Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теоретические сведения



 

Конспект урока № 14

 

 

Тема: Строение Вселенной. Строение нашей Галактики. Место Солнечной системы в Галактике. Эволюция Вселенной

 

 

Цели урока: 1. Образовательная:

Умения: владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки. Рассмотреть строение Вселенной, строение нашей Галактики, место Солнечной системы в Галактике и эволюцию Вселенной

 

2. Воспитательная: воспитание трудолюбия и настойчивости в достижении целей

3. Развивающая: развитие мышления

Форма работы: индивидуальная, парные и групповые взаимодействия.

 

 

План урока:

 

1.Организационная часть
2. Сообщение новых знаний

∙самостоятельное знакомство с новым материалом путем просмотра видео

Просмотреть видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=eelSpoFYO7I

3.Первичное усвоение новых знаний:

Организовать осмысленное восприятие новой информации: формулируют выводы, делают записи в тетради.

4. Практическая работа учащихся 

5. Сообщение задания на дом

6. Завершение урока ∙оценка работы учащихся.

 

Теоретические сведения

Долгий путь прошла наука, прежде чем была установлена структура окружающей нас Вселенной. Только в начале XX в. было окончательно доказано, что все видимые на небе звезды образуют обособленную звездную систему - Галактику, хотя задолго до этого высказывалось немало правильных идей. Так, английский ученый Вильям Гершель (1738-1822) первым указал путь для решения задачи о строении мира звезд, состоящий в подсчете звезд в одинаково малых участках, выбранных в различных областях неба.

Постепенно выяснилось, что звезды Млечного Пути - светлой серебристой полосы, опоясывающей все небо*, составляют основную часть нашей сильно сплющенной звездной системы - Галактики. Так как полоса Млечного Пути опоясывает небо по большому кругу, то мы находимся вблизи его плоскости, которую называют галактической. Дальше всего Галактика простирается вдоль этой плоскости. В перпендикулярном к ней направлении плотность звезд быстро падает, следовательно, Галактика в этом направлении простирается не так далеко.

* (Древние греки назвали его "галаксиас", т. е. молочный круг (от слова гала - молоко))

Наблюдаемая структура Млечного Пути (рис. 81) отчасти обусловлена реальным расположением слабых (т. е. далеких) звезд, из которых он состоит, отчасти тем, что местами их закрывают облака, содержащие космическую пыль. Такое темное облако можно заметить около звезды Денеб в созвездии Лебедя, где начинается разделение Млечного Пути на две ветви, соединяющиеся снова в южном полушарии неба. Это кажущееся раздвоение вызвано скоплением космической пыли, заслоняющей часть самых ярких мест Млечного Пути, в том числе находящихся в созвездиях Скорпиона и Стрельца (рис. 82).


Рис. 81. Вид Млечного Пути для невооруженного глаза


Рис. 82. Фотография участка Млечного Пути в созвездии Стрельца

Иногда неудачно говорят, что Млечный Путь - это и есть наша Галактика. Млечный Путь - это видимое нами на небе светлое кольцо, а наша Галактика - это гигантский звездный остров (рис. 83). Большинство ее звезд находится в полосе Млечного Пути, но ими она не исчерпывается. В Галактику входят звезды всех созвездий.


Рис. 83. Схематическое изображение Галактики с системой шаровых звездных скоплений (вид с ребра, положение Солнечной системы отмечено крестиком)

Подсчитано, что число звезд 21-й величины и всех более ярких на всем небе составляет около 2*109, но это лишь небольшая часть звездного "населения" нашей звездной системы - Галактики.

Размеры Галактики были намечены по расположению звезд, которые видны на больших расстояниях. Это цефеиды и горячие сверхгиганты. Диаметр Галактики можно принять примерно равным 30 000 пк, или 100 000 световых лет, но четкой границы у нее нет, так как звездная плотность в Галактике постепенно сходит на нет.

В центре Галактики находится ядро диаметром 1000-2000 пк - огромное уплотненное скопление звезд. Оно расположено от нас на расстоянии почти 10 000 пк (30 000 световых лет) в направлении созвездия Стрельца, но почти целиком скрыто завесой облаков, содержащих космическую пыль.

В состав ядра Галактики входит много красных гигантов и короткопериодических цефеид. Звезды верхней части главной последовательности, а особенно сверхгиганты и классические цефеиды, составляют более молодое население. Оно располагается дальше от центра и образует сравнительно тонкий слой, или диск. Среди звезд этого диска расположена пылевая материя и облака газа. Субкарлики и гиганты образуют вокруг ядра и диска Галактики сферическую систему.

По аналогии с другими звездными системами, о которых будет рассказано в § 29, можно считать, что в диске нашей Галактики должны существовать спиральные ветви, выходящие из ядра и сходящие на концах на нет (рис. 84). Для таких ветвей характерны горячие сверхгиганты и классические цефеиды. Однако точное расположение и форма спиральных ветвей в нашей Галактике еще не установлены.


Рис. 84. Спиральные ветви Галактики (схематическое изображение Галактики в плоскости, вид плашмя)

Задание на дом:

Проработать теорию по видео и теоретическим сведениям. Записать в тетрадь:  конспект

Фото работ прислать на электронную почту: helenkha18@ mail.ru

 

 

Уровни учебных достижений Оценка Критерии оценивания учебных достижений 
Недостаточный Отсутствует ответ на вопрос, задание и т.д.
Начальный Ученик (ученица) показывает непонимание основного содержания учебного материала или допускает существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Средний Ученик (ученица) с помощью учителя описывает явление или его части без объяснений соответствующих причин, называет астрономические явления, различает буквенные обозначения отдельных астрономических величин, знает единицы измерения отдельных  астрономических величин и формулы из темы, которая изучается.
Достаточный Ученик (ученица) может объяснять  астрономические явления, исправлять допущенные неточности, обнаруживает знание и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теорий), дает полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, при этом допускает две-три несущественные ошибки, исправляет ошибки по требованию учителя.
Высокий Ученик (ученица) свободно владеет изученным материалом, умело использует  астрономическую  терминологию, умеет обрабатывать научную информацию: находить новые факты, явления, идеи, самостоятельно использовать их в соответствии с поставленной целью, дает самостоятельно полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, литературным языком; при этом допускает одну-две несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет в ходе ответа.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.