Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фрида Кало «Что мне дала вода» (1938) - поэтическая дуэль



Фрида Кало «Что мне дала вода» (1938) - поэтическая дуэль

Стих №1

 

Я в тёплой ванне предалась воспоминаньям,
Струился ветреный поток душевных нот.
Лежу в воде, а мысли мучает терзанье:
Жива ли я? Или мертва, наоборот?

О, что дала ты мне, вода мгновений жизни,
Пустынных зарослей мой кактусовый сок?
Осколки чувств, что в сердце раною зависли?
Любви художественный огненный цветок?

Как трудно женщине в наш век тяжёлый, грубый,
Когда ломают кисть и шепчут: "не нужна"!
Пока ты нежно тянешь алые к ним губы,
Не находя при этом ласки или сна.

Я помню женщин обнажённых на диване.
Не находили души чистые покой.
Как извергала чуждый мир жерлом вулкана!
Мне было больно... Но и радостно порой.

Что мне вода дала? Так много. Бесконечность.
Пусть до сих пор сочится кровь из пальцев ног,
Полотна времени подхватит быстротечность -
И мой художественный огненный цветок!

 

***

 

Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк).

 

1-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.

Рифмы: воспоминаньям — нот — терзанье — наоборот. 

Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск

Рифмовка: ABAB - перекрёстная

 

2-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.

Рифмы: жизни — сок — зависли — цветок. 

Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск

Рифмовка: ABAB - перекрёстная

 

3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.

Рифмы: грубый — нужна — губы — сна.

Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск

Рифмовка: ABAB - перекрёстная

 

4-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.

Рифмы: диване — покой — вулкана — порой. 

Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск

Рифмовка: ABAB - перекрёстная  

 

5-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.

Рифмы: Бесконечность — ног — быстротечность — цветок. 

Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск

Рифмовка: ABAB - перекрёстная 

 

***

 

Я в тёплой ванне предалась воспоминаньям
! !- !- --! ---!- (13 слогов)
Струился ветреный поток душевных нот
-!- !-- -! -!- ! (12 слогов)
Лежу в воде а мысли мучает терзанье
-! -! ! !- !-- -!- (13 слогов)
Жива ли я Или мертва наоборот
-! ! ! !- -! ---! (12 слогов)
О что дала ты мне вода мгновений жизни
! ! -! ! ! -! -!- !- (13 слогов)
Пустынных зарослей мой кактусовый сок
!-- !-- ! !--- ! (12 слогов)
Осколки чувств что в сердце раною зависли
-!- ! ! !- !-- -!- (13 слогов)
Любви художественный огненный цветок
-! -!--- !-- -! (12 слогов)
Как трудно женщине в наш век тяжёлый грубый
! !- !-- ! ! -!- !- (13 слогов)
Когда ломают кисть и шепчут не нужна
-! -!- ! ! !- ! -! (12 слогов)
Пока ты нежно тянешь алые к ним губы
-! ! -! !- !-- ! !- (13 слогов)
Не находя при этом ласки или сна
! --! ! !- !- !- ! (12 слогов)

Я помню женщин обнажённых на диване
! !- !- --!- ! -!- (13 слогов)
Не находили души чистые покой
! --!- !- !-- -! (12 слогов)
Как извергала чуждый мир жерлом вулкана
! --!- !- ! -! -!- (13 слогов)
Мне было больно Но и радостно порой
! !- !- ! ! !-- -! (12 слогов)
Что мне вода дала Так много Бесконечность
! ! -! -! ! !- --!- (13 слогов)
Пусть до сих пор сочится кровь из пальцев ног
! ! ! ! -!- ! ! !- ! (12 слогов)
Полотна времени подхватит быстротечность
-!- !-- -!- --!- (13 слогов)
И мой художественный огненный цветок
! ! -!--- !-- -! (12 слогов)

 

***

 

 

Я в ТЁП/-лой ВАН/-не пре/-да-ЛАСЬ/ во-спо/-ми-НАНЬ/-ям,

Стру-ИЛ/-ся ВЕ/-тре-ный/ по-ТОК/ ду-ШЕВ/-ных НОТ./

Ле-ЖУ/ в во-ДЕ/, а МЫС/ли МУ/-ча-ет/ тер-ЗАНЬ/-е:

Жи-ВА/ ли Я?/ и-ЛИ/ мер-ТВА/, на-о/-бо-РОТ/?

 

Стихотворение написано шестистопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _ !

 

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. 


Схема произведения выглядит следующим образом.

 

_ ! / _ ! / _ _ / _ ! / _ _ /_ ! / _

_ ! / _ ! / _ _ / _ ! / _ ! /_ ! /

_ ! / _ ! / _ ! / _ ! / _ _ /_ ! / _

_ ! / _ ! / _ ! / _ ! / _ _ /_ ! /

 

***

 

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

 

- инверсия: не находили души чистые покой, как извергала чуждый мир жерлом вулкана!  (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

 

- метафора: Струился ветреный поток душевных нот.

 

О, что дала ты мне, вода мгновений жизни,
Пустынных зарослей мой кактусовый сок?
Осколки чувств, что в сердце раною зависли?
Любви художественный огненный цветок?

 

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

 

- эпитет: художественный огненный цветок, ветреный поток, чуждый мир (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)

 

- циклическая конструкция:

О, что дала ты мне, вода мгновений жизни,
Пустынных зарослей мой кактусовый сок?
Осколки чувств, что в сердце раною зависли?
Любви художественный огненный цветок?

<...>

Что мне вода дала? Так много. Бесконечность.
Пусть до сих пор сочится кровь из пальцев ног,
Полотна времени подхватит быстротечность -
И мой художественный огненный цветок

 

(Циклическая конструкция - автор использует ту же строку, которой и заканчивает своё произведение. Данный метод, используется для акцентировании внимания читателя на главной мысли. Автор хочет обозначить значимость своих мыслей , поэтому ещё раз упоминает о них в конце произведения.)

 

- риторический вопрос:

О, что дала ты мне, вода мгновений жизни,
Пустынных зарослей мой кактусовый сок?
Осколки чувств, что в сердце раною зависли?
Любви художественный огненный цветок?

 

(Риторический вопрос- риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности для задающего вопрос.)

 

***

 

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины Фриды Кало.

 

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.