Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности социологических методов исследования. Функции социологии.



2. Особенности социологических методов исследования. Функции социологии.

Методы социологии

 

1. общенаучные, характерные для всех наук.

  • Теоретические ( такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др;) и
  • Эмпирические(наблюдение,эксперимент и др)

2. специальные методы:опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;наблюдение;анализ документов;социологический тест;социометрия,квантификация социомониторинг и т.д.

3. Смежные методы -отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (инвент-анализ,антропологические исследования и т.д.)

1.  Методология и методы социологического исследования

Существуют критерии разделения социологии: методологические знания (знания о знании) и неметодологические (знание о предмете). К методологическим знаниям относятся знания о средствах социологического исследования.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Среди методов социологии существуют частнонаучные методы (наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации деятельности, регулятивные правила, совокупность приемов и способов и план действия.

Методология является общей стратегией исследования, а его тактикой является методика.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы (методы) сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и другие специализированные процедуры вплоть до техники отдельных конкретных ситуаций.

Одним из видов конкретного социологического исследования является пилотажное социологическое исследование, т.е. разведывательное или пробное исследование, целью которого является проверка инструмента для сбора первичной социологической информации, а именно, процедур и методов более массового исследования. Соответственно, оно, как правило, проводится на небольших группах людей и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. В процессе пилотажного исследования вырабатывается макет методики, который затем начинает проверяться, уточняться и совершенствоваться. При этом необходимая дополнительная информация получается в ходе новых разведывательных исследований, во время которых выясняется мера искажений информации из-за разного рода обстоятельств, не учтенных при первичной разработке программы исследования. Для получения необходимых оперативных данных используется такая разновидность разведывательного исследования, как экспресс-опрос - оперативное исследование, цель которого состоит в получении отдельных данных, особо интересующих исследователя в данный момент. Речь также может идти о выяснении мнения людей по поводу каких-либо актуальных событий.

В соответствии с целями и назначением пилотажных исследований в них используются достаточно доступные и оперативные методы сбора данных.

Таким образом, пилотажное исследование является первичным исследованием, проводимым с целью корректировки методики определения общей ситуации для дальнейших социологических исследований, уточнения их задачи и предмета.

Описательное социологическое исследование - более сложный вид социологического исследования, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Применяется это исследование обычно в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками (коллективы крупных предприятий, население города, области и т.д.). В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и составление каких-либо характеристик и выявить связи между ними.

Выбор методов сбора информации в этом исследовании диктуется его задачами и направленностью.

Аналитическое социологическое исследование является наиболее углубленным исследованием, позволяющим не только описать явление, но и дать причинное объяснение его функционирования, выраженное в системе количественно-качественных параметров.

В ходе аналитического исследования выявляются сущностные, причинные связи явления, изучается вся совокупность факторов, из которых затем выделяются основные и неосновные факторы. Как правило, программа и методы аналитического исследования тщательно подготавливаются. В нем комплексно, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдения, что требует тщательной работы по их состыковке и анализу данных.

Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.

 

Эксперимент предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта.

Точечное (или разовое) исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация имеет статический характер и не дает представления о тенденциях развития объекта исследования. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени по единой программе и теми же методами. Эти исследования будут называться повторными. Интервалы времени, через которые устраивается исследование, зависят от его целей и условий.

Особым видом повторного исследования является панельное, которое предусматривает неоднократное исследование одних и тех же объектов через определенные интервалы времени (например, периодические сплошные или выборочные переписи населения или неоднократные опросы выпускников средних школ с целью выяснения тенденций в осуществлении их жизненных планов через определенные промежутки времени).

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Существует несколько основных методов социологического исследования: анализ документов, опрос, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.

Анализ документов. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социальной информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль здесь выполняет информация социальной статистики.

Особым случаем анализа документов является контент-анализ, который активно применяется к исследованию средств массовой информации (например, газетных материалов) и заключается в количественном подсчете смысловых единиц, содержащихся в объекте изучения.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению, например, межличностные отношения. Результаты опросов легко поддаются дальнейшей обработке, при этом опрос - самый массовый метод сбора информации. Одной из главных проблем здесь является обеспечение достаточной репрезентативности (представительности) выборки, т.е. состав опрашиваемых должен воспроизводить все показатели и категории того более широкого состава людей, к которому принадлежит выбранная группа опрашиваемых. При интерпретации результатов опроса могут применяться математико-статистические методы обработки информации.

Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным или заочным (опрос через газету и т.д.)

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится "лицом к лицу", и опосредованным, например, по телефону.

Кроме этого, опросы могут быть массовыми (опрос представителей различных социальных групп) и специализированными (опрос экспертов, т.е. лиц, компетентных в предмете опроса).

Следующим методом является наблюдение (внешнее или включенное). Недостаток этого метода заключается в возможном субъективизме исследователя, который поневоле "вживается" в предмет наблюдения и начинает определенным образом бессознательно фильтровать события. Большую известность получило включенное наблюдение, когда исследователь-социолог непосредственно или живет, или работает среди тех, чью культуру, нравы изучает. Таким образом, наблюдение нельзя назвать безусловно научным социологическим методом.

Тестирование (или тест) - метод, техника изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению. Тест конструируется как "батарея" относительно простых показателей (индикаторов), отражающих разные элементы, аспекты изучаемого свойства, на основе которых строится итоговая шкала. Тестирование как социологический метод дает весьма достоверные результаты при массовых измерениях. Метод тестирования пришел в социологию из психологии и должен быть всегда адаптирован к социологической реальности. С помощью тестирования изучаются установки, интересы, мотивация личности.

Эксперимент также не является специфическо-социологическим методом и требует учета особенностей социологической реальности. Как научный метод эксперимент был разработан Дж. Ст. Миллем. В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами. Обычно в социологии он используется при изучении малых групп людей и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. При этом всегда должна соблюдаться моральная норма "не повреди" объекту.

Социометрия (от лат. socius - общий и греч. metron - мера) - метод исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспринимаются и оцениваются людьми, занимающими различное положение в данной общности. На основании полученных данных могут быть построены социограммы, в которых отражено "субъективное" измерение отношений в группе, коллективе, организации.

Социологический метод нацелен не на изучение объективных отношений, а на отражение последних в сознании их носителей. Затруднено применение его для больших групп.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.