Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ



 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

  1.1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции Задание Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная сущность человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение.   Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. , 2. В чём проявляется биологическая природа человека? а) функционирование внутренних органов и систем; б) первичные (физиологические) потребности; в) генотип человека и механизмы наследственности. 3. Социальное в человеке: а) социальные потребности; б) интересы; в) волевые качества; г) самосознание; д) мировоззрение и др. 4. Единство биологического и социального в человеке: а) роль наследственности в развитии человека; б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями; в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах. 5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).
  1.2.Социальная сущность человека. Задание Чем деятельность человека отличается от поведения животного. Назовите три отличия деятельности человека от поведения животного. Проиллюстрируйте каждое из них примером   Пояснение. В правильном ответе могут быть названы следующие отличия деятельности человека от поведения животного:   1) человек сознательно ставит перед собой цели, животные действуют на основании инстинктов; 2) человек в ходе деятельности преобразует окружающий мир, животные приспосабливаются к условиям существования в соответствии с видовой специализацией; 3) деятельность человека носит конкретно — исторический характер, а поведение животных единообразно на протяжении всего существования биологического вида.  
  1.3. Сознание и мышление.   СОЗНАНИЕ Задание Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания» Пояснение. В правильном ответе могут быть указаны такие черты (особенности): 1) современная массовая культура и СМИ, её распространяющие, являются, по сути, промышленным производством (воздействие на массовое сознание приобретает индустриальные формы); 2) воздействие массовой культуры на сознание людей становится мощным, целенаправленным, масштабным; 3) массовая культура стремится проникнуть в эмоциональнопсихологический мир человека, воздействуя на его сознание; 4) образцы и стандарты поведения, формируемые массовой культурой, становятся нередко элементом индивидуального и коллективного сознания; 5) массовая культура способствует манипуляции массовым сознанием. Задание Как общество и государство могут повлиять на формирование у людей правового сознания и правового поведения? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, предложите три способа. Пояснение. Могут быть предложены следующие способы:   1) соблюдение законов руководством государства и государственными служащими, работниками правоохранительных органов; 2) эффективная работа правоохранительных органов по пресечению правонарушений; 3) создание и демонстрация по центральным телеканалам программ, фильмов, содержащих позитивные правовые установки; 4) введение в образовательных учреждениях специальных курсов права; 5) формирование в обществе нетерпимости к нарушению норм права и готовности сотрудничать с правоохранительными органами. Могут быть предложены другие способы. Задание Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое сознание». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитывается: − соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; − наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу; − корректность формулировок пунктов плана.   Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.   Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие «политическое сознание». 2) Уровни политического сознания: а. обыденно-практический; б. идеолого-теоретический. 3) Виды политического сознания: а. индивидуальное; б. групповое; в. массовое. 4) Структура политического сознания: а. установки; б. выводы; в. модели поведения. 5) Функции политического сознания: а. регулятивная; б. прогностическая; в. оценочная и др. МЫШЛЕНИЕ Задания Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «мышление»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления; − одно предложение, раскрывающее сущность любой из этих операций (приёмов).   Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: мышление — способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией об основных операциях (приёмах) мышления, опирающейся на знание курса, например: Основными операциями (приёмами) мышления являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование, обобщение; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более основных операциях (приёмах) мышления.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любой из операций (приёмов) мышления, например: Анализ - это мысленное разложение предмета на составляющие его части, элементы.   - и конечно в плане это понятие можно встретить   МИРОВОЗРЕНИЕ Задания Назовите три типа мировоззрения и конкретизируйте формирование каждого из них примером. (В каждом случае сначала назовите тип мировоззрения, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.) Пояснение. Типы мировоззрения: 1) обыденное (например, Иван Иванович никогда не интересовался мировоззренческими вопросами, его мировоззрение складывалось стихийно под воздействием житейских успехов и неудач); 2) научное (например, под влиянием учителей в процессе изучения школьных предметов у Анны сформировались основы научного мировоззрения); 3) религиозное (например, Илья воспитывался в религиозной семье, формирование религиозного мировоззрения у него началось в раннем детстве).   - и конечно это может быть план -  и задание на знание термина
  1.4. социальный статус и социальная роль   СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС Задание В обществе высказывается мнение о том, что высокий социальный статус родителей не способствует достижению детьми ещё более высокого социального статуса. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение этого мнения. Пояснение. В правильном ответе должны быть приведены аргументы 1) в подтверждение, например: — у детей нет стимула добиваться более высокого статуса, они и так обладают значительным объёмом жизненных благ; — нередко семьи заинтересованы в поддержании детьми имеющихся позиций, следовании традициям; — для детей родителей с высоким социальным статусом могут быть закрыты в силу социальных предрассудков многие виды деятельности, приносящие известность и доходы; 2) в опровержение, например: — родители с высоким социальным статусом имеют массу возможностей обеспечить повышение статуса своих детей; — ребёнку в любой семье могут быть свойственны стремление к самореализации, карьерные амбиции.  
  1.5. Молодежь   Задание В чём проявляется специфика социального статуса молодёжи? Назовите три аспекта и проиллюстрируете каждый из них примером. Пояснение. В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1. ответ на первый вопрос, например: — специфика социального статуса молодёжи как социальной группы проявляется в том, что эта группа «неполного» вхождения в общество, характеризующаяся промежуточным положением «между детством и взрослостью»; 2. ответ на второй вопрос, например: — специфика социального статуса молодёжи; анализ историко-социальных предпосылок возникновения молодёжной группы; достижение взрослости и её характеристики. (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх аспектов из упомянутых в тексте.) 3. ответ на третий вопрос: — возраст. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ Задания Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «социальная роль»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о взаимосвязи социальной роли и социального статуса; − одно предложение, раскрывающее суть ролевого конфликта. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:   1) смысл понятия, например: «Социальная роль — это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений».   2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например:   — «Социальный статус определяет социальную роль, то есть модель поведения, которую ожидает общества от носителя того или иного статуса»; — «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ».   - Часто используют в текстах
  1.6. Этнические общности   Заданий не нашла. Скорее всего это тема используется как…. Задание Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: — соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; — наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; — корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.   Один из вариантов плана раскрытия данной темы.   1) Понятие нация: а) как этническая группа; б) как общегражданская общность. 2) Признаки этноса: а) наличие территории проживания; б) общность языка, традиций, обычаев; в) общность исторического и социокультурного опыта; г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности. 3) Разновидности этнических групп: а) род и племя; б) народность; в) нация. 4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений: а) межнациональная интеграция; б) межнациональная дифференциация. 5) Демократические принципы межнациональных отношений: а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества; б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций; в) право граждан на определение своей национальной принадлежности; г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе; д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности. 6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.   ИЛИ Задание В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях. Пояснение. В ответе могут быть приведены следующие направления, например: 1) обеспечение равноправия всех этносов внутри одного государства; 2) гарантирование и уважение права народов на сохранение этнической культуры и самобытности; 3) согласование интересов разных этносов внутри одного государства; 4) предупреждение и преодоление этнонациональных конфликтов. Могут быть приведены другие направления  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.