Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чудесный доктор



 

Особое место в творчество. А.И. Куприна занимает тема детства «детскости». Для писателя дети являются носителями той чистоты и доверия, которые многими взрослыми уже утрачены. Как правило, это дети из бедной семьи, обиженные или несчастные. Но при этом верящие в чудо и добро. В данной работе мы рассмотрим тему детства, которая отразилась в таких произведения писателя разных периодов его творчества как «Чудесный доктор» и «Тапер», глее эта тема проявляется наиболее ярко.

Героями рассказов Куприна чаще всего становятся дети «из низов». Им отдает он предпочтение, в них видит людей, способных на благородные поступки, бескорыстных и добрых. Как бы на две половины делится мир в рассказе «Белый пудель»: на одной его стороне находятся барыня-миллионерша и ее сын, на другой — старый шарманщик, дедушка Лодыжкин, маленький акробат Сережа и пудель Арто. Тем более острым, полным настоящего драматизма становится конфликт, возникший между ними из-за белого пуделя. Конфликт этот подчеркивает разницу в психологии, в этических и нравственных принципах представителей той и другой сторон. Для барыни пудель является лишь вещью, которая продается и покупается. Для дедушки и Сережи Артошка их друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.

«Чудесный доктор

Рассказ «Чудесный доктор» был написан А. И. Куприным в 1897 году. Сюжет этого рассказа такой: перед праздником Рождества семья Мерцаловых попала в беду. Отец потерял свою работу, а в семье ждут голодные дети, среди них даже больная девочка и грудной малыш. Семилетная девочка сильно заболела, но ее родители не смогут купить ей лекарство, потому что у них нет денег. Отец слабый и неудачливый человек. В праздничный вечер он бежал от бедной семьи и хотел покончить с собой. Но в тот момент, когда Мерцалов хотел совершить самоубийство, к нему подошел старик «небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах»28 , он разговаривал с Мерцаловым и Мерцалов передал ему свою историю: «он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня»29 . Старик выслушал и сразу помог Мерцаловому найти врача, он дал ему деньги, чтобы покормить голодных детей. Наконец, с помощью этого чудесного доктора, отец находит работу, дети спокойно вырастают, жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло.

В этом рассказе писатель изображает жизнь детей «из низов». Дети в этом рассказе показаны как маленькие страдальцы. В семье Мерцаловых всего пятеро детей: Гриша, Володя, Машутка, грудной ребенок и девочка, которая уже умерла. Они страдают от голода, мороза и болезни. У них нет материальных средств, но в душе они наивные, чистые и добрые. Через описание А. И. Куприным их жилища, праздничной окружающей среды и их любви к семье, образы детей становятся ярче и живее.

Мерцаловы живут в таком подземелье. Живя в таком плохом месте, дети Мерцаловых никогда не жалуются, они спокойно переносят эту окружающую их среду и уже привыкли к ней. Жить в подвале нелегко для детей, потому что здесь темно, душно и грязно, дети страдают от болезни и голода: «в углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок»32 . Хотя девочка больная, грудной ребенок голодный, но они стараются жить без жалоб.

А. И. Куприн подчеркивает любовь этих детей к своей семье

В начале этого рассказа А. И. Куприн написал: «следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь»40 . Это значит, что все образы детей в этом рассказе не выдуманы. Но автор увидел в этих мальчиках и во взрослых прежде всего добрые черты и постарался передать читателю именно их. Такое отношение к своим героям характерно для творческой манеры писателя. Поэтому дети в рассказе «Чудесный доктор» вполне реальны и убедительны. Они чистые, наивные, добрые, настойчивые и мужественные. Они защищают свою семью по-своему.

«Тапер».

В 1900 году А. И. Куприн написал рассказ «Тапер». Этот рассказ посвящен истории будущего известного композитора Юрия Азагарова. Сюжет рассказа таков: действие происходит в богатом доме господ Рудневых в Рождественский сочельник. В последний момент приготовлений к празднику оказалось, что не успели пригласить тапера – музыканта для танцев. Случайно служанка приводит четырнадцатилетнего Юрия, его и нанимают играть на елке. Сначала старшая сестра Лидия Руднева с недоверием и презрением относилась к маленькому таперу, она не верит, что Юрий может аккомпанировать танцам целый вечер. Но после того, как Юрий трогательно и красиво играл музыкальные произведения, причем не только танцевальную музыку – кадриль, польку, лансье, но и сонаты Бетховена, вальсы Шопена и рапсодии Листа, Лидия Руднева поняла, что перед ней не простой тапер, чья профессия – играть на званых вечерах в богатых домах. Он своим талантом доказал, что Лидия была неправа. Приглашенный хозяином дома и также удивленный талантливой игрой мальчика великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн, услышав исполнение маленького тапера Юрия Азагарова, забрал его с собой. Рассказ А. И. Куприна заканчивается тем, что Юрий с помощью такого великого учителя становится известным композитором. Рассмотрим рассказ подробнее.

А. И. Куприн и в этом рассказе противопоставляет благополучную, радостную жизнь семьи Рудневых бедной и одинокой жизни маленького тапера Юрия Азагарова. Четырнадцатилетний Юрий Азагаров – застенчивый, самолюбивый, чувствительный и вежливый мальчик, «лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами;

несколько наивный вид ему придавали вихры темных волос, завивающихся «гнездышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза – слишком большие для такого худенького детского лица – смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно»62 . Перед нами юноша, в котором А. И. Куприн подчеркивает прежде всего тонкие и выразительные черты лица, а особенно умный и серьезный взгляд. Это свидетельство богатства его души. Но он старается их не показывать. Видимо, Юра привык к своему зависимому положению, к социальному неравенству.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.