Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ворон: «А кому ее отдать?».



 

№9 Конспект

Дата:26.05.2020

Возрастная группа: старшая

ФИО Методиста: Дорохина Л.А

ФИО Практиканта: Фомина А.О.

Тема: Основные требования к организации праздника в летний период.

Знакомство детей с русскими народными праздниками летом

 

Летние деньки для педагогов – это обыкновенные рабочие будни. Именно летом для них открывается возможность проявить свое творчество, артистизм, инициативу, раскрыть свои способности.

Организация деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.

Содержание педагогической работы в этот период должно быть направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение двигательной активности, обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию.

Народ на Руси в июне отмечал главный летний праздник - Иван Купала. Предки отмечали это событие очень весело: играли на гуслях, устраивали пляски в роще, лесу, прыгали через костры, плели веночки из трав, загадывали желания. Главным растением - символом праздника является Папоротник, который согласно легенде в этот день расцветает. Современные дети обожают проведение праздников на лоне природы.

Красивый патриотичный праздник Древней Руси – Троица (праздник цветов и березок). . В русской традиции праздник Троицы связывался прежде всего с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время.

 Руси перед праздником девочки в возрасте от семи до двенадцати лет отправлялись шумной компанией в березовую рощу . После сытного завтрака ватага ребятишек отправлялась в лес. Там они находили самую красивую березу и начинали ее украшать. Дерево обвивалось разноцветными лентами, из них плелись косы, а поверх закреплялись бусы и венки из цветов. Дети пели песни и водили хороводы, заканчивался день совместной трапезой. Главная героиня праздника – Береза. Девушки кумились с березой и называли ее в течение праздника "кумой"; ее использовали в гаданиях: девушки бросали в нее ложки; чья ложка упадет на землю, а не застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж.

Ветки березы использовали наши предки в качестве оберега от нечистых духов. Ими украшали церкви, дома и хозяйственные постройки.

 Для Троицы характерны девичьи гадания на будущее с пусканием на воду троицких венков.

 В некоторых местах существовал обычай спрашивать у кукушки, в то время, когда она кукует, долго ли еще девушке оставаться в доме отца; сколько раз прокукует кукушка, столько лет ждать ей замужества. Гадая, девушки старались узнать направление, откуда может появиться жених. Для этого девушка кружилась вокруг своей оси и падала; в какую строну упадет девушка, в той стороне жених будет.

Таким образом, и летние народные праздники не стоит оставлять без внимания

Сценарий народно-обрядового праздника «Троица»

 

Возрастная группа: старшая

 

Цель: Знакомство с обрядовым праздником – Троица,

-развитие эмоциональной стороны речи детей,

-приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора.

Задачи: Образовательные: расширять представление о народных традициях, обрядах наших предков.

Развивающие: развивать интерес к истории и культуре русского народа, способствовать развитию стойкого интереса к малым фольклорным формам. -развитие потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями; подвижными играми, забавами.                                      -развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие, воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, создать радостное настроение, желание принимать участие в русских народных праздниках.

Предварительная работа: знакомство с русским народным праздником - Троицей, его традициями, разучивание песен, стихов, игр, просмотр иллюстраций картин А.Легашев "Лесной пейзаж с озером", И.Н. Крамской "Русалки".

Оборудование: венки, ветки березы, ленты, магнитофон. Зал украшен цветами, в центре зала стоит макет березы. Развлечение можно провести на участке, где растут березы.

Участники: ведущий, дети, Березка, Русалки.

 

Ход развлечения:

Ведущая: Вот и Троица пришла,

Праздник славный принесла!

Троица зеленая, гостья наша дорогая,

Ты пришла в воскресенье - всю неделюшку веселье.

Троица - это старинный народный праздник земли, воды, леса. Это проводы весны, встреча лета. Недаром, этот праздник еще называют "зелеными Святками". Троицу считали девичьим праздником. В четверг девушки надевали лучшие наряды, плели венки из березовых веток и полевых цветов, ходили в лес.

1 ребенок:

А мы в лес пойдем

И цветов нарвем.

И венок совьем

На круглый годочек.

2 ребенок:

Пойдём, девочки,

Завивать веночки,

Завьём веночки,

Завьём зелёные.

 

 

3 ребенок:

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я молодёшенька,

Весь год веселёшенька.

Ведущая: Центром народного гулянья Троицкого дня часто становилась березка. Береза на Руси считалась символом добра, любви и чистоты.

(Выходит Березка )

Березка:

Это я, Березка, в белом сарафане!

Хочется мне, дети, веселиться с вами.

Ведущая: Конечно присоединяйся к нам. Ведь сегодняшний праздник - Троица, еще называют праздником русской березки. В этот день ее прославляли, восхваляли, называли ласковыми словами.

4ребенок:

Ой, березка моя зелененькая,

Кудреватая, веселенькая.

Близ тебя, березонька,

Трава шелковая,

Под тобой, березонька,

Вода ключевая.

Ведущая: Вокруг нее водили хороводы, пели песни.

 

 

5 ребенок:

Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!

Под тобой, березонька, все не мак цветет.

Под тобой, березонька, не огонь горит -

Красны -девицы в хороводе стоят,

Для тебя, березонька, все песни поют.

Исполняется р. н. песня «Во поле берёзонька стояла».

Ведущая: Наряжали в этот день березку словно красну девицу- лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой; переплетали ветки между собой.

6ребенок:

Березка, березка,

Завивайся кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем!

Ведущая: Давайте, ребята, украсим нашу березку.

   Игра «Завяжи ленты».

Дети делятся на две команды. У каждого в руках — ленточка. Березка держит в каждой руке ветки. Дети по сигналу ведущего по очереди бегут к березке, завязывают ленточку на ветке. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Закличка (проговаривают все дети)

Пусть вьется ленточка-полоска

У солнца в ласковом тепле.

Соединись с землей, березка,

Дай силу травам и земле!

 

7ребенок:

Березку наряжали,

Березку прославляли:

Белая березонька,

Ходи с нами гулять,

Пойдем песни играть.

Березка: С удовольствием поиграю. Я буду вам петь прибаутку о летающих птицах, и насекомых а вы все должны говорить слова: «Летят, летят!» и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры (поет).

Игра: «Летят - не летят!»

1.Грачи летят, на всю Русь кричат:

Угу-угу – угу – гу, мы несем весну! Летят!

(дети поднимают руки) Летят! Летят!

2. Журавли летят, на всю Русь кричат:

Угу - гу – гу, не догнать нас никому! Летят!

(дети поднимают руки) Летят! Летят!

3.Пчелы летят, гудят: жу - жу - жу, медовую несу росу! Летят!

(дети поднимают руки) Летят! Летят!

4.Поросята летят, полосатые визжат: хрю - хрю - хрю! Летят!

(дети не поднимают руки)

5. Воробьи летят на всю Русь кричат: Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!

(дети поднимают руки) Летят! Летят!

6. Комары летят, звенят, пищат: зы - зы - зы, наточим мы носы! Летят!

(дети поднимают руки) Летят! Летят!

7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру - ру -ру, надоело нам в лесу! Летят!

(дети не поднимают руки)

Ведущая: По традиции на Троицу девушки кумились друг с другом. Для того чтобы покумиться, нужно улыбнуться через берёзовый веночек и обменяться подарками. Кто покумился, становятся кумушками. Им ссориться нельзя.

Сейчас поучимся кумиться.

Девочка:

Покумимся, кума, покумимся,

Чтобы нам с тобой не браниться,

Вечно дружиться.

Русская народная песня "Ну-ка, кумушка, покумимся".Обработка Н. Римского - Корсакова

Дети берут две ветки березы, соединенные лентой в верху (получается арка). Подходит первая пара девочек под арку, проговаривают слова кумления. Пройдя, целуются и обмениваются веночками, бусами или любым другим украшением.

Ведущая: После Троицы начиналась русальная неделя. По народным поверьям, именно в это время русалки выходят из воды, играют, прохожих заманивают. А вот и они...

(Выходят Русалки)

Русалки:

Из лоханки умывалася,

Помелом я вытиралася,

На заслон Богу молилася,

Свинье в ноги поклонилася.

Ведущая:

Душу не бередите,

Ребят не пугайте,

Девчат не ругайте.

А не то кресты на земле рисовать будем!

Русалки:

На ребят мы зубки точим,

Мы их малость пощекочем.

Перед тем, как уходить,

Начинаем всех ловить!

Игра: Кресты"

Русалки догоняют ребят, пытаются их пощекотать. Если убегающий успевает веткой нарисовать на земле крест, его русалки не трогают.

Ведущая: Ах вы проказницы! Хотели нам праздник испортить! Уходите в свое болото до будущей весны. Давайте их прогоним!

Русалки уходят.

Ведущая: Закончили русалки свои игры и унесли зло и пакость поглубже в лес, на дно зеленого болота.

Радуйтесь люди солнцу ясному, дереву зелёному и цветку красному. Выходи честной народ играть.

Игра «Ворон».                                                          

Игроки встают в круг, в середине один ребенок – ворон, у него в руках дудочка.

Дети идут по кругу, приговаривая

«Ворон, ворон, воронок – красный, шитый сапожок.

Ты нам дудочку отдай, вместе с нами поиграй».

 Ворон: «А кому ее отдать?».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.