|
|||
Методика «Доски Сегена». восприятие формы)Методика «Доски Сегена» (восприятие формы) Автор: Э. Сеген Цель: выявить восприятие формы, координированность, ловкость движений, состояние мелкой моторики пальцев рук. Стимульный материал: доски с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры. Доска № 1. Возраст: для детей с 3 – 7 лет. Инструкция: Ребенку говорят: «Рассмотри внимательно эти фигурки, вырезанные на рисунке. Выбери из этого набора такие же и наложи их сверху каждой сходной прорези фигуры на рисунке так, чтобы они полностью совпали, чтобы отверстия были полностью заняты фигурой». Анализ результатов: Умственно отсталые дети дошкольного возраста с трудом понимают цель задания и начинают просто манипулировать с фигурками-вкладками. Только показ экспериментатором способа действия помогает некоторым детям понять задание. Большинство умственно отсталых нуждается в многократном совместном с экспериментатором выполнении этого задания. Глубоко умственно отсталые дети задание не понимают. В качестве аналогичного облегченного задания можно предложить вкладывание фигурок знакомых животных в прорези соответствующей конфигурации. Практика показывает, что и это задание оказывается трудным для умственно отсталых в степени дебильности и не выполняется детьми в степени имбецильности.
Качественный анализ результатов: Ø Для детей 3,5—4-х лет: испытуемые выполняют задания, используя метод примерки: подносят фигурки к прорезям и сравнивают их, ищут сходство, прилаживают их друг к другу и в итоге совмещают правильно. Ø Для детей 5 лет: дети используют только способы зрительной оценки сходства фигур, быстро их совмещают. Ø Для детей 6—7лет существует временной норматив при безошибочном выполнении всех 5-ти заданий. Это 5 минут 12 секунд — суммарное время выполнения всех заданий. Дети указанного возраста не должны выполнять задание методом проб и ошибок.
Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату. Ø 1 балл - не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения. Ø 2 балла - понимает цель, при опускании фигур в углубления действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий. Ø 3 балла - понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения. Ø 4 балла - понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.
|
|||
|