УМК «Школа России»
УМК «Школа России»
Класс:1
Тип урока:открытие новых знаний.
Тема: «Где живут ноты»
Цель урока:формирование у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте.
Задачи:
Образовательная:познакомить учащихся с основными понятиями о музыкальной грамоте.
Развивающая: развивать умения высказывать собственные суждения; развитие музыкального слуха;музыкальной памяти;чувства ритма;развитие вокально-хоровых навыков;ассоциативного мышления;развитие творческих способностей.
Воспитательная:воспитывать интерес к изучению предмета; воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоуважения, совершенствование навыка применения в жизни таких качеств, как вежливость и культура поведения; воспитывать уважительное отношение к учителю и к ученикам класса.
Планируемые результаты:
Предметные:уметь определять ноты, в какой порядке они стоят, знать, что стоит в начале строчки с нотами.
Метапредметные:
Познавательные:умение извлекать информацию из текста в соответствии с целью учебника; осознавать познавательную задачу, читать, выявлять известное и неизвестное.
Регулятивные:обеспечение формирования ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль.
Коммуникативные:умение строить связанное монологическое высказывание, слушать и понимать речь собеседника.
Личностные:продолжить формирование навыков сотрудничества со сверстниками, взрослым в процессе выполнения совместной деятельности на уроке, интерес к изучению предмета.
Оборудование: учебник; интерактивная доска; аудио запись.
Ход урока.
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| УУД
| Организационный момент(1 мин.)
| Здравствуйте ребята, можете садиться. Меня зовут Ксения Андреевна и сегодня я проведу у вас урок музыки.
Ребята, чтобы нам хорошо потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.
– Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!
| Здравствуйте
| Л.: воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.
| Постановка целей и задач урока. Мотивация(3 мин.)
| Звучит музыка «Азбука», А. Островский.
Ребята, а вы уже все буквы изучили?
А для чего нам надо их знать?
Правильно, буквы нам нужны для того, чтобы могли читать и писать. Именно об этом поётся в песне «Азбука», которая вас встречала на уроке. Давайте послушаем ее еще раз.
Давайте послушаем песню
Прослушивание песни «Азбука»)
Интересно, а какие «буквы» нужны композиторам, чтобы записать музыку?
Конечно, это НОТЫ. И сейчас я вам расскажу о них сказку про них.
Начинаю читать сказку про ноты.
С глубокой древности люди стремились сохранить музыку, для этого необходимо было записать мелодию. Делали это везде по-разному.
В Древней Греции «музыкальные звуки» обозначали буквами греческого алфавита.
В средневековой Европе для этого использовали специальные значки - невмы. Они выглядели как черточки, точки и запятые.
В России для записи музыки придумали особые знаки -крюки.
Все эти обозначения были не совсем удобными. Например, невмы рисовали над текстом. Они подсказывали певцу, как должна двигаться мелодия. Подсказка помогала лишь тогда, когда музыкант знал мелодию наизусть.
Музыкой в средние века могли заниматься только монахи и богословы.
В конце 10 века один из них сделал гениальное изобретение. Он провел на бумаге линию, на которой нарисовал невмы одной высоты.
Эта линия была красного цвета. Потом кто-то добавил к первой линии вторую. Она была желтой и означала другой звук.
Третью и четвертую линии провел итальянский музыкант Гвидо Д'Ареццо. Сами невмы превратились из крючков в квадратики, затем в ромбы, а позднее стали круглыми.
Так появились ноты, которые разместились на линейках. Буквы, стоявшие в начале линейки, превратились в ключи: А сами названия нот родились из первых слогов семи строчек латинского гимна святому Иоанну -покровителю певцов. С тех самых пор во всем мире пользуются нотами для записи музыки.
и басовый - Фа.
Во всех странах знают имена семи нот: до - ре - ми - фа - соль - ля - си.
Включаю песню
Прослушивание песни А. Островского «До, ре, ми, фа, соль…»
Ребята,теперь мы с вами знаем сколько нот в музыке.
Чтобы песни исполнять
Надо ноты твёрдо знать.
Выучим названье нот
И где каждая живёт.
Как думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Правильно, а какую цель мы можем сегодня пере собой поставить?
|
Да
Что бы уметь читать и писать.
Слушаю песню
Ноты
Слушают сказку
Слушаю песню
Изучать ноты
Познакомится со всеми нотами
| Р.: обеспечение формирования ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
П.: выявлять известное и неизвестное, умение извлекать информацию из текста в соответствии с целью учебника.
| Актуализация знаний
(5 мин.)
| Давайте их назовем все вместе.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Мчатся быстро на такси.
Ждут их в музыкальной школе,
Ждут в оркестре их и в хоре.
Если нотки опоздают.
Все мелодии растают.
Скрипки и виолончели
Не исполнят свои трели.
Перестанет контрабас
Всем показывать свой бас.
Даже барабан замрет —
Ужас, что произойдет.
Поскорей, подружки ноты.
Принимайтесь за работу.
Мы вас очень, очень ждем,
Мы без музыки умрем!
Молодцы ребята, вы очень хорошо читаете!
А как вы думаете, где живут нотки?
Семь кружочков -малышат на линеечках сидят,
Ах, как дружно все живут,
Звонко песенки поют.
Очень заняты работой
Эти радостные ноты.
На экране выводится нотная линия
Посмотрите, пять линеечек, нотный стан – это место, где живут ноты. У каждой ноты есть своё место.
Но как же нам открыть дверку в этот нотный дом? А поможет нам в этом ключ, только не обычный, а ключ СКРИПИЧНЫЙ.
Давайте попробуем нарисовать скрипичный ключ.
Молодцы, у вас хорошо получается.
| Читают по порядку
На нотной линии
Пробуют нарисовать скрипичный ключ.
| П.: выявлять известное и неизвестное, умение извлекать нужную информацию.
Р.: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль.
| Первичное усвоение новых знаний(10 мин.)
| Чтобы лучше научиться различать ноты, давайте их раскрасим в цвета, которые вы выберете сами.
Молодцы ребята, теперь нам с вами легче будет запомнить ноты.
| Раскрашивают ноты
| Коммуникативное: умение строить связанное монологическое высказывание, слушать и понимать речь собеседника.
Личностные: продолжить формирование навыков сотрудничества со сверстниками, взрослым в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
| Физкультминутка(3 мин.)
| «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
|
|
| Первичная проверка понимания(10 мин.)
| Чтоб выучиться пению Имеем мы терпение, И чтоб урок у нас не зря прошел. Должны мы быть старательны, Послушны и внимательны. И выучить все ноты хорошо!
Давайте проговорим вслух и вместе: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
А теперь давайте возьмем свои тетрадки и попробуем по памяти написать строчку из нот.
И дома каждый раз учить!
Ребята, у всех получилось?
Давайте проговорим еще раз вслух и вместе.
Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
Молодцы ребята!
|
Проговаривают вместе с учителем
Пишут по памяти ноты.
Да
| К.: умение строить связанное монологическое высказывание, слушать и понимать речь собеседника.
П.: умение извлекать информацию из текста в соответствии с целью учебника, осознавать познавательную задачу, читать.
| Первичное закрепление изученного материала.
(10 мин.)
| Посмотрим мультфильм про ноты.
- Сколько ноток вы узнали сегодня?
- Как они называются?
- Вначале нотного домика знак необычный
В музыке известный - это…
- Выйди к доске и прикрепи ключ на его место.
- Где живет нота ДО
- Где живет нота РЕ
- Где живет нота МИ
- Где живет нота ФА
- Где живет нота СОЛЬ
- Где живет нота ЛЯ
- Где живет нота СИ
- Получился ряд звуков, как он называется?
- Прослушаем песенку. Но давайте, сначала, вспомним, как нужно слушать музыку?
| Смотрят мультфильм про ноты.
- 7
- До, Ре, Ми, Фа, Соль, ля, Си
Ключ скрипичный
- На первой добавочной снизу линейке
- Под первой линеечкой
- На первой линеечке
- Между первой и второй линеечкой
- На второй линеечке
- Между второй и третьей линеечкой
- На третьей линеечке
- Звукоряд
- Тихо сидеть, руки на парте
- Тишину.
| К.: умение строить связанное монологическое высказывание, слушать и понимать речь собеседника.
Л.: продолжить формирование навыков сотрудничества со сверстниками.
| Рефлексия. Подведение итогов урока(3 мин.)
| Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.
Какую тему мы с вами изучали? Отлично.
Какую цель мы ставили на урок?
Что любим музыка?
Как нужно сидеть, когда мы слушаем музыку?
Достигли мы этой цели?
Я научилась…
Мне стало ясно…
Я поняла…
Теперь я знаю…
Я буду стараться…
Я узнала…
Вы сегодня замечательно потрудились.
Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.
Спасибо за урок!
|
Музыкальная азбука
Познакомится с нотами и изучить их
Да
Тишину
Тихо и внимательно слушать музыку.
Спасибо!
| Р.: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль.
|
|