![]()
|
|||||
УМК «Школа России». Ход урокаУМК «Школа России» Предмет:музыка Класс:2 Тип урока:открытие нового знания Тема: святые земли русской. Князь Александр Невский. Цель:ознакомление с национальным героем страны великим русским святым Александром Невским и его образом в живописи и музыке С. Прокофьева. Задачи: Образовательная:раскрыть образ Александра Невского в произведениях музыки и изобразительного искусства. Развивающая:развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений. развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей. Воспитательная:воспитывать познавательный интерес к предмету. Планируемые результаты: Предметные:обучающиеся узнают как сочинялись песни, какие жанры песен существуют. Личностные: Личностные:формирование адекватной самооценки. Метапредметные: Познавательные:формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение); Регулятивные:контроль, коррекция, планирование, оценка деятельности; Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для взаимодействия с учителем и одноклассниками. Методы: наглядные, практические, словесные. Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная. Оборудование:ноутбук, колонки, учебник Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева , Т.С. Шмагина, Музыка 2 класс, М., «Просвещение». Ход урока
УУД | |||||
1. Организационный этап. | - Здравствуйте, ребята! Проверти свои рабочие места. | - Приветствие. Организуют своё рабочее место. |
| ||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Дети входят под звон колоколов.(1 мин) - Ребята, какую музыку вы услышали, когда входили в класс? - Как вы думаете, почему в начале урока прозвучал колокольный звон? Где находятся колокола, когда звонят? Что колокольные звоны означают? Какие колокольные звоны вы еще знаете? О чем они нам сегодня расскажут? - Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Колокола звучат по- разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедах и праздниках. Таким колокольным звоном благовестом в древности встречали в городах героев, князей, воинов, вернувшихся с победой над врагом. - Как вы думаете это картина или икона? На иконе изображен святой Александр Невский. - Кто такие святые, что нужно сделать? Какая цель в жизни? Почему таких людей называют святыми? Сначала надо умереть? - У каждого народа есть свои герои. Их любят, чтят и помнят. Имена их остаются в веках, облик не стирается в памяти потомков, а становится ярче и светлее. Святые люди обладают высокой правдивостью, смирением, милосердием, терпением, ведут праведный образ жизни. Они совершают самый большой подвиг- служение богу. Совершить это может на каждый . Не случайно святых называют «земной ангел», «небесный человек». От них исходит некое свечение, аура. Чья жизнь и дела были озарены ореолом святости, и служение народу были угодны Богу, и есть святые. Что же совершил Александр Невский для Руси, какие подвиги так прославили его имя? (ответы детей) - Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? - Итак, тема нашего урока: «Святые земли Русской. Князь Александр Невский А музыку написал известный композитор, дирижёр Сергей Прокопьев. | Колокольный звон - В храме, во время церковных праздников, чтобы напомнить о чем-то серьёзном, важном - икона - Вера в Бога, сила духа, любовь к Родине \ - Святые земли Русской. Князь Александр Невский. | Р: целеполагание;. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения выделенной проблемы. К:участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||
3. Актуализация знаний. | – На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни? – Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладает? – В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе? – Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня. – А еще она состоит из куплета и припева. Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева? | – Они называются вокализы. – Голосом. – В песне. – Из музыки, стихов. – Куплеты у песни бывают разные, а припев один. | П: классификация средств выразительности; структурирование знаний. Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | ||
4. Первичное усвоение новых знаний. | С.С. Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет. Его первым учителем стала его мать, Мария Григорьевна. Она обучала его иностранным языкам и музыке. 1902г.- занимался композицией у Р. М. Глиэра. 1904г.- учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есиповой (фортепиано), Н. Н. Черепнина (дирижирование). «Я вошел, -рассказывает Прокофьев, -сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре, оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Мне это нравиться!» - сказал Римский-Корсаков, который вёл экзамен.» 1909г.-окончил консерваторию как композитор. 1914г.- окончил консерваторию как пианист дирижер. Уже в ранний период выявляются характерные черты творческого облика Прокофьева – активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов его произведений: тонкий лиризм романсов на слова Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия «Игрока»; живописность и поэтичность сказки «Гадкий утёнок» для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой «Скифской сюиты» (1914-1915); острый гротеск «Сарказмов» и скоморошья сказочность балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» С 1908 года Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр – исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года он направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Америка, Франция, Германия, Париж… Он много сочиняет – комическую оперу «Любовь к трём апельсинам» по Гоцци (1919), экспрессивную драму «Огненный ангел» по Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с Дягилевым стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 году для театра «Гранд-Опера» был написан балет «На Днепре». С 1908 года Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр – исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года он направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Америка, Франция, Германия, Париж… Он много сочиняет – комическую оперу «Любовь к трём апельсинам» по Гоцци (1919), экспрессивную драму «Огненный ангел» по Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с Дягилевым стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 году для театра «Гранд-Опера» был написан балет «На Днепре». Русская земля богата святыми. Речь на уроке сегодня пойдет об одном святом – благоверном великом князе Александре Невском. Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом. - Он родился вначале 13 века г. в Переславле-Залесском и в течение почти восьми веков был и остается национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны. Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого Македонского, и не просто читал – палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою. Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла. Его юношеские годы протекали в Новгороде. В это время на Русь напали татары. И хотя Новгород не испытывал ужасов ордынского нашествия, новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить ханам дань. И в это тяжелое время правитель Швеции пришел с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал Александру сказать: «Бейся со мной, если смеешь; я уже стою на твоей земле». У Александра была маленькая дружина, посылать за подмогой не было уже времени. Князь собрал свою дружину и пошел помолиться в церковь. Ободренный духом, он вышел из храма и сказал всему народу: «Не в силе Бог, а в правде». Битва со шведами проходила на реке Неве. Победа русской дружины была решительной. После этой победы Александра стали называть Невским. - Спустя два года к Новгороду приблизилось войско немецких рыцарей. И Александр Невский снова встал со своей дружиной на защиту Родины. Решающая битва была на льду Чудского озера. Она так и называется: Ледовое побоище. С этого времени и до конца своих дней Александр Невский все силы отдавал Родине. Когда князь умер, митрополит Кирилл сказал: «Закатилось солнце земли Русской». Православная церковь причислила к лику святых Александра Невского в 1380 г. после победы над Золотой Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра. Ратный и духовный путь Александра Невского воспет в летописях, легендах, сказаниях, в иконах, и произведениях художников. | Слушают рассказ. | Р: понимать смысл творческих заданий; Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-творческой деятельности. П: выявлять и анализировать выразительные и изобразительные особенности музыки; определять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
| ||
5. Первичная проверка понимания. | - Нотный пример «А и было дело, на Неве- реке» Послушаем мотив. Звучит мелодия в исполнении учителя. - Какой это музыкальный жанр? Какая мелодическая основа - песенная , танцевальная , маршевая? Как звучит музыка? В каком темпе, какая динамика? Это современная или старинная музыка? | - Это песня, мелодия напевная, старинная, неторопливый темп, негромкая динамика, соответствует неспешному рассказу. | Р: контроль, коррекция, оценка. П: структурирование знаний. | ||
6. Первичное закрепление. | - Запись музыкального фрагмента из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». - А теперь послушаем, куда нас приведет песня. Мы услышим фрагмент кантаты «Александр Невский», которую написал известный русский композитор С. Прокофьев. - Кантата состоит из нескольких частей , исполняется хором и оркестром, певцами-солистами. Кантата – это жанр музыки. От марша, песни и танца отличается тем, что она большая по объему, состоит из нескольких частей и исполняется хором и оркестром, певцами-солистами. Мы услышим с вами фрагмент кантаты. Восприятие музыки, определение характера. «Песня об Александре Невском» С. Прокофьева(1 часть хора) 1,08 мин - Какие чувства возникают под воздействием этой музыки? Какой характер, настроение? Кто исполняет это сочинение? Где можно услышать это произведение – на концерте, в храме, в телепередаче. - Степенная, строгая, неторопливая, повествовательная интонация былинного склада рассказывает о недавней победе русских над шведами: «А и было дело на Неве-реке», выражает ее непобедимую мощь и суровое величие. Фразы чередуются то верхними женскими голосами, то мужскими басами. | Слушают учителя. Записывают песню. - звучит хор, оркестр, медленно, спокойно. | Р: осуществлять контроль своего участия в пении. К: выразительно исполнять хоровые произведения. | ||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | – Дома предлагаю вам нарисовать рисунок какого-нибудь события, где будет присутствовать пение. | Записывают домашнее задание в дневник. | |||
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). | - Еще раз посмотрите на эпиграф нашего урока «Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом», на портрет князя Александра, вспомните фильм и музыку к нему.
- Скажите, за что помнит его русский народ?
Почему его имя через столько лет сохранилось в истории России?
Какую победу он одержал?
Кто такие святые?
- С каким новым музыкальным жанром мы сегодня с вами познакомились?
- Кому было трудно?- Что не получилось?
- Оцените свою работу на уроке.
- ничего не получилось ![]() | - Он был защитником русской земли, победил шведов на Неве-реке. какие черты характера, дела, помыслы сделали его одним из самых почитаемых русских святых - Контата. | Р: оценка Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|