Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура рабочей программы соответствует приказу ректора



Структура рабочей программы соответствует приказу ректора

ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «05» декабря 2018 г. № 678-1

 

 

         
© ФГБОУ ВО «ЧелГУ»        

 

Рабочая программа дисциплины "История государства и права зарубежных стран" по направлению подготовки (специальности) "Правовое обеспечение национальной безопасности" направленности (профилю) Гражданско-правовая ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

стр. 3
     

Содержание

     

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

4. Объем дисциплины (модуля)

5. Структура и содержание дисциплины (модуля)

6. Фонд оценочных средств

6.1. Перечень видов оценочных средств

6.2. Типовые контрольные задания и иные материалы для текущей аттестации

6.3. Типовые контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации

6.4. Критерии оценивания

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

7.1. Рекомендуемая литература

7.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

7.3. Перечень информационных технологий

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

10. Специальные условия освоения дисциплины обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

     
© ФГБОУ ВО «ЧелГУ»    

 

Рабочая программа дисциплины "История государства и права зарубежных стран" по направлению подготовки (специальности) "Правовое обеспечение национальной безопасности" направленности (профилю) Гражданско-правовая ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

стр. 4

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями преподавания учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» являются:

- ознакомление обучающихся с системой историко-правовых и общеправовых понятий и категорий и формирование навыков оперирования ими;

- формирование у обучающихся представления о процессах возникновения и развития государственно-правовых институтов и ключевых памятниках права зарубежных странах;

- раскрытие обучающимся исторических закономерностей, общего и особенного в эволюции государства и права, связи между государственным и правовым развитием и развитием экономики, культуры и общества в целом;

- формирование у обучающихся навыков работы с источниками, учебно-методической и научной литературой по историко-правовой тематике;

- развитие у обучающихся умений и навыков ясно логично и аргументировать выражать свою позицию по государственно-правовой и общественной проблематике.

 

Результаты обучения по дисциплине направлены на достижение индикаторов:

ОПК-1.1. Обладает знаниями основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории.

ОПК-4.1. Обладает знаниями основных общеправовых понятий и категорий.

ОПК-4.2. Обладает знаниями понятия, значения, видов, способов толкования нормы права.

 

 

 

       

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП

Цикл (раздел) ОПОП:

Б1.О.04

2.1 Требования к предварительной подготовке обучающегося:

Студент, приступивший к изучению учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» должен обладать знанием основ государства и права, преподаваемых на уроках по предмету «Обществознание» в рамках школьной программы, а также знаниями по истории зарубежных стран, преподаваемых на уроках по предмету «История» в рамках школьной программы.

2.2 Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

Уголовное право

Гражданское право

Римское право

Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена

       

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ОПК-1: Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга

Знать:

Для достижения ОПК-1.1 знать: основные этапы и закономерности развития государства и права зарубежных стран

Уметь:

Для достижения ОПК-1.1 уметь: раскрывать специфику и содержание основных этапов и закономерностей развития государства и права зарубежных стран

Владеть:

Для достижения ОПК-1.1 владеть: навыками анализа основных этапов и закономерностей развития государства и права зарубежных стран

       

ОПК-4: Способен оперировать основными общеправовыми понятиями и категориями, анализировать и толковать нормы права, давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам

Знать:

       
© ФГБОУ ВО «ЧелГУ»      

 

Рабочая программа дисциплины "История государства и права зарубежных стран" по направлению подготовки (специальности) "Правовое обеспечение национальной безопасности" направленности (профилю) Гражданско-правовая ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

стр. 5

Для достижения ОПК-4.1 знать: основные общеправовые понятия и категории, применяемые при изучении истории государства и права зарубежных стран

Для достижения ОПК-4.2 знать: понятие, значение, виды и способы толкования норм права

Уметь:

Для достижения ОПК-4.1 уметь: оперировать основными общеправовыми понятиями и категориями при изучении государства и права зарубежных стран

Для достижения ОПК-4.2 уметь: применять знание видов и способов толкования норм права при анализе памятников права зарубежных стран

Владеть:

Для достижения ОПК-4.1 владеть: навыком анализа явлений и тенденций истории государства и права зарубежных стран с помощью общеправовых понятий и категорий

Для достижения ОПК-4.2 владеть: навыками толкования норм права, содержащихся в памятниках права зарубежных стран

                   

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

3.1

Знать:

 

3.1.1

– основные этапы и закономерности развития государства и права зарубежных стран (ОПК-1.1);

 

3.1.2

– основные общеправовые понятия и категории, применяемые при изучении истории государства и права зарубежных стран (ОПК-4.1);

 

3.1.3

– понятие, значение, виды и способы толкования норм права (ОПК-4.2).

 

3.2

Уметь:

 

3.2.1

– раскрывать специфику и содержание основных этапов и закономерностей развития государства и права зарубежных стран (ОПК-1.1);

 

3.2.2

– оперировать основными общеправовыми понятиями и категориями при изучении государства и права зарубежных стран (ОПК-4.1);

 

3.2.3

– применять знание видов и способов толкования норм права при анализе памятников права зарубежных стран (ОПК-4.2).

 

3.3

Владеть:

 

3.3.1

– анализа основных этапов и закономерностей развития государства и права зарубежных стран (ОПК- 1.1);

 

3.3.2

– анализа явлений и тенденций истории государства и права зарубежных стран с помощью общеправовых понятий и категорий (ОПК-4.1);

 

3.3.3

– толкования норм права, содержащихся в памятниках права зарубежных стран (ОПК-4.2).

 
                   

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость

6 ЗЕТ

Часов по учебному плану : 216

в том числе :

аудиторные занятия : 16

самостоятельная работа : 191

часов на контроль : 9

Виды контроля на курсах:

 

экзамены 1

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Код занятия

Наименование разделов и тем /вид занятия/

Семестр / Курс Часов

Литература

 

Раздел 1. Тема 01. ИГПЗС как наука и учебная дисциплина

   

 

1.1

ИГПЗС как наука и учебная дисциплина /Лек/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

1.2

ИГПЗС как наука и учебная дисциплина /Ср/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 2. Тема 02. Государство и право Древнего Востока

   

 

2.1

Государство и право Древнего Востока /Лек/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

                   

© ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

             

 

Рабочая программа дисциплины "История государства и права зарубежных стран" по направлению подготовки (специальности) "Правовое обеспечение национальной безопасности" направленности (профилю) Гражданско-правовая ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

стр. 6
2.2

Право Древнего Вавилона /Пр/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

2.3

Государство и право Древнего Востока /Ср/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 3. Тема 03. Государство и право Древней Греции

   

 

3.1

Право и суд в Древних Афинах /Пр/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

3.2

Государство и право Древней Греции /Ср/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 4. Тема 04. Государство и право Древнего Рима

   

 

4.1

Общественный и государственный строй Древнего Рима /Пр/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3

4.2

Государство и право Древнего Рима /Ср/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 5. Тема 05. Государства Западной Европы в средние века

   

 

5.1

Государства Западной Европе в раннее средневековье /Лек/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

5.2

Государства Западной Европы в X–XVII вв. /Ср/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 6. Тема 06. Право Западной Европы в средние века

   

 

6.1

Правовые системы средневековой Западной Европы /Пр/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

6.2

Право Западной Европы в средние века /Ср/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 7. Тема 07. Государство и право Востока в средние века

   

 

7.1

Становление и развитие мусульманского права /Пр/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

7.2

Государство и право средневекового Востока /Ср/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 8. Тема 08. Английское государство в Новое время

   

 

8.1

Возникновение и развитие национальных государств /Лек/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

             

© ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

         

 

Рабочая программа дисциплины "История государства и права зарубежных стран" по направлению подготовки (специальности) "Правовое обеспечение национальной безопасности" направленности (профилю) Гражданско-правовая ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

стр. 7
8.2

Английское государство в Новое время /Ср/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 9. Тема 09. Образование и развитие США в XVII–ХIХ вв.

   

 

9.1

Формирование государственно-правовой системы США /Пр/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

9.2

Образование и развитие США в XVII-XX вв. /Ср/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 10. Тема 10. Французское государство в Новое время

   

 

10.1

Французское государство на рубеже XVIII-XIX вв. /Пр/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

10.2

Французское государство в Новое время /Ср/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 11. Тема 11. Германские государства в Новое время

   

 

11.1

Германские государства в Новое время /Ср/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 12. Тема 12. Государства Азии в Новое время

   

 

12.1

Государства Азии в Новое время /Лек/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

12.2

Государства Азии в Новое время /Ср/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 13. Тема 13. Развитие права в Новое время

   

 

13.1

Становление и развитие буржуазного права в Западной Европе /Пр/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

13.2

Развитие права в Новое время /Ср/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 14. Тема 14. Государства Европы и Америки в Новейшее время

   

 

14.1

Трансформация государства в Новейшее время /Лек/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

14.2

Эволюция государственного строя Германии и Франции в XX в. /Пр/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

14.3

Государства Европы и Америки в Новейшее время /Ср/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

             

© ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

         

 

Рабочая программа дисциплины "История государства и права зарубежных стран" по направлению подготовки (специальности) "Правовое обеспечение национальной безопасности" направленности (профилю) Гражданско-правовая ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

стр. 8
 

Раздел 15. Тема 15. Государства Азии и Африки в Новейшее время

   

 

15.1

Государства Азии и Африки в Новейшее время /Ср/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

 

Раздел 16. Тема 16. Развитие права в Новейшее время

   

 

16.1

Эволюция гражданского права зарубежных стран в XX в. /Пр/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

16.2

Развитие права в Новейшее время /Ср/

Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4

             

6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Перечень видов оценочных средств

1. Устный опрос

2. Опрос по терминам

3. Контрольная работа

6.2. Типовые контрольные задания и иные материалы для текущей аттестации

1. Устный опрос

Устный опрос проводится по вопросам темы в соответствии с планом практического занятия.

 

Планы практических занятий:

 

Занятие 1. Право Древнего Вавилона (1 час)

1. Общая характеристика Законов Хаммурапи.

2. Правовой статус основных групп населения Древнего Вавилона.

3. Право собственности и виды договоров по Законам Хаммурапи.

4. Регулирование брачно-семейных отношений в Вавилоне.

5. Преступление и наказание по Законам Хаммурапи.

6. Суд и процесс по Законам Хаммурапи.

 

Занятие 2. Право и суд в древних Афинах (1 час)

1. Специфика и источники права древних Афин.

2. Брак, семья и наследование в Афинах.

3. Преступления и наказания в Афинах.

4. Суд и судебный процесс в Афинах.

 

Занятие 3. Общественный и государственный строй Древнего Рима (1 час)

1. Институт гражданства в Древнем Риме.

2. Система управления в республиканском Риме:

а) принципы организации власти;

б) комиции;

в) сенат;

г) магистратуры.

 

Занятие 4. Правовые системы средневековой Западной Европы (1 час)

1. Феодальное право средневековой Европы.

2. Каноническое право католической церкви в Средние века.

3. Городское право в средневековой Западной Европе.

 

Занятие 5. Становление и развитие мусульманского права (1 час)

1. Общая характеристика и источники мусульманского права.

2. Регулирование имущественных отношений в мусульманском праве.

3. Брак и семья по предписаниям шариата.

4. Преступления и наказания в шариате.

 

Занятие 6. Формирование государственно-правовой системы США (1 час)

1. Декларация независимости 1776 г.

© ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

         

 

Рабочая программа дисциплины "История государства и права зарубежных стран" по направлению подготовки (специальности) "Правовое обеспечение национальной безопасности" направленности (профилю) Гражданско-правовая ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

стр. 9

2. Общая характеристика Конституции 1787 г.

2. Поправки к Конституции США в XVIII-XIX в.

3. Специфика и этапы развития американского права.

 

Занятие 7. Французское государство на рубеже XVIII-XIX вв. (1 час)

1. Конституционное законодательство Французской революции:

а) Декларация прав человека и гражданина 1789 г.;

б) Конституция Франции 1791 г.;

в) Декларация и Конституция 1793 г.

3. Система управления во Франции на рубеже XVIII–XIX вв.:

а) центральное управление;

б) местное управление;

в) судебная система.

 

Занятие 8. Становление и развитие буржуазного права Западной Европы (1 час)

1. Гражданские кодексы XIX в. (ФГК 1804 г. и ГГУ 1896 г.):

а) общая характеристика;

б) субъекты гражданско-правовых отношений;

в) институт собственности;

г) обязательственное право;

д) регулирование брачно-семейных отношений;

е) наследственное право.

2. Уголовное право Западной Европы в XIX в.:

а) общая характеристика УК Франции 1810 г. и УУ Германии 1871 г.;

б) понятие и классификация правонарушений;

в) цель и виды уголовного наказания.

 

Занятие 9. Эволюция государственного строя Германии и Франции в XX в. (1 час)

1. Веймарская Конституция 1919 г.

2. Государственное устройство ФРГ и ГДР.

3. Эволюция французского государства в XX в.

 

Занятие 10. Эволюция гражданского права зарубежных стран в XX вв. (1 час)

1. Изменения в источниках и системе гражданского права.

2. Субъекты современного гражданского права.

3. Тенденции в развитии права собственности в XX вв.

4. Эволюция брачно-семейного права в XX в.

 

 

2. Примерный образец перечня терминов для опроса:

 

Право Древнего Вавилона:

Авилу́м, баиру́м, ва́рдум, и́лку, мушкену́м, ордалия, патриархальное рабство, ре́дум, талио́н, тамка́р.

 

Становление и развитие мусульманского права:

Ада́т, вакф, и́джма, и́кта, канун, кия́с, киса́с, Кора́н, ма́зхаб, мульк, су́нна, тазир, урф, фикх, фирма́н, хадд, шариа́т.

 

Образование единого германского государства:

Бундесрат, Вторая империя, кайзер, канцлер, министр-президент, октроиро-ванная конституция, рейхстаг.

 

3. Перечень вариантов контрольной работы:

 

Вариант I

1. Сравните государственный строй принципата и домината.

2. Великая хартия вольностей: общая характеристика.

3. Решите казус, опираясь на Гражданский кодекс французов 1804 г.

Леон Бельтер в антикварной лавке приобрел старинные швейцарские часы в золотом корпусе, украшенном алмазами. Часы стали центральной частью собираемой им коллекции. Спустя неделю он увидел в этой же лавке выставленную на продажу цепочку в виде «змейки». Посмотрев имеющийся у него каталог, Бельтер обнаружил, что прежде эта цепочка составляла с купленными ранее часами единый «ансамбль», принадлежавший одному итальянском аристократу. Бельтер потребовал от хозяина лавки немедленной передачи ему этой цепочки (без дополнительной оплаты), утверждая, что разрушение такого предмета художественной ценности как этот ансамбль – просто варварство. Хозяин лавки ответил, что, во-первых, он понятия не имел ни о каком «ансамбле» и рассматривал цепочку как самостоятельное ювелирное изделие, имеющее отдельную стоимость, во-вторых, Бельтер приобрел

© ФГБОУ ВО «ЧелГУ»    
     

 

Рабочая программа дисциплины "История государства и права зарубежных стран" по направлению подготовки (специальности) "Правовое обеспечение национальной безопасности" направленности (профилю) Гражданско-правовая ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

стр. 10

часы для коллекции, а не для постоянного пользования, когда цепочка могла бы быть действительно необходимой, а в -третьих, в договоре купле-продажи, заключенном по поводу часов, о цепочке не упоминалось, и потому претензии Бельтера неосновательны. Стороны обратились в суд.

Каким будет решение суда?

 

Вариант II

1. Сравните государство Древней Индии и Древнего Китая.

2. Каролина: общая характеристика.

3. Решите казус, опираясь на Германское гражданское уложение 1900 г.

Ганс Штайер, рабочий одного из заводов, в результате несчастного случая получил серьезную травму. После выздоровления он обратился в суд с иском о получении вознаграждения в качестве компенсации за уменьшение трудоспособности. Представитель администрации против иска возражал, ссылаясь на соблюдение заводом всех необходимых правил безопасности и допущенную Штайером небрежность, приведшую к несчастному случаю.

Каким должно быть решение суда?

 

Вариант III

1. Сравните государственный строй Афин и Спарты.

2. Кутюмы Бовези: общая характеристика.

3. Решите казус, опираясь на Гражданский кодекс французов 1804 г.

Пьер Бурна продал земельный участок Эммануэлю Конту за 6000 франков. Договор был заключен и оформлен надлежащим образом. Спустя две недели Пьер Бурна узнал, что в связи с проведением шоссе через департамент, где находился участок, цены на земельные участки многократно поднялись, и покупатель, Эммануэль Конт, узнавший о проектировавшемся строительстве ещё два месяца тому назад, намеревается получить в банке под залог этого участка 35 000 франков (в такую сумму, как стало известно, оценил участок банк). Пьер Бурна предложил Эммануэлю Конту либо изменить условия договора купли-продажи, либо расторгнуть его, утверждая, что по своей неопытности не знал подлинной цены участка. Эммануэль Конт отказался удовлетворить просьбу Пьера Бурна, мотивируя это тем, что на момент заключения сделки уплаченная им сумма соответствовала средней по стране рыночной цене земельного участка аналогичного качества, а значит, и говорить о заблуждении со стороны Пьера Бурна нельзя. Пьер Бурна обратился в суд.

Каким будет решение суда? На каком основании будет вынесено это решение?

 

Вариант IV

1. Салическая правда: общая характеристика памятника.

2. Сравните государственный строй IV и V республик во Франции.

3. Решите казус, опираясь на Гражданский кодекс французов 1804 г.

Жан Лурье, отец троих взрослых сыновей, оставил завещание, согласно которому его сыновья Эжен и Анри получили по 45 000 франков, а старший сын Пьер – 90000. Мотивировалось это тем, что, во-первых, у Пьера уже есть дети, а во-вторых, Пьер оказался самым любящим и внимательным сыном, поддержавшим отца в трудное для него время. Пьер, потрясенный смертью отца, скончался в тот же день. Ознакомившись с завещанием, Эжен и Анри оспорили его в суде. Они аргументировали свои возражения статьей 913 ФГК, обвиняя отца в том, что, оставляя трех сыновей, он самовольно распорядился в пользу Пьера половиной всего семейного имущества, составляющего 180 000 франков. Кроме того, Эжен и Анри отрицали какие - либо наследственные права сыновей Пьера (внуков Жана Лурье), мотивируя это ссылкой на статью 745 ФГК: «Дети или их нисходящие наследуют своему отцу и матери, дедам и бабкам или другим восходящим вне зависимости от пола и первородства... Они наследуют в равных частях и поголовно, когда все они состоят в первой степени родства и призываются к наследованию в силу их собственного права; они наследуют их по группам, когда все они или часть их приступают к наследованию в силу представления». По мнению Эжена и Анри, поскольку Пьер умер в день смерти - он не успел вступить в наследство, а, следовательно, не может передать его сыновьям (внукам Жана Лурье), которые являются наследниками второй очереди. Братья Эжен и Анри требовали раздела имущества только между ними двоими в равных долях, также мотивируя это статьей 745 ФГК.

Как решиться дело в суде и на каком основании?

 

Вариант V

1. Corpus iuris civilis: общая характеристика.

2. Сравните абсолютную монархию во Франции и Англии.

3. Решите казус, опираясь на Германское гражданское уложение 1900 г.

В 1904 г. химический концерн «AEG» построил в Цвикау завод, не оборудованный очистными сооружениями. Из-за сброса сточных вод в реку на соседних земельных участках снизилась урожайность и ухудшилось здоровье крестьян. Собственники участков, крестьяне, обратились в суд с иском против концерна, требуя запрета на выброс вредных веществ. Адвокаты концерна на суде заявили, что воздействие вредных веществ на земельные участки крестьян незначительно.

Как будет решен спор?

 

Вариант VI

© ФГБОУ ВО «ЧелГУ»    
     

 

Рабочая программа дисциплины "История государства и права зарубежных стран" по направлению подготовки (специальности) "Правовое обеспечение национальной безопасности" направленности (профилю) Гражданско-правовая ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

стр. 11

1. Законы Хаммурапи: общая характеристика памятника.

2. Сравните сословно-представительную монархию в Англии и Франции.

3. Решите казус, опираясь на Гражданский кодекс французов 1804 г.

Француженка Мари Лебран узнала, что ее муж Леон находится во внебрачной связи с женщиной из соседнего городка, с которой регулярно встречается в гостинице. Мари с целью отомстить мужу вступила в прелюбодейную связь с другим мужчиной и забеременела от него. Чтобы скрыть этот факт, она решила сделать аборт. Дав взятку чиновнику медицинского управления департамента, Мари нашла врача, согласившегося за большое вознаграждение ее прооперировать. Однако и после этого она продолжала встречаться со своим любовником. Однажды Леон застал жену

с любовником в супружеском доме и несколькими выстрелами из револьвера застрелил мужчину, а жену сильно избил, в результате чего она провела месяц в больнице.

Могла ли Мари Лебран потребовать развода?

 

Вариант VII

1. Законы XII таблиц: общая характеристика.

2. Сравните государственный строй Китайской республики и КНР.

3. Решите казус, опираясь на Германское гражданское уложение 1900 г.

Престарелый Бернхардт, оставил завещательное распоряжение в котором назначал своим наследником одного из двух сыновей. Нотариус отказался заверить это распоряжение и посоветовал Бернхардту учесть интересы второго сына и супруги. Однако Бернхардт настоял на своём.

Получат ли свою долю второй сын и супруга Бернхардта? Какую?

 

Вариант VIII

1. Законы Ману: общая характеристика..

2. Сравните государственный строй ФРГ и ГДР.

3. Решите казус, опираясь на Гражданский кодекс французов 1804 г.

Маркиз Филипп де Корбон, отец двух совершеннолетних детей, подарил некую картину, хранившуюся в его замке искусствоведу Марселю Труа. Свой дар он мотивировал тем обстоятельством, что только М. Труа может по достоинству оценить этот шедевр, который потомки сочтут национальной реликвией Франции, не могущий иметь продажной цены. Сыновья маркиза после его смерти оспорили действия отца в суде, полагая, что он не имел права лишать семью части ее достояния, а их - значительной доли наследства. Искусствовед Марсель Труа заявил в суде, что сыновьям маркиза и так осталось наследство стоимостью не менее 2000000 франков, приложив к этому собственноручное письмо маркиза, объяснявшего, что картину эту он приобрёл на аукционной распродаже имущества казненных якобинцев в августе 1794 года по бросовой цене (400 франков, в переводе на деньги XIX столетия). С того времени картина не продавалась и оценка ее действительной стоимости не проводилась.

Какие варианты судебного решения возможны в деле и на каком основании?

 

Вариант контрольного задания определяется по первой букве фамилии обучающегося (см. таблицу).

А-Г - вариант I

Д-Ж - вариант II

З-К - вариант III

Л-Н - вариант IV

О-Р - вариант V

С-У - вариант VI

Ф-Ч - вариант VII

Ш-Я - вариант VIII

6.3. Типовые контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации

Вопросы к экзамену:

 

1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран.

2. Историческая типология государства и права.

3. Проблема возникновения государства в современной науке.

4. Архаическое право: характерные черты и основные институты.

5. Государственность Древнего Востока: особенности, типы, цикличность развития.

6. Государственность и право Древнего Египта.

7. Государства Месопотамии.

8. Законы Хаммурапи: общая характеристика.

9. Государство в Древней Индии.

10. Источники права Древней Индии. Законы Ману: общая характеристика.

11. Государство в Древнем Китае.

12. Правовая традиция Древнего Китая.

13. Полис: понятие и этапы развития.

14. Возникновение и развитие Афинского полиса.

15. Право Древних Афин.

© ФГБОУ ВО «ЧелГУ»    
     

 

Рабочая программа дисциплины "История государства и права зарубежных стран" по направлению подготовки (специальности) "Правовое обеспечение национальной безопасности" направленности (профилю) Гражданско-правовая ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

стр. 12

16. Государственный строй Спарты.

17. Особенности и этапы развития государства в Древнем Риме.

18. Римская республика: принципы власти и основные органы управления.

19. Римская им



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.