|
|||
Фламандская живопись. Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Фламандская живопись Период расцвета фламандской школы живописи приходится на I пол. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. Это было время, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен начинал возрождаться после войны.
Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640)
Творчество Рубенса – это гимн красоте, грандиозности и излишеству, пышности форм и натурализму, театральности и броским цветам. Он был самым ярким представителем фламандской школы живописи в период ее расцвета (первая половина семнадцатого века). Художник начал свою творческую деятельность в Италии. Работы Рубенса, как правило, масштабны. Творчество Рубенса многолико: это и впечатляющие религиозные композиции, великолепные портреты, мифологические сцены, красочные пейзажи, исторические композиции, охотничьи сцены, рисунки. Для создания удивительного мира оттенков, мастер применял лессировку — это означает, что он пишет тонкими слоями полупрозрачных, сильно разведенных красок, просвечивающих одна из под другой. Используя этот принцип, Рубенс достигает поразительных результатов: на его картинах — неисчерпаемое богатство оттенков, тонов, красок. При выполнении работ Рубенс стоял у истоков живописного портрета в стиле барокко. Для него не существовало разницы, пишет ли он портрет высокопоставленного лица или нет, манера написания была той же. Разница была лишь в дополнительном лоске, изяществе костюма, постановке фигуры. События жизни очертили широкий круг его духовных интересов и человеческих привязанностей, далеко выходящих за рамки круга придворного живописца. Искусство Рубенса прославило Фламандцев, их трудолюбие, стремление к свободе, жизнерадостность, исторический оптимизм, несокрушимое желание жить в согласии и пользоваться всеми дарами, отпущенными человеку благословенный и щедрой природой. В основе всего творчества Рубенса, а также и его портретного искусства, лежал рисунок. Рубенс создал большое количество рисунков, в том числе и рисованных портретов, которые вполне можно рассматривать не только как вспомогательную часть его искусства, необходимую для подготовки крупных живописных композиций, но и как вполне самостоятельную область его творчества, где встречается много подлинных шедевров. Необычайно разнообразна тематика его рисунков. Здесь имеются копии с композиций великих мастеров итальянского Возрождения, эскизы будущих собственных композиций, портреты, пейзажи, зарисовки, композиции книжных листов. Техника рисунка Рубенса использует все имеющиеся возможности. Рисованные портреты в свои зрелые годы он создаёт на тонированной бумаге итальянским карандашом, сангиной и мелом, иногда прорабатывая детали рисунка пером и тушью. Творчество Рубенса принадлежит к величайшим достижениям не только фламандской школы живописи, но и всего европейского искусства. Его отличает безусловная виртуозность исполнения, полёт фантазии. Антонис ван Дейк - создатель нового общеевропейского типа репрезентативного аристократического портрета. Наиболее знаменитый из всех учеников Рубенса. Ван Дейк рано сложился как художник. Сын богатого антверпенского коммерсанта, он всегда в своих картинах и портретах подчеркивал аристократизм модели, ее хрупкость и изысканность. 1. Первый Антверпенский период творчества. В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологические и христианские. Но главным жанром ван Дейка становится портрет. В первый, антверпенский период, он пишет богатых бюргеров или своих товарищей по искусству, пишет в строго реалистической манере, с тонким психологизмом. Заостренное внимание к духовной, интеллектуальной стороне деятельности человека получает постепенное развитие в портретном искусстве Ван Дейка. В его портретах сказалось и свойственное фламандскому искусству первой половины 17 столетия высокое представление о значимости человеческой личности.
В конце 1620 года Ван Дейк был приглашен в Англию в качестве придворного живописца. Полный впечатлений от увиденных в Лондоне полотен Тициана, Тинторетто, Веронезе, Ван Дейк почувствовал необходимость завершить свое художественное образование в самой Италии. 2. Итальянский период. За шесть лет, проведенных в Италии, ван Дейк, кроме Венеции, побывал в Риме, Флоренции, Мантуе, Палермо и в других городах. Но большую часть этого времени он прожил в Генуе, отчего весь этот период часто называют генуэзским. Генуэзские аристократы наперебой заказывают портреты художнику, который, несмотря на свою молодость, уже приобрел большую известность. Под влиянием вкусов и требований знати портретные работы ван Дейка приобретают все более декоративный и парадный характер. В эти годы он создает тип блестящего аристократического портрета, в котором стремится подчеркнуть значительность и достоинство своих заказчиков. Как правило, это картины большого размера, изображающие модели в рост. В период пребывания в Италии ван Дейк создает много произведений, в которых парадность решения сочетается с углубленной психологической характеристикой изображаемого. для ван Дейка-художника пребывание в Италии оказалось очень важным: из Италии ван Дейк уехал несомненно обогащенным, но вместе с тем в его творчестве уже наметились глубокие противоречия. 3. Второй Антверпенский период. В 1627 году уже прославленным мастером ван Дейк возвращается в Антверпен, где очень скоро становится придворным художником правительницы Фландрии. Ему позируют знаменитые люди. Решение портретов этого времени становится более разнообразным. Наряду с парадными ван Дейк часто создает более строгие и простые изображения своих соотечественников, поразительные по живости выражения и остроте психологического анализа. В Италии его красочная гамма, утратив прежнюю яркость и многоцветность, ограниченная теперь лишь немногими тонами, приобрела особенную глубину звучания. Язык его искусства стал более свободным и гибким, строгим, даже изощренным в отборе средств, и по-новому выразительным. Данный период творчества отличается многогранностью великолепного искусства мастера, еще более изысканной и непринужденной манерой исполнения, при всем, как и прежде, виртуозном раскрытии психологических характеристик портретируемых. в 1632 году по приглашению короля Карла I он уехал в Англию.Он получил должность "главного живописца на службе их величеств", дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Выполняя придворные заказы, Ван Дейк именно в этот период завершил создание парадного аристократического портрета, который в дальнейшем послужил образцом для подобных произведений художникам самых различных школ. Вытянутые, элегантные пропорции фигур, величие и торжественность позы, более светлый по сравнению с предыдущим периодом колорит, а иногда даже некоторая пестрота цветового решения - вот черты, присущие большинству произведений мастера этих лет. Ван Дейк пишет теперь почти исключительно портреты. В созданных им в Англии парадных портретах получает законченное художественное воплощение сложившийся в английском обществе идеал аристократа. Якоб Иорданс был истинным последователем после смерти Рубенса, крупнейший художник Фландрии XVII века, мастер барокко. Это один из лучших помощников Рубенса в его мастерской, многому научился у своего знаменитого учителя, но и сумел сохранить свою индивидуальность в творчестве. Как и ван Дейк, он происходил из бюргерской среды. Иорданс писал на мифологические, христианские, аллегорические, бытовые сюжеты, и всегда оставался трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Излюбленный его жанр - бытовой. Это семейные пирушки, народные празднества, когда столы ломятся от яств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках. Художние искал свои образы в крестьянской среде, в народной толпе. Античные сюжеты у него приобретают фламандские черты. В ранние годы Иорданс, подражая Караваджо, любил эффекты светотеневых контрастов, но позднее меньше увлекался этим приемом в живописи. Живопись художника сочная, свободная, мощная. Насыщенность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем. Национальный колорит, национальный тип выражены в произведениях Иорданса с наибольшей полнотой и прямолинейностью. Часто в своих картинах он слишком простонароден и даже грубоват. Картины Иорданса помогают понять, каким образом условная мифологическая тематика барокко и его бравурное движение привилось на фламандской почве и сочетались с народными фламандскими традициями. Мироощущение фламандских бюргеров нашло в языческой мифологии очень много для себя близкого, знакомого, родственного. Франс Снейдерс. Знаменитым мастером искусства предметного мира является фламандский художник Франс Снейдерс, продолжатель традиций Рубенса. В ранний период своего творчества Снейдерс пишет скромных размеров холсты с одинокой корзиной или чашей с плодами, вазой с фруктами. Но после сближения с Рубенсом творчество Снейдерса радикально меняется. Холсты резко вырастают в размерах, заполняются множеством предметов, битой дичью, рыбой, устрицами, мясными тушами, овощами, фруктами. Все это громоздится с чисто рубенсовской пиршественной щедростью. Беспорядок вещей лишь кажущийся: на самом деле их живописное расположение подчинено задачам изображения кипящей жизни материи. Натюрморты Снейдерса - это пир на весь мир, пир, дающий жизнь миру. Отовсюду здесь собрана добыча: из леса и моря, с крестьянских полей и с неба - добыча, воплотившая свежесть, краски, запахи и отзвуки мировых стихий, чтобы как из рога изобилия, рассыпать эти драгоценности для нового произрастания жизни.
Адриан Броувер. Важное место в искусстве Фландрии занимает мастер бытового жанра, талантливый художник Адриан Броувер. Много лет проживший в Голландии, Броувер писал небольшого размера картины на бытовые темы. Его герои - крестьяне в городской таверне, они играют в карты, пьют, дерутся, горланят песни. В произведениях Броувера нет широкой декоративности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение ("Деревенский лекарь"). Сюжеты иногда драматичны, лица, мимика, позы, жесты необычайно выразительны, ирония переплетается с горечью, и в этом смысле Броувер продолжает традиции Брейгеля ("Драка"). Письмо его виртуозно, артистично, полно тонких цветовых соотношений.
Задание: Сделать описание картин Рубенса: «Портрет камеристки Изабеллы» (1625), «Персей и Андромеда» (1620-1621), «Возчики камней» (1620). Записать основные произведения Антониса ван Дейка, Снейдерса, Йорданса и Адриана Браувера.
|
|||
|