Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





группа ТМ.21 Преподаватель: Маловик Н.Н.



группа ТМ.21                                                  Преподаватель: Маловик Н.Н.

Лекция (20.10.2021)

Занятие – 80 мин.

Тема: Конкуренция и монополия в рыночной экономике.

Ознакомьтесь с теоретическим материалом по теме, представленным в данном файле. Составьте краткий конспект.

Подготовьте доклад - презентацию на одну из тем «Монополия» или «Антимонопольная политика государства», ответьте письменно на контрольные задания в рабочей тетради до 27.10.2021.

Фото-отчет выполненной работы и доклады-презентации пришлите на электронную почту техникума по адресу dist-obuchenie@mail.ru (указав группу, фамилию, имя и дисциплину) или на мою страничку в контакте vk.com/id424036712, или на почту malovikn@inbox.ru

 

Литература:

1. Грязнова А.Г. , Думная Н.Н., Юданова А.Ю. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2017. -  с.49 – 70.

 

 

Цель занятия: Изучить теоретический материал лекционного занятия, сформировать систему знаний и основных понятий о видах конкуренции и монополий в рыночной экономике, роли государства и его функциях.

План

1. Конкуренция и монополия в рыночной экономике.

2. Виды монополистических союзов.

3. Государство в рыночной экономике, его функции и роль.

 

Экономика — сотрудничество людей. В простом виде люди сотрудничают в натуральной экономике. В таком случае семьи делают себе все сами. Это исходная форма экономики. Она остается базой общества в форме традиционной экономической системы. Так живет половина людей мира.

Более развитой формой сотрудничества является рыночная экономика. Она сегодня главная и многообразна. Она действует на основе системы экономических законов. Главный из них — конкуренция. Ее считают движущей силой рынка.

Борьба возникает и принимает особые формы соперничества в обществе людей. Она оказывается средством погони за источниками средств существования. Ее постоянно ведут люди для обеспечения своего благосостояния. В какой-то мере имеет место провозглашенная Гоббсом «война всех против всех». В чистом виде борьба за источники средств существования имеет место в натуральной экономике. В условиях рыночной экономики она принимает форму конкуренции.

Конкуренция — борьба между субъектами рыночных отношений. Она возникает вместе с рынком и сохраняется в чистом виде до настоящего времени. Без нее невозможен рынок. Победившие в конкуренции субъекты рынка присваивают преимущества, привилегии. Конкуренция обеспечивает эффективное использование ресурсов, снижение издержек производства, переливы капиталов в более прибыльные отрасли и т. д. Ее развитие ведет к появлению особого рода преимуществ, которые возникают у тех, кто победил всех и чей интерес становится господствующей силой в обществе.

Каждый человек свободен в выборе своих занятий. Он может стать предпринимателем. Его интересы противоположны интересам других людей, он хочет получить выгоду и борется за наиболее выгодные условия бизнеса. Его успех зависит от его ума, интеллекта, необходимого для победы над конкурентами.

Конкуренцию различают:

1) по методам:

ценовая конкуренция — изменение цен, их снижение. Это было характерно для свободного рынка;

неценовая конкуренция — сервис, качество, надежность товара и т. п.;

2) по отраслям:

внутриотраслевая — между аналогичными товарами;

межотраслевая — между товарами различных отраслей;

3) по субъектам:

между продавцами и покупателями;

между продавцами;

между покупателями;

4) по степени свободы:

совершенная — борьба более или менее равных по силе предпринимателей;

несовершенная — борьба мелких и крупных предпринимателей:

монополистическая;

олигополия;

монополия.

Свободный рынок(СР) — исходная и базовая сегодня форма рынка. Его идеализация — рынок совершенной конкуренции.

Признаки рынка совершенной конкуренции:

- частная собственность на средства производства;

- самостоятельность экономических агентов;

- свобода предпринимательства;

- много производителей и покупателей каждого товара;

- малая доля каждого агента (производителя и покупателя) в общем объеме рыночных сделок;

- одинаково качество одних и тех же товаров разных производителей (однородность товаров);

- производители и потребители имеют свободный вход на рынок — отсутствие входных барьеров, т. е. им никто не должен мешать в этом деле, полную свободу для организации производства любого товара и смену его при переходе в другую отрасль;

- отсутствие рыночной власти — монополий и иных ведущих сил на рынке;

- все субъекты рынка обладают совершенной информацией о ценах рынка, условиях реализации товаров и т. п., т. е. получают полную информацию об уровне цен на рынке;

- участники совершенной конкуренции ведут себя только рационально, преследуют только выгоду;

- продавцы и покупатели мало знают друг о друге и не вступают в сговоры друг с другом.

 

Свободный рынок — это РСК при максимально возможном развитии конкуренции. Такой рынок предполагает, что ни один из его участников не имеет возможности определять состояние рынка, не имеет контроля над ценами.

Развитие конкуренции ведет к возникновению рынка несовершенной конкуренции, высшей формой чего являются монополии.

Монополию довольно часто рассматривают как новое экономическое явление. Одновременно ее обычно оценивают в качестве противоестественного феномена. Монополия — древняя форма материальных отношений. Они уже были в Древнем Египте 4 тыс. лет назад. Монополией хозяйства фараонов признавали пчеловодство. В Древней Греции цари обладали монополией на некоторые промыслы, ремесла. Тогда монополии были эпизодическим, случайным, временным явлением. Ее порой называли регалией.

Практика монополий была осознана наукой с древности. Ее анализировал Аристотель: «Но и вообще, как мы сказали, выгодно в смысле наживания состояния, если кто сумеет захватить какую-либо монополию». Последующие мыслители также обращали внимание на этот тип материальных отношений. О монополии писали многие, что подтверждало их возрастающее значение в экономической жизни.

В ХIХ веке исследователи (В. Зомбарт, Гильфердинг и др.) рассматривали процесс перерастания капитализма в монополистический капитализм, империализм. Фурье указывал на многие формы монопольных отношений, в частности, на косвенные, казенные, колониальные, морские. П. Прудон рассматривал монополию в качестве ступени экономического развития. «Монополия, — писал он, — есть фатальное завершение конкуренции, непрерывно порождающей монополию как свое отрицание; в этом заключается и оправдание монополии». В целом «конкуренция убивает конкуренцию», и главной становится монополия.

В ХХ веке монополии стали важнейшим объектом экономической науки. В то же время сохраняются различные, скорее по терминологии, чем по содержанию понятий, трактовки монополий.

Предпринимательство (бизнес) порождает капитализм, а последний превращается в монополистический капитализм, или империализм.

Монополизация рынка представляет собой один из важнейших экономических законов. По мере развития рынка бизнеса росло значение монополий. Причина монополизации рынка — дешевизна товаров фирмы, вытекающая из уровня практического применения ею техники и индустриальной мощи. Все это достигло максимума в ХХ веке.

Монополии стали ведущей силой рынка и общества вообще.

Монополия — это высшая форма конкуренции. Ею обладают не все субъекты рынка, а только определенные их представители — победители конкурентов, прежде всего, крупные предприятия в отрасли. Монополия не отрицает своих предшественников, а надстраивается над ними и конституирует экономический строй общества. «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию, их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию...и она постоянно вступает в конкурентную борьбу».

«Конкуренция переходит в монополию. Монополия не может остановить поток конкуренции; больше того, она сама порождает конкуренцию. Противоречие конкуренции состоит в том, что каждый должен желать для себя монополии, тогда как все общество как таковое должно терять от монополии и поэтому должно ее устранить...». Данные положения вековой давности не потеряли своего значения и сегодня. В связи с этим необходимо всесторонне изучать эту форму привилегий.

Монополии возникают на основе процесса, который можно охарактеризовать следующими формами рынка:

- полиполия (свободный рынок);

- монополистический рынок;

- олигополия;

- дуополия;

- монополия;

- двойная монополия.

 

Монополистический рынок порождает олигополистический рынок. Признаки такого рынка:

а) несколько фирм, при этом различают следующие виды олигополий:

- мягкую — 7–8 фирм;

- жесткую — 3–4 (они производят более 50% товаров рынка);

б) однородная, стандартная, но дифференцированная продукция;

в) лидерство в ценообразовании доминирующей фирмы;

г) склонны к явным или тайным сговорам, картельным соглашениям (их не признают законными). Картели запрещают в США и Европе, но они существуют нелегально;

д) стремятся не только к прибыли;

е) между ними идет борьба за долю рынка;

ж) степень монополизации;

з) неценовая конкуренция – использование рекламы, особых условий продажи товара (например, в кредит), качество продукции и привлекательность ее упаковки, послепродажное обслуживание и т. п.

Реальные рыночные системы всегда существуют в рамках государства. Есть несколько крупных групп ситуаций, в которых рынок не способен справиться с трудностями, и действия государства становятся единственным путем выхода из тупика. Во-первых, это относится к общественным и некоммерческим благам. Во-вторых, рынок плохо справляется с социальными проблемами. В-третьих, существует много экономических проблем, решение которых невозможно с помощью рыночных механизмов. И все же в рыночной системе роль государства ограничена, государство не берет на себя функции управления всеми субъектами экономики, т.е. государство не подменяет собой рынок, а вступает в действие по мере необходимости.

В XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:

· обеспечение национальной обороны;

· отправление правосудия;

· организация общественных работ, невыгодных для частного предпринима­тельства, но необходимых гражданам;

· образование юношества;

· сбор налогов для оплаты нужд государства.

По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Как правило, государство корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно много­образны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели. Можно выделить две группы регулирующих функций государства:

а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.

Одна из важнейших функций — стабилизация экономики исти­мулирование сбалансированного экономического роста. Системой оп­ределенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискаль­ной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует сово­купный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики прово­дит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государстваявляются:

1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте сущность и определите основные черты конкуренции. Назовите условия возникновения конкуренции.

2. Определите стратегии конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики.

3. Какое влияние межотраслевой и отраслевой конкуренции на ценообразование ?

4. Дайте характеристику основных способов ведения конкурентной борьбы.

5. Назовите основные виды рыночных структур.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.