезонных колебаний
· классификации: кластерный; теория распознания образов и т.д.
· оптимизации: математическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания;
· методы имитационного моделирования
|
|