Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 6. Традиционная модель управления таможенными органами. Инновационная  модель управления таможенными органами .



Тема 6. Традиционная модель управления таможенными органами. Инновационная  модель управления таможенными органами .

План изложения и освоения материала

6.1 Особенности управления в таможенных органах. Общее руководство таможенным делом. Организационная структура таможенных органов. Функции управления в таможенных органах. Процессный подход к управлению в таможенных органах.

6.2. Особенности принятия управленческого решения в таможенных органах. Процесс принятия управленческих решений.

6.3 Услуги, таможенные услуги: понятия и определения.

6.4 Теоретические положения, роль и направления эволюции маркетинга в сфере таможенных услуг. Место, роль и проблемы маркетинга в сфере таможенных услуг.

 

6.1 Особенности управления в таможенных органах. Общее руководство таможенным делом. Организационная структура таможенных органов. Функции управления в таможенных органах. Процессный подход к управлению в таможенных органах.

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение едино действия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее. таможенный оперативный правоотношение

Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности страны и защиты ее экономических интересов.

Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.

В литературе имеется множество определений понятия "управление", в том числе социально-экономическими системами, к которым относится и система таможенных органов. Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение.

Управление - это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

Система управления - совокупность элементов и подсистем, объединенных общим назначением и предназначенных для перевода объекта управления из одного состояния (исходного) в другое (желаемое).

Организационная структура – это состав, взаимосвязи и соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, которые выполняют различные функции по управлению предприятием.

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.

В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах.

К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т. е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ГТК России, осуществляющие целенаправленное воздействие.

В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др.

Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что управление как структура в таможенных органах носит ступенчатый, иерархический характер и что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать как субъект последующих управленческих и исполнительских действий. Соответственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону.

Существенную роль в системе управления играют взаимосвязи и взаимоотношения между субъектом и объектом управления, зависящие от организационной структуры управления, других факторов.

Субъект управления получает информацию о фактическом состоянии объекта управления и окружающей его внешней среды. Эта информация перерабатывается субъектом управления, в результате чего принимается решение, которому придается одна из форм управленческого решения (приказ, указание, резолюция и т.д.) для передачи его содержания объекту управления по каналу прямой связи. Информация о выполнении этого решения и информация о новом состоянии объекта управления (управляемой системы) вновь поступает к субъекту управления по каналу обратной связи. Таким образом, управление является относительно непрерывным процессом. Непрерывный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них.

Рассматривая особенности управления в таможенных органах на примере таможенных органов Российской Федерации, можно выделить следующее.

Во-первых, управление в таможенной службе характеризуется высокой степенью централизации, которая является необходимой основой деятельности таможенных органов.

Во-вторых, таможенная управляемая система отличается большой динамичностью. Чтобы всегда отвечать постоянно изменяющимся условиям, в которых решается задача обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов страны, таможенная организация должна быть гибкой, оперативно совершенствовать свою организационную структуру. Естественно, что и система управления в таможенном организме призвана не только поспевать за этими изменениями, но и опережать их, предоставляя простор новому, сохраняя лучшее из старого.

В-третьих, управление в таможенных органах характеризуется высокой степенью социально-политической ответственности, которая возлагается на органы управления и руководителей, за принятые решения, за так называемый управленческий акт.

Ошибки в управлении таможенным делом могут привести к серьезным экономическим и политическим последствиям.

Таким образом, управление в таможенных органах осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни.

Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления - поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как социально-экономической организации, выполняющей специфические задачи - функции.

Специфика управленческой деятельности в таможенных органах предопределена строгой системой взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, базирующихся на общей цели функционирования и едином законодательстве, объединенных общностью задач, функций и методов.

Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления — это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.

Общее руководство таможенным делом в Донецкой Народной Республике осуществляет Правительство Донецкой Народной Республики.

Непосредственную реализацию задач в сфере таможенного дела в пределах компетенции обеспечивают республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, и Таможенная служба Донецкой Народной Республики.

Таможенную службу Донецкой Народной Республики возглавляет заместитель руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, – руководитель Таможенной службы Донецкой Народной Республики, который назначается и освобождается от должности Председателем Правительства Донецкой Народной Республики по представлению руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела.

Общее руководством таможенным делом в РФ в сравнении с общим руководством таможенным делом в ДНР осуществляется следующим образом.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического суверенитета и экономической безопасности России.

Круг субъектов общего руководства таможенным делом, согласно ТК РФ, включает, прежде всего, Правительство РФ. Но если толковать этот термин расширительно, то в него с определенной долей условности можно включить и деятельность в сфере таможенного дела Федерального Собрания РФ.

Президент РФ в силу своего конституционного положения также выполняет значительный объем функций и полномочий в сфере таможенного дела.

Правительство РФ активно действует в сфере нормативного правого регулирования многих вопросов экономической сферы таможенного дела, в частности таможенно-тарифных правил и др.

Под организационной структурой таможенного органа следует понимать совокупность составляющих его структурных подразделений, порядок их подчиненности, а также формы распределения между ними функций и полномочий.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - ФТС России.

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, а также соответствующим Положением.

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, а также контроль поступления доходов в федеральный бюджет, в отношение международного товарооборота является стратегической целью таможенной службы Российской Федерации, результате таможенного администрирования.

 Организационно-управленческие основы администрирования в таможенном деле представляет собой сложный, динамично развивающийся механизм. В основе любого управления лежит организационная структура, позволяющая выполнить, как стратегические, так и тактические цели.

Организационная структура таможенных органов – это совокупность различных структурных подразделений, которые составляют таможенных орган, порядок их соподчиненности и формы распределения функций между ними. Организационная структура играет важную роль в системе таможенных органов, поскольку от ее устойчивости и жесткости зависит реализация основных функций таможенных органов.

Так как таможня является жестко регламентированным государственным органом с узкой специализацией, в котором четко прописаны и известны все выполняемые функции, то она, соответственно, обладает жесткой организационной структурой. Конкретно необходимость выполнения тех или иных функций и обусловливает создание органа или его структурного подразделения.

Именно благодаря организационной структуре реализуются стратегические планы предприятия, а организационная структура таможенных органов позволяет обеспечить работу таможни и экономическую безопасность страны.

Организационная структура таможенных органов утверждена Приказом ФТС РФ от 16.05.2006 г. № 443 «О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации» и представляет собой четкую иерархию уровней. Структура таможенных органов представлена:

1. Министерства финансов РФ

2. Федеральная таможенная служба

3. Региональное таможенное управление

4. Таможня

5. Таможенный пост

 Приказ был издан в целях совершенствования структуры таможенных органов Российской Федерации и дает представляет визуальное распределение иерархию структуры таможенных органов.

На сегодняшний момент ФТС России находится в подчинении у Министерства финансов РФ.

При построении любой организационной структуры необходимо опираться на определенные принципы, которые отражают требования и значение, которые уделяются данной структуре. В свою очередь система управления таможенными органами имеет свою подсистему управления, принимая вид линейно-функциональной системы управления. Задачи и функции работы системы таможенных органов подчинены «Таможенному кодексу Евразийского экономического союза».

Принципы построения организационных структур представляют собой следующее:

- организационная структура должна отражать цели и задачи предприятия и, следовательно, быть подчиненной его интересам и потребностям;

- необходимо предусматривать разумное и оптимальное разделение труда между органами управления и другими сотрудниками, и служащими;

 - само формирование организационной структуры необходимо привязывать к определенным полномочиям и ответственности каждого сотрудника и служащего, а также учитывать систему горизонтальных и вертикальных связей между ними;

- организационная структура должна быть индивидуально разработана под каждую организацию и государственный орган для наилучшего их функционирования.

Для оценки эффективности организационной структуры используют определенные параметры. Сама оценка эффективности представляет собой один из важнейших элементов разработки проектных решений, благодаря которому можно выявить прогрессивность действующей организационной структуры. Она проводится в первую очередь для того, чтобы выбрать наиболее оптимальную структуру или способ ее совершенствования.

 Показатели эффективности таможенной деятельности закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга».

Также основные положения системы показателей эффективности закрепляются в Распоряжении Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации».

 Эффективность деятельности таможенных служб определяется выполнением нормативных актов и качество предоставляемых услуг, как отношении Государства, так и потребителям таможенных услуг. Для успешной оценки эффективности таможенной деятельности, необходимо знать масштабы и объёмы выполняемых задач, а также цели таможенной деятельности в общем. «При этом проблема формирования показателей эффективности таможенного дела связана с концепцией «сервисная» таможня».

К показателям эффективности организационной системы выдвигают следующие требования:

- все показатели должны быть четко определены;

- нормативы и показатели должны быть достижимы;

- показатель должен находиться в сфере ответственности той области, которая подвергается оценке;

- показатель должен иметь смысловое значение;

- показатели могут быть общими для всей организации или конкретными для каждого предприятия.

Показатели эффективности организационной системы описывают связь между результатом фактической деятельности и затраченными ресурсами.

Для оценки эффективность организационной структуры применяют показатели, представленные в таблице 1.

 Для оценки эффективности организационной структуры и ее совершенствования возможно использование отдельных частных показателей, не связанных в единую систему.

Таблица 3 – Показатели эффективности организационной структуры.

Группа показателей Характеристика
Показатели, выражающиеся через итоговые результаты деятельности и издержки на управление За основные критерии, обуславливающие развитие структуры, принимаются прибыль, объем выпуска продукции, себестоимость, объем капиталовложений, качество продукции, периоды внедрения новой техники и т.п.
Показатели, определяющие содержание и организацию процесса управления В качестве критериев оценки принимаются текущие траты, такие как содержание зданий и помещений, обучение кадров, приобретение технических средств и т.п
Показатели, определяющие рациональность организационной структуры и ее техникоорганизационный уровень К ним относятся уровень централизации функций управления, звенность, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем, сбалансированность распределения прав и ответственности и т.п.

Таким образом, благодаря использованию вышеперечисленных коэффициентов и параметров, можно рассчитать эффективность организационной структуры и составить проект по ее изменению и совершенствованию.

На основе поставленных целей таможенные органы Российской Федерации выполняют ряд основных функций. В управлении государственными органами функции управления занимают важнейшее место, т.к. они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях (ФТС; РТУ; таможни; таможенного поста).

Разработку организационных структур управления, применение методов и технических средств управления, подбор, подготовку и расстановку кадров следует осуществлять с учетом состава и конкретного содержания функции управления.

Возникновение функций управления – это результат разделения и специализации труда в сфере управления.

Образование системы функций – необходимый процесс, порождаемый сложностью и разнообразием служебной деятельности и управления ею.

Концепция функционированного разделения управления основывается на положении, что функции управления объективны и постоянны по отношению к их исполнителям.

Большинство исследователей и специалистов по управлению, под функцией управления понимают сложную деятельность, характеризующуюся определенной однородностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления, которые поддерживают равновесие между системой и средой в процессе преобразования последней.

Функция управления – конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции).

В управлении таможенными органами функции управления отражают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и связаны с распределением обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов.

Классификация функций управления в системе таможенных органов:

- общие функции управления - отражают стадии процесса управления;

- специфические (конкретные) функции управления – связаны с конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.

При определении состава общих функций управления следует учитывать их диалектическое единство, а также единство управляющей и управляемой систем. Состав функции управления должен обеспечивать эффективность реагирования управляющей системы на любые изменения состояния управляемой системы.

К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование оперативно-служебной обстановки, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

Для того чтобы реализовать ту или иную функцию управления, необходимо выполнить ряд управленческих работ (операций).

При этом под управленческой работой (операцией) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления.

Если полная реализация основной функции управления приводит к тому, что оперативно-служебная деятельность переходит в новое качество, то выполнение отдельной управленческой работы еще недостаточно для того, чтобы эта деятельность получила новое качественное состояние.

Реализация конкретно взятой общей функции управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических только для этой функции управленческих работ.

Объективные возможности таможенных органов могут быть выявлены на основе анализа и прогнозирования оперативно-служебной обстановки как одной из важнейших функций управления. Расчленяя систему на части, выявляя ее структуру, анализ выявляет их взаимоотношения и взаимозависимость. При этом анализ распространяется не только на систему управления в целом, но и на каждый компонент управленческого цикла.

Анализ и прогнозирование таможенной оперативно-служебной обстановки неразрывно связаны с изучение, познанием и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов.

Под таможенной оперативно-служебной обстановкой понимается совокупность взаимосвязанных элементов с находящимися в диалектическом развитии экономическими, политическими, социальными, правовыми, региональными и другими условиями (факторами), существенно влияющими на таможенную деятельность.

Основными элементами таможенной оперативно-служебной обстановки являются:

- обслуживаемые участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – российские и иностранные физические и юридические лица, виды, объемы и направления товарных потоков в зоне деятельности таможенного органа, распределение их по времени, месту, видам транспорта;

- наличие участников ВЭД, злостно нарушающих таможенное законодательство и их пособников; контрабандистов и их пособников; около таможенных криминальных структур и их пособников, пытающихся осуществить отрицательное воздействие на таможенные органы; сведения об их устремлениях, планах, замыслах, времени, месте, стратегии и тактике осуществления преступлений и нарушений таможенных правил;

- силы и средства таможенных органов и их возможности по выполнению возложенных на них функций и задач;

- общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов РФ;

- наличие в зоне деятельности таможенных органов других правоохранительных органов, ведомств и организаций по борьбе с контрабандой и таможенными правонарушениями, возможности использования их для решения задач таможенных органов;

- среда, в которой осуществляется таможенная деятельность.

Планирование – это основная функция управления, посредством которого в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности.

С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых решаются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как:

- определение цели управления;

- выявление проблемы, мешающей достижению цели;

- выработка и принятие управленческих решений по достижению поставленной цели;

- разработка организационного плана реализации принятого решения;

- согласование разработанного плана;

- утверждение плана руководителем.

Кроме того, оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы – долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года).

Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует, что план будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия – их создает другая функция управления – организация.

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создается условия для выполнения разработанных планов.

Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция «организация» в таможенных органов реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как:

- постановка задач по выполнению решений и разработанных планов;

- организация взаимодействия;

- подготовка исполнителей, включающая их обучение;

- а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивации и стимулирования отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация функции управления «регулирования» включает исполнение таких управленческих работ (операций) как:

- анализ результатов контроля;

- принятия решений на регулирование;

- доведение решений в виде задач до исполнителей;

- организация регулирования;

- проведение регулирования;

- проверка действенности регулирования.

Сущность функций учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль – это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное решение внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки. Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой – совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все перечисленные функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.

Таким образом, управление в таможенных органах – это комплексная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

Специфические (конкретные) функции управления

Специфические функции управления в таможенных органах обусловлены самой сущностью оперативно-служебной деятельностью и ее многогранностью.

Рассмотрим кратко каждую из этих функций.

Функция управления таможенным контролем и таможенным оформлением – это целенаправленный вид деятельности, объектом которого являются сотрудники, задействованные в процессе таможенного контроля и оформления.

Функция управления правоохранительной деятельностью предусматривает управление борьбой таможенных органов с преступлениями, отнесенными к их компетенции, с нарушениями таможенных правил, управление оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов и организации службы таможенной охраны.

Функция управления экономической деятельностью – это вид деятельности, объектом которого являются сотрудники таможенных органов, осуществляющие таможенно-тарифное регулирование, определение таможенной стоимости, взимающие таможенные платежи, осуществляющие валютный контроль и ведущие таможенную статистику.

Функция управления правовым регулированием рассматривает вопросы управления сотрудниками, осуществляющими правовое регулирование таможенного дела, относящиеся к компетенции таможенных органов.

Функция управления научно-техническим обеспечением и развитием – средство повышения эффективности таможенной деятельности.

Функция управления финансовой деятельностью обеспечивает оперативно-служебную деятельность таможенных органов финансовыми ресурсами. Она способствует повышению финансовой эффективности деятельности таможенных органов, а также механизмов стимулирования сотрудников таможенных учреждений для целесообразного и экономического расходования выделенных ассигнований.

Функция управления бухгалтерской деятельностью является учетной и контролирующей функцией управления.

Функция социального управления решает задачи, связанные с подготовкой, подбором и расстановкой кадров таможенных организаций и учреждений, а также обеспечением нормальных условий их труда и отдыха.

В группу социальных функций управления входит: функция управления кадровой деятельностью; функция управления трудовой деятельностью и социальным обеспечением, а также функция управления психолого-педагогической деятельностью. Рассмотрим кратного их содержание.

Функция управления кадровой деятельностью призвана удовлетворять потребности оперативно-служебной деятельности таможенных органов в высококвалифицированных кадрах всех направлений деятельности.

Функция управления трудовой деятельностью и социальным обеспечением включает разработку мероприятий по созданию безопасных, нормативно-психофизиологических, санитарно-технических условий труда, повышению культуры служебной деятельности, а также решение задач бытового и социального обеспечения.

Функция управления психолого-педагогической деятельностью направлена на:

- групповое и индивидуальное воспитание;

- формирование воспитательного потенциала коллектива и управление им;

- обучение и профессиональное совершенствование объектов управления (функции управления педагогической деятельностью);

- социально-психологическое развитие коллектива;

- формирование и совершенствование личности членов коллектива (функции управления психологической деятельностью).

Все перечисленные функции управления образуют содержательную, функциональную часть механизма управления таможенной оперативно-служебной деятельностью. Функциональные подсистемы структуры управления, выделенные относительно конкретных объектов, в совокупности представляют собой взаимодействие общих и специфических функций управления.

Научно-технический прогресс оказывает влияние на развитие оперативно-служебной деятельности и, соответственно, на развитие функций управления.

Внедрение в управление современных достижений науки и техники приводит к появлению новых и изменению содержания отдельных элементов процедур и операций (управленческих работ), которые формируют содержание функций управления.

Общие функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое, а специфические функции управления обусловлены самой сущностью оперативно-служебной деятельностью таможенных органов.

Процессный подход рассматривает деятельность таможенных органов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и технологических функций - бизнес-процессов.

Процессный подход позволяет уменьшить число уровней иерархии и объединять ряд частных функциональных подзадач в рамках целостного охвата задачи. При этом каждый сотрудник отвечает за свою часть работы и осуществляет самоконтроль. В результате происходят упрощение и ускорение процессов и оптимизация расходов всех видов ресурсов.

На сегодняшний день выделяют три основных группы процессов:

- сквозные процессы, проходящие через несколько подразделений организации или через всю организацию, пересекающие границы функциональных подразделений;

- внутрифункциональные процессы (подпроцессы), деятельность которых ограничена рамками одного функционального подразделения организации ;

- операции (функции) самого нижнего уровня декомпозиции деятельности организации, которые, как правило, выполняются одним человеком. Для управления процессом назначается должностное лицо, ответственное за выполнение процесса и его результат.

Процесс - это взаимонезависимый компонент производственной системы, преобразующий вход в один или несколько выходов в соответствии с предварительно установленными правилами.

Процессный подход позволяет:

Ø перейти от «точечного» текстового описания деятельности (Положения о подразделениях и должностных инструкций)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.