|
|||
Ворон: «А кому ее отдать?».Стр 1 из 2Следующая ⇒
№9 Конспект Дата:26.05.2020 Возрастная группа: старшая ФИО Методиста: Дорохина Л.А ФИО Практиканта: Фомина А.О. Тема: Основные требования к организации праздника в летний период. Знакомство детей с русскими народными праздниками летом
Летние деньки для педагогов – это обыкновенные рабочие будни. Именно летом для них открывается возможность проявить свое творчество, артистизм, инициативу, раскрыть свои способности. Организация деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении. Содержание педагогической работы в этот период должно быть направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение двигательной активности, обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию. Народ на Руси в июне отмечал главный летний праздник - Иван Купала. Предки отмечали это событие очень весело: играли на гуслях, устраивали пляски в роще, лесу, прыгали через костры, плели веночки из трав, загадывали желания. Главным растением - символом праздника является Папоротник, который согласно легенде в этот день расцветает. Современные дети обожают проведение праздников на лоне природы. Красивый патриотичный праздник Древней Руси – Троица (праздник цветов и березок). . В русской традиции праздник Троицы связывался прежде всего с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время. Руси перед праздником девочки в возрасте от семи до двенадцати лет отправлялись шумной компанией в березовую рощу . После сытного завтрака ватага ребятишек отправлялась в лес. Там они находили самую красивую березу и начинали ее украшать. Дерево обвивалось разноцветными лентами, из них плелись косы, а поверх закреплялись бусы и венки из цветов. Дети пели песни и водили хороводы, заканчивался день совместной трапезой. Главная героиня праздника – Береза. Девушки кумились с березой и называли ее в течение праздника "кумой"; ее использовали в гаданиях: девушки бросали в нее ложки; чья ложка упадет на землю, а не застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж. Ветки березы использовали наши предки в качестве оберега от нечистых духов. Ими украшали церкви, дома и хозяйственные постройки. Для Троицы характерны девичьи гадания на будущее с пусканием на воду троицких венков. В некоторых местах существовал обычай спрашивать у кукушки, в то время, когда она кукует, долго ли еще девушке оставаться в доме отца; сколько раз прокукует кукушка, столько лет ждать ей замужества. Гадая, девушки старались узнать направление, откуда может появиться жених. Для этого девушка кружилась вокруг своей оси и падала; в какую строну упадет девушка, в той стороне жених будет. Таким образом, и летние народные праздники не стоит оставлять без внимания Сценарий народно-обрядового праздника «Троица»
Возрастная группа: старшая
Цель: Знакомство с обрядовым праздником – Троица, -развитие эмоциональной стороны речи детей, -приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора. Задачи: Образовательные: расширять представление о народных традициях, обрядах наших предков. Развивающие: развивать интерес к истории и культуре русского народа, способствовать развитию стойкого интереса к малым фольклорным формам. -развитие потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями; подвижными играми, забавами. -развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи Воспитательные: воспитывать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие, воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, создать радостное настроение, желание принимать участие в русских народных праздниках. Предварительная работа: знакомство с русским народным праздником - Троицей, его традициями, разучивание песен, стихов, игр, просмотр иллюстраций картин А.Легашев "Лесной пейзаж с озером", И.Н. Крамской "Русалки". Оборудование: венки, ветки березы, ленты, магнитофон. Зал украшен цветами, в центре зала стоит макет березы. Развлечение можно провести на участке, где растут березы. Участники: ведущий, дети, Березка, Русалки.
Ход развлечения: Ведущая: Вот и Троица пришла, Праздник славный принесла! Троица зеленая, гостья наша дорогая, Ты пришла в воскресенье - всю неделюшку веселье. Троица - это старинный народный праздник земли, воды, леса. Это проводы весны, встреча лета. Недаром, этот праздник еще называют "зелеными Святками". Троицу считали девичьим праздником. В четверг девушки надевали лучшие наряды, плели венки из березовых веток и полевых цветов, ходили в лес. 1 ребенок: А мы в лес пойдем И цветов нарвем. И венок совьем На круглый годочек. 2 ребенок: Пойдём, девочки, Завивать веночки, Завьём веночки, Завьём зелёные.
3 ребенок: Стой, мой веночек, Всю недельку зелен, А я молодёшенька, Весь год веселёшенька. Ведущая: Центром народного гулянья Троицкого дня часто становилась березка. Береза на Руси считалась символом добра, любви и чистоты. (Выходит Березка ) Березка: Это я, Березка, в белом сарафане! Хочется мне, дети, веселиться с вами. Ведущая: Конечно присоединяйся к нам. Ведь сегодняшний праздник - Троица, еще называют праздником русской березки. В этот день ее прославляли, восхваляли, называли ласковыми словами. 4ребенок: Ой, березка моя зелененькая, Кудреватая, веселенькая. Близ тебя, березонька, Трава шелковая, Под тобой, березонька, Вода ключевая. Ведущая: Вокруг нее водили хороводы, пели песни.
5 ребенок: Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая! Под тобой, березонька, все не мак цветет. Под тобой, березонька, не огонь горит - Красны -девицы в хороводе стоят, Для тебя, березонька, все песни поют. Исполняется р. н. песня «Во поле берёзонька стояла». Ведущая: Наряжали в этот день березку словно красну девицу- лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой; переплетали ветки между собой. 6ребенок: Березка, березка, Завивайся кудрявая! Березку завиваем, Лентой украшаем! Ведущая: Давайте, ребята, украсим нашу березку. Игра «Завяжи ленты». Дети делятся на две команды. У каждого в руках — ленточка. Березка держит в каждой руке ветки. Дети по сигналу ведущего по очереди бегут к березке, завязывают ленточку на ветке. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. Закличка (проговаривают все дети) Пусть вьется ленточка-полоска У солнца в ласковом тепле. Соединись с землей, березка, Дай силу травам и земле!
7ребенок: Березку наряжали, Березку прославляли: Белая березонька, Ходи с нами гулять, Пойдем песни играть. Березка: С удовольствием поиграю. Я буду вам петь прибаутку о летающих птицах, и насекомых а вы все должны говорить слова: «Летят, летят!» и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры (поет). Игра: «Летят - не летят!» 1.Грачи летят, на всю Русь кричат: Угу-угу – угу – гу, мы несем весну! Летят! (дети поднимают руки) Летят! Летят! 2. Журавли летят, на всю Русь кричат: Угу - гу – гу, не догнать нас никому! Летят! (дети поднимают руки) Летят! Летят! 3.Пчелы летят, гудят: жу - жу - жу, медовую несу росу! Летят! (дети поднимают руки) Летят! Летят! 4.Поросята летят, полосатые визжат: хрю - хрю - хрю! Летят! (дети не поднимают руки) 5. Воробьи летят на всю Русь кричат: Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят! (дети поднимают руки) Летят! Летят! 6. Комары летят, звенят, пищат: зы - зы - зы, наточим мы носы! Летят! (дети поднимают руки) Летят! Летят! 7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру - ру -ру, надоело нам в лесу! Летят! (дети не поднимают руки) Ведущая: По традиции на Троицу девушки кумились друг с другом. Для того чтобы покумиться, нужно улыбнуться через берёзовый веночек и обменяться подарками. Кто покумился, становятся кумушками. Им ссориться нельзя. Сейчас поучимся кумиться. Девочка: Покумимся, кума, покумимся, Чтобы нам с тобой не браниться, Вечно дружиться. Русская народная песня "Ну-ка, кумушка, покумимся".Обработка Н. Римского - Корсакова Дети берут две ветки березы, соединенные лентой в верху (получается арка). Подходит первая пара девочек под арку, проговаривают слова кумления. Пройдя, целуются и обмениваются веночками, бусами или любым другим украшением. Ведущая: После Троицы начиналась русальная неделя. По народным поверьям, именно в это время русалки выходят из воды, играют, прохожих заманивают. А вот и они... (Выходят Русалки) Русалки: Из лоханки умывалася, Помелом я вытиралася, На заслон Богу молилася, Свинье в ноги поклонилася. Ведущая: Душу не бередите, Ребят не пугайте, Девчат не ругайте. А не то кресты на земле рисовать будем! Русалки: На ребят мы зубки точим, Мы их малость пощекочем. Перед тем, как уходить, Начинаем всех ловить! Игра: Кресты" Русалки догоняют ребят, пытаются их пощекотать. Если убегающий успевает веткой нарисовать на земле крест, его русалки не трогают. Ведущая: Ах вы проказницы! Хотели нам праздник испортить! Уходите в свое болото до будущей весны. Давайте их прогоним! Русалки уходят. Ведущая: Закончили русалки свои игры и унесли зло и пакость поглубже в лес, на дно зеленого болота. Радуйтесь люди солнцу ясному, дереву зелёному и цветку красному. Выходи честной народ играть. Игра «Ворон». Игроки встают в круг, в середине один ребенок – ворон, у него в руках дудочка. Дети идут по кругу, приговаривая «Ворон, ворон, воронок – красный, шитый сапожок. Ты нам дудочку отдай, вместе с нами поиграй». Ворон: «А кому ее отдать?».
|
|||
|