Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика «Кубики Кооса». конструктивное мышление)



Методика «Кубики Кооса»

(конструктивное мышление)

Автор:С. Коос

Цель: выявить проблемы формирования пространственного восприятия, определить уровень сформированности конструктивного пространственного мышления, возможности пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса.

Возраст: для детей 3,5 - 4—9-10 лет.

Стимульный материал: 9 разноцветных кубиков, цветные узоры Кооса, расположенные в порядке усложнения.

Процедура проведения: до начала работы с узорами необходимо предварительно познакомить ребенка с характером раскраски кубиков, объяснить, что все кубики раскрашены совершенно одинаково. Вне зависимости от возраста ребенка целесообразно начинать работу с узора такой сложности, который, по мнению специалиста, ребенок сможет сложить самостоятельно (в соответствии с предварительной диагностической гипотезой). Перед ребенком на столе кладется узор, а рядом в случайном порядке находятся кубики. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования можно ограничит количество кубиков в соответствии с предъявляемыми узорами (что облегчает задачу ребенка), а можно предоставить ребенку возможность самому выбрать нужное количество кубиков.

Инструкция: «Посмотри, на картинке нарисован узор. Его можно сложить из этих кубиков. Попробуй сложить такой же»

Сами узоры ребенок должен складывать на столе, не накладывая кубики на узор, а рядом с ним. По мере успешного выполнения ему предлагают складывать следующие узоры, показывая их по одному с возрастающей сложностью.

Если ребенок затрудняется в складывании даже простого узора, психолог оказывает ребенку необходимую помощь (стимулирующую или организующую) для того, чтобы побудить его к началу работы или сам складывает этот же узор из других кубиков на глазах у ребенка (развернутая наглядная помощь). После этого следует попросить ребенка повторить действие из «его» кубиков, сложив такой же узор самостоятельно. При положительном результате ребенку предлагают сложить более сложный узор.

Анализ результатов:

- сформированность пространственного анализа и синтеза;

-обучаемость ребенка (возможность переноса сформированного умения на аналогичный конструктивный материал);

- преимущественная стратегия деятельности (целенаправленная, хаотическая, методом проб и ошибок;

- критичность ребенка к собственным результатам

Возрастные нормативы выполнения:

Ø дети 3-3,5 лет обычно справляются с заданиями № 1,2. При этом допустимо использование стратегии проб и ошибок. Возможны ошибки зеркального типа или нарушения конструкции квадрата – когда узор складывается только из 2-х кубиков.

Ø дети 4-5 лет обычно справляются с несколько более трудными заданиями (№ 3,4,5) при небольшой помощи, допуская единичные ошибки, в том числе зеркальные и масштабные (например, в узоре №5: красные «бантик» складывается не из 4, а из 2 кубиков углами друг к другу);

Ø дети 5-6 лет способны выполнить задания вплоть до №6, но при этом возможны единичные ошибки «диагонального типа» (ошибки пространственного анализа, когда диагональные линии, которые получаются из сторон кубиков, раскрашенных пополам, пытаются складывать из целиком раскрашенных сторон кубиков, тем самым полностью нарушая логику узора);

Ø дети 7 лет самостоятельно справляются с заданиями № 1-7 (8), работая целенаправленно со зрительным соотнесением, но нуждаются в некоторой помощи при выполнении более трудных узоров № 9,10;

Ø начиная с 7,5-8 лет дети могут выполнять самостоятельно все задания, допуская единичные ошибки того или иного типа и, как правило, могут самостоятельно их исправить.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.